Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду по обочине 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.
Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.
Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.
В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?
Дополнительные нарушения
Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:
Какое нарушение | Ответственность |
Не включение поворотников | Ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не соблюдение дорожной разметки/знака | Ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не предоставление преимущества пешеходу | Ст. 12.18 КоАП РФ – штраф до 2500 руб. |
Причинение вреда здоровью | Ст. 12.24 КоАП РФ – штраф от 2000 до 25000 руб. в зависимости от степени травм. |
Ответственность за нарушение
Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:
- Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
- Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
- От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
- Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.
В каких случаях движение по обочине не наказывается штрафом
Не всегда езда по обочине считается нарушением правил, существуют случаи, когда за этот вид нарушения автомобилисту ничего не грозит.
Свободно перемещаться по обочинам могут машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Также это могут делать автомобили, подвозящие грузы к зданиям, которые располагаются у обочины и других подъездов не имеют.
Если езда по обочине запрещена, то съезжать на нее для остановки и возвращаться обратно на дорогу не запрещено. Некоторые водители пытаются использовать этот нюанс в качестве лазейки, чтобы не платить штраф, — выехал на обочину с целью остановки, но места не нашел, поэтому пришлось продолжить движение. Однако от штрафа подобное объяснение не убережет — свободное место для остановки нужно искать заранее, находясь в общем потоке.
Есть смысл сделать поправку.
Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2020 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.
Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:
-
Мопеды, не создающие помех пешеходам, могут ездить по обочине
Мопеды, не создающие помех пешеходам
- Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.
- Автомобили экстренных служб
- Машины коммунальных служб
- Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект
- Гужевые повозки
- Велосипедисты
- Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам
- Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)
Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.
Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2020 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.
Дополнительные нарушения
Если водитель прибег к недопустимой езде на обочине, то это влечет и другие провинности:
Какое нарушение | Ответственность |
Не включение поворотников | Ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не соблюдение дорожной разметки/знака | Ч. 1 ст. 12.16 КоАП РФ — штраф 500 руб. |
Не предоставление преимущества пешеходу | Ст. 12.18 КоАП РФ – штраф до 2500 руб. |
Причинение вреда здоровью | Ст. 12.24 КоАП РФ – штраф от 2000 до 25000 руб. в зависимости от степени травм. |
Ответственность за нарушение
Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.
Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:
- Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
- Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
- От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
- Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.
Проблема обочечников в России, на самом деле, гораздо глубже, сходятся во мнении эксперты. Одним увеличением штрафа здесь не поможешь. «Штрафа в размере 1500 рублей вполне достаточно, чтобы пресекать нарушения, это не минимальный штраф, просто никто этим не занимается», — говорит Максим Едрышов. Он добавляет, что санкции в размере даже 5-10 тысяч не остановят нарушителей.
Руководитель проекта «Карта убитых дорог» Александр Васильев придерживается той же точки зрения. Он добавляет, что вместо широкой обочины можно было бы организовать еще одну полосу, главное, не перед сужением дороги, иначе это усугубит ситуацию с пробками. Поэтому для начала надо решить хотя бы частично проблему заторов. Если взять за пример то же сужение дороги, где из двух полос делают одну, то знак надо ставить не за 300 метров, а хотя бы за километр, чтобы водители успели перестроиться. Для этого необходимо ограничить скорость, уменьшить дистанцию, и таким образом сохранить движение на дороге. В России же пробки часто возникают как раз из-за нехватки времени для перестроения. В итоге водители пытаются в последний момент «влезть» на оставшуюся полосу и создают помехи.
Какие штрафы за неправильную парковку
Если нарушить правила стоянки грузовых автомобилей, придется нести наказание. Обычно грузовой транспорт несет штраф, размер которого меняется зависимо от особенностей правонарушения:
Выполнение остановки или стоянки нарушив правило | Для Москвы и Санкт-Петербурга | Для остальных регионов |
Нарушить правило на переезде ДЖ | Тысяча рублей/лишитесь прав на 3-6 мес. | |
Нарушить правило в месте предназначенном инвалидам | 5 тыс. руб. | |
Нарушать правило, перекрывая пешеходный переход, заехав на тротуар, остановившись на остановке такси и общественного транспорта | 3 тыс. | 1 тыс. |
Нарушить правило на трамвайных путях, дальше первого ряда, на территории, где действует запрещающий знак | 3 000 руб. | 1 500 руб. |
Нарушить правило в тоннеле, создав для других препятствия | 3 000 рублей | 2 000 рублей |
Нарушить правило в остальных случаях | 2, 5 тыс. руб. | 500 руб. но можно обойтись предупреждением |
Как фиксируется нарушение
Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.
Водителю можно препираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.
Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.
В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.
Как фиксируется нарушение
Обгон, обгон и другие маневры на правой или левой обочине документируются сотрудниками дорожной полиции. Для подтверждения этого составляется протокол, после чего выносится постановление. А если дело касается отзыва лицензии, то оно рассматривается мировым судьей.
Водитель имеет право возразить, если у сотрудника ГИБДД нет свидетелей. То есть, регистрация основана на личном наблюдении сотрудника полиции.
Если вождение в неразрешенном месте зафиксировано на пленку, фото-радаром, лучше поискать веское обоснование своей вины, чтобы получить меньший штраф.
В последнее время повсеместно устанавливаются многофункциональные камеры, фиксирующие вождение на дороге и другие правонарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют решение и отправляют его владельцам автомобилей вместе с квитанцией. Такие документы трудно оспорить, если только они не содержат вопиющих ошибок или неточностей.
Объезд препятствия или обгон по обочине
Как упоминалось ранее, можно объезжать препятствия по обочине, если нет другого способа их объехать. Этот маневр не является нарушением правил дорожного движения и не облагается штрафом. Если можно было объехать препятствие, не съезжая на обочину, водитель может быть оштрафован.
Что касается обгона на обочине, то этот маневр всегда является административным правонарушением. Наказанием за обгон по обочине может стать штраф в размере 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок до шести месяцев. А если водитель нарушит это положение ПДД второй раз в течение года, он будет лишен водительских прав на срок до одного года. Кроме того, за нарушение правил обгона может быть наложен дополнительный штраф, если водитель пересекает фиксированную линию.
Является ли обочина составляющей дороги
Пункт 1.2 ПДД прямо определяет обочину как элемент дороги, примыкающий к ПЧ на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный разметкой 1.2. Соответственно этому определению обочина считается частью дороги, а использовать ее для передвижения разрешается:
- автомобилям коммунальных, экстренных и специальных служб (включая и полицейские);
- коммерческому транспорту, подвозящему продукты/товары в расположенные у трассы магазины;
- машинам той дорожной компании, которая обслуживает данную дорогу;
- гужевым повозкам и тихоходным ТС, неспособным разогнаться быстрее 30 км/ч;
- велосипедам, скутерам и приравненным к ним средствам передвижения;
- пешеходам — согласно поправкам, принятым к ст. 12.29 КоАП РФ в 2017 г., в условиях недостаточной видимости (в темноте) последние должны передвигаться вдоль ПЧ загородных трасс исключительно в одежде со светоотражающими элементами.
В каких случаях по обочине ехать можно
Движение по обочине для транспортных средств запрещено, особенно если она отмечена разделительными полосами. Выезд правомерен только для совершения остановки по правой стороне. При этом дорога может быть с одно- или двусторонним движением, но без трамвайных путей посередине.
Кому разрешено двигаться по обочине:
- Спецтехнике, ремонтирующей дорогу.
- Транспорту коммунальных служб.
- Грузовым машинам, обеспечивающим подвоз материала или товара на объекты, если других подъездов для них не предусмотрено.
- Велосипедистам старше 14 лет.
- Мопедам или двухколёсной технике со скоростью не больше 20 км/час.
- Гужевым повозкам, вьючным животным или лошадям с всадниками.
Как фиксируется нарушение
Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья. Водителю можно припираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей.
То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции. Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.
В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.