Штраф за непропуск пешехода — разъяснение нюансов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за непропуск пешехода — разъяснение нюансов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.

Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2023 году?

К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.

Как избежать штрафа и доказать свою невиновность?

Если на вас наложен штраф за то, что вы не пропустили пешехода, вы можете его оспорить в соответствующих инстанциях.

Все дело в том, что ситуации, когда на водителя налагается штраф, зачастую бывают спорными. Порой человек, переходящий полосу движения сам оказывается неправ.

Несмотря на то, что поправки в законодательстве намного облегчили разбирательства и поиск виновного, в некоторых случаях свою правоту приходится доказывать и отстаивать.

Как доказать свою невиновность? В первую очередь вы сами должны быть уверены, в том, что не совершали правонарушение.

Если вы его все-таки совершили, обязательно найдутся свидетели или записи с камер наблюдения, и вам не удастся избежать наказания.

Если же вы правы, порядок действий при остановке вашей машины инспектором ГИБДД должен быть следующим:

  • Попросите инспектора представиться, показать удостоверение и озвучить причину остановки.
  • Настаивайте на составлении протокола с привлечением пешехода в качестве свидетеля.
  • Если пешеход выскочил на дорогу внезапно, вы можете сами проинформировать его о том, что по закону он тоже должен заплатить штраф.
  • Пешеход будет вынужден признать, что вы не создавали ему помех в движении, ведь иначе он также понесет наказание.
  • В том случае, когда инспектор отказывается привлекать в свидетели пешехода, а правонарушение не было зафиксировано камерами или иными техническими средствами, составление протокола бессмысленно по причине отсутствия свидетеля, а значит и состава преступления.

Как и любой закон ПДД несовершенен. Нарушить их может любой человек в силу разных обстоятельств. Однако пешеходам нужно помнить, что они не всегда правы. Это заблуждение порой приводит к плачевным ситуациям.

Водители также не должны забывать, что лучше немного притормозить, и ехать дальше по свободной дороге, чем торопиться и не заметить пешехода.

Уважение друг к другу на дороге является залогом безопасного движения!

Нововведения в законодательстве изменили представление о некоторых понятиях, повлияв на ряд правил. В первую очередь это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое заменили, как уже упоминалось выше, на «уступить дорогу».

Смысл корректировки в том, что теперь водитель избавился от обязанности выполнять остановку и ждать человека, переходящего дорогу, если тот находится на встречной полосе. Останавливаться придется, когда пешеход максимально приблизится к полосе, по которой едет автомобиль. Но при движении следует рассчитывать скорость, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Благодаря замене термина, удалось снизить количество пробок, ускорив общее движение транспортного потока.

Я собираюсь получать права в будущем – повлияет ли штраф на это?

По закону тоже нет. Но на практике бывали случаи, когда инспекторы МРЭО, принимающие экзамены на получение водительских прав могли специально «заваливать» кандидатов в водители.

Тем не менее, и это тоже непроверенная информация. Она может не соответствовать правде, а описанные случаи чаще касаются очень грубых правонарушений (если вы неоднократно попадались в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, скрывались с места ДТП, будучи без прав и подобных).

Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?

Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.

Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.

Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.

Читайте также:  Какой штраф в 2023 году за выезд на встречную полосу

В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:

Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.

Теоретические аспекты

Если до внесения поправок в правила, под переходом понимался только участок дороги, выделенные двумя специальным знаками, то в текущий момент дано несколько расширенное определение. Под пешеходным переходом все также следует понимать зону, выделенную двумя знаками, но теперь она может пересекать трамвайные пути, которые зачастую пересекают разделительную линию разметки. Это означает, что теперь водители трамвая обязаны пропускать переходящих дорогу людей. Однако, не стоит переходить дорогу на пересечение движущемуся трамваю – далеко не всегда он сможет быстро и эффективно затормозить.

В прошлой редакции правил обгон на пешеходном переходе был запрещен только в том случае, когда на нем находились люди. Это порождало много необоснованных споров и судебных разбирательств поскольку не было урегулировано то, что может считать нахождением на пешеходном переходе (например, когда обгон совершается на правой стороне проезжей части, а пешеход уже находится на левой и заканчивает пересечение дороги).

ВАЖНО !!! Сейчас же запрещено совершение обгона на пешеходном переходе в любом случае, независимо от присутствия на нем людей.

До внесения изменений 2014 года водитель не был обязан тормозить или останавливаться, если ТС, движущееся по соседней полосе, останавливалось перед пешеходным переходом. Единственная обязанность была удостовериться в безопасности своего движения. Сегодня же водитель должен также снижать свою скорость, если это делают соседние автомобили.

Все вышеперечисленные изменения были направлены на повышения безопасности дорожного движения в первую очередь для пешеходов. За нарушение любого из пунктов правил на водителя будет наложена административная ответственность.

Вождение в нетрезвом состоянии

Наказание за езду в пьяном виде останется без изменений – штраф в размере 30 тыс. руб. и лишение прав сроком на 2 года.

Однако после Нового года серьезные ограничения ждут водителей, которые управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а в салоне при этом находились дети.

Это автоматически повышает сумму штрафа до 50 тыс. руб., водительского удостоверения можно будет лишиться уже на 3 года.

В частности, они инициировали штрафы именно за перевозку в пьяном виде детей. Если при остановке транспортного средства автоинспектором обнаружится, что водитель пьян, а в салоне сидит ребенок (причем, детьми в данном случае будут считаться лица в возрасте до 16 лет), он лишится прав на три года, а также весьма крупной суммы в 50 тыс. руб.

Кроме того, вскоре все пьяные водители, по вине которых уже однажды случались аварии со смертельным исходом, будут лишаться свободы сроком до 3 лет и платить штраф, достигающий огромной суммы 300-500 тыс. руб.

Если создать препятствие пешеходу, нарушив правила проезда перекрестков, пешеходных переходов и прочее, то к водителю будет применена административная мера. Кодекс предусматривает штраф, за то, что не пропустил пешехода на переходе в 2021 году, который варьируется от 1500 до 2500 руб.

Но это самое безобидно наказание. Если происшествие будет иметь более серьезные последствия, то водителю грозит более суровая ответственность:

ситуация наказание
человек получил легкие травмы штраф 2500-5000 руб. или лишение прав до 1,5 лет
вред здоровью средней тяжести штраф 10 тыс.-25 тыс. руб., либо лишение до 2 лет
тяжкий вред здоровья тюремное заключение до 2 лет, а если водитель был нетрезвый, то до 4 лет
смертельный исход лишение свободы до 5 лет, а в состоянии опьянения — до 7 лет

Управление машиной: ремни безопасности, алкоголь за рулем

Ст. КоАП Правонарушение Штраф
12.июн Управление ТС водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, перевозка пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, если конструкцией ТС предусмотрены ремни безопасности, а равно управление мотоциклом или мопедом либо перевозка на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах штраф 1000 ₽
12.7 ч. 1 Управление ТС водителем, не имеющим права управления ТС (за исключением учебной езды) штраф 5000-15000 ₽
12.7 ч. 2 Управление ТС водителем, лишенным права управления ТС штраф 30000 ₽ или арест на срок до 15 суток или обязательные работы от 100 до 200 часов
12.7 ч. 3 Передача управления ТС лицу, заведомо не имеющему права управления ТС (за исключением учебной езды) или лишенному такого права штраф 30000 ₽
12.8 ч. 1 Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения. Вводится примечание: Употребление веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, а также употребление психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей и частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, наступает в случае установленного факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, который определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, или в случае наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека. 30000 ₽ с лишением права управления от 1,5 до 2 лет; при повторном нарушении – 50000 ₽ с лишением права управления на 3 года
12.8 ч. 2 Передача управления ТС лицу, находящемуся в состоянии опьянения 30000 ₽ с лишением права управления от 1,5 до 2 лет
12.8 ч. 3 Управление ТС водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления ТС либо лишенным права управления ТС арест на срок от 10 до 15 суток или штраф 30000 ₽ для лиц, в отношении которых не может применяться арест
264 ч.1 УК РФ Управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 Уголовного Кодекса штраф в размере 200000-300000 ₽ , либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет

Запрет езды на красный сигнал светофора

Так как перекрестки в дорожном движении являются зоной повышенной опасности, то и при составлении правил их пересечению было уделено особое внимание. Нарушением считается:

  • очевидная ситуация – выезд на пересечение улиц при горящем красном окне светофора;
  • выезд в момент переключения сигналов, когда одновременно горят и желтый, и красный;
  • попытка проезда при постоянно работающим желтом сигнале;
  • поворот направо при горящем зеленом свете основного светофора, но выключенным дополнительным (боковая стрелка зеленого цвета).

Важным фактором в разметке перекрестка является стоп-линия, которая действующими правилами связана с запрещающим сигналом светофора. При включении запрещающего сигнала нельзя не только переезжать, но и въезжать на нее. Все действия водителя после этого проступка: дальнейшее движение, остановка, попытка сдать задним ходом – являются нарушением и караются штрафами различной величины.

Кроме перечисленных основных нарушений на перекрестке со светофором, есть и второстепенные требования, но не менее существенные:

  • своевременно перестраиваться в крайний ряд для проведения поворота;
  • категорически не заезжать на тротуар;
  • не забывать о включении поворотников.

Если вы сознательно проехали под давно уже сигнализирующий красным светом светофор, то это очевидное нарушение, создающие угрозу безопасности окружающим, и оправдаться не получится. Вы заслуживаете наказание и должны смиренно его признать.

Варианты для успешного взаимодействия с инспектором есть только в пограничных ситуациях, когда на принятие правильного решения отводятся секунды. При этом надо помнить, что:

  • мигающий зеленый сигнал еще не запрещает движение, а предупреждает о скором переключении светофора;
  • если вы въехали на перекресток под зеленый сигнал, а выехать до его переключения на красный не успели – это не считается правонарушением.

В том случае, если вы проскочили под желтый или вначале включения красного, и вас остановил инспектор, то у вас единственный способ оправдаться.

  • Следует заявить, что свет переключился в момент проезда, и остановка была возможна только при экстренном торможении, что могло создать аварийную ситуацию. При подписи протокола там надо сделать эту же запись.
  • Еще одним важным фактором в вашу пользу может стать положение полицейского в момент нарушения. Возможно, со своего места он не мог правильно зафиксировать момент переключения светофора. Поэтому зафиксируйте это и приложите к протоколу.
  • Если у вас были пассажиры, готовые свидетельствовать в вашу пользу, то не стоит пренебрегать и этим.

Если сотрудник ДПС остановил нарушителя правил, он, в зависимости от степени тяжести нарушения, может:

  • устно предупредить человека о недопустимости подобных действий в дальнейшем и отпустить;
  • выписать постановление, которое нужно будет оплатить в течение двух месяцев.

Новые штрафы (таблица) за нарушение водителей правил ПДД на пешеходных переходах с 2020-2021 года: сколько платить, последние новости сегодня

Скан письма с разъяснениями для инспекторов за подписью начальника ГИБДД Михаила Черникова был опубликован в ряде телеграм-каналов, в МВД «Ъ» подтвердили подлинность документа. «Документ касается применения норм ПДД и КоАП, связанных с проездом пешеходных переходов», — пишет издание.

Согласно ПДД, водитель, подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим улицу, или «вступившим на проезжую часть». Под термином «уступить дорогу» подразумевается, что автомобилист не должен начать или продолжать движение, если это заставит пешехода «изменить направление движения или скорость», поясняет издание.

В 2012 году Верховный суд (ВС) РФ постановил, что если траектории пешехода и машины не пересекаются, то уступать дорогу водитель не обязан, и штрафовать его нельзя. В письме инспекторам за подписью Черникова еще раз разъясняются эти правила.

«Обязанность водителя уступить дорогу пешеходу поставлена в зависимость именно от необходимости не создавать помех в его движении», — говорится в документе. Если водитель не вынуждает пешехода, «имеющего по отношению к нему преимущество», изменить скорость или направление движения, в действиях автомобилиста нет никакого правонарушения, поясняет начальник ГИБДД.

В МВД «Ъ» пояснили, что упомянутое письмо было направлено в региональные подразделения ГИБДД «в целях выработки единой государственной политики в области безопасности дорожного движения» и «разъяснений порядка применения положений пунктов ПДД с учетом позиции Верховного суда».

Источник издания, знакомый с подготовкой документа, сказал, что дополнительные инструкции понадобились потому, что некоторые инспектора по-прежнему некорректно штрафуют водителей за их действия на пешеходных переходах, несмотря на озвученную еще в 2012 году позицию ВС РФ по данному вопросу.

Читайте также:  Суточные при загранкомандировках

«Ъ» напоминает, что водителей, не уступающих дорогу пешеходам на переходах, штрафуют на 1,5 — 2,5 тыс. руб. по ст. 12.18 КоАП (Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения). В 2019 году было возбуждено 1,37 млн дел по данной статье, за девять месяцев этого года — 874,5 тыс., отмечает издание.

Календарные дни вместо месяцев для привлечения к ответственности

Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.

В ГИБДД начнут получать данные о заболеваниях автомобилистов

Законопроект, согласно которому результаты медицинского осмотра водителей будут передаваться в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и МВД уже принят Госдумой в первом чтении.
Авторы документа должны доработать документ, после чего рассмотрение продолжится. Такие изменения нужны, чтобы в ГИБДД могли оперативно актуализировать данные о состоянии здоровья автомобилистов и приостанавливать действие прав, если окажется, что у водителя появились новые противопоказания к управлению автотранспортом.
Как объяснили в Госдуме, по действующему законодательству для водителей установлена обязанность по истечении десятилетнего срока действия водительского удостоверения проходить медицинское освидетельствование. Однако отсутствие межведомственного информационного взаимодействия между Минздравом и МВД по обмену информацией приводит к тому, что водители, у которых выявлены медицинские противопоказания, продолжают управлять транспортными средствами до окончания срока действия водительских удостоверений.
Документ должен упростить взаимодействие между ведомствами. И обнаруженные противопоказания к управлению транспортным средством станут основанием для признания ранее выданного водительского удостоверения недействительным.

Платных парковок станет больше

Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.

Правила движения для пешеходов

Есть ряд документов, которые регулируют движение пешеходов. Он не может передвигаться где, ему вздумается. Прежде всего для личной безопасности разработан ряд следующих правил:

  • переходить оживленную дорогу можно только в специально предназначенных местах — так называемая «зебра«. Возможно движение через подземные или надземные переходы, но они не так распространены в силу дополнительных затрат на установку. Чаще всего они находятся в местах с повышенных движением.
  • для передвижения использовать тротуары. Если нет возможности по обочине дороги.
  • если на проезжей части отсутствует пешеходный переход, следует пересекать дорогу по прямой. Из-за соображений безопасности исключить любое зигзагообразное движение.
  • пешеход должен удостоверится в безопасной дорожной обстановке, при возможности дождаться, когда поток автомобилей уменьшится. Убедитесь, что находитесь в поле зрения водителя и начните движение. Не используйте при переходе наушники и любые устройства, которые затрудняют оценку ситуации на дороге.
  • пересекать дорогу можно только при наличии хорошего обзора. Отсутствие кустов, деревьев, припаркованных автомобилей, дорожно-строительной техники.
  • запрещено создавать помехи для участников дорожного движения и других пешеходов. Останавливать на проезжей части только в крайних случаях. Дорого стоит переходить уверенно. Любое сомнение вводит в заблуждение автомобилистов и может привести к аварии.
  • в ночное время, по возможности, передвигаться в яркой одежде преимущественно зеленого и оранжевого цветов.
  • пешеходу следует дождаться проезда специализированной техники (скорая помощь, пожарная служба, полиция и прочие). Особенно при включенных сигнальных сиренах, когда от скорости спецтехники зависит жизнь других людей
  • если стало очевидно, что автомобиль в угрожающей близости от пешехода, запрещается бежать вперед, стараясь избежать столкновения. Лучше отойти обратно на обочину дороги, даже в том случае если пешеход находится на середине пути.

Обширный список правил, часто нарушается, что и ведет к штрафам. Культура движения у населения развита на низком уровне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *