Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему христиане могут разводиться только из-за прелюбодеяния?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Это не плохо и не хорошо. И вряд ли можно оценивать его с такой позиции — хорошо-плохо, правильно-неправильно. Разводу предшествует нарушение «гомеостаза» семейной системы, в которой становится невыносимо существовать всем ее членам. Развод — это один из способов разрешить сложившуюся ситуацию, в некоторых случаях — единственный.
Кризисы как часть брака
В жизни каждой пары возникают кризисы. Толчком к ним обычно служит какая-то новая ситуация, которую невозможно разрешить привычными способами. Каждая пара переживает эти кризисы на разных этапах совместной жизни.
Одна из основоположниц семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделила следующие этапы семейной жизни, особенно подверженные кризисам:
- рождение первого ребенка;
- ребенок осваивает речь;
- рождение второго ребенка, борьба детей за внимание родителей;
- ребенок пошел в сад/школу;
- подростковый период у ребенка плюс кризис среднего возраста у родителей;
- синдром пустого гнезда, когда дети начали самостоятельную жизнь и у них появилась собственная семья;
- климакс у жены;
- уменьшение либидо у мужа;
- освоение новых ролей бабушки и дедушки.
Я бы добавила в этот список начало совместной жизни, когда супруги съезжаются и начинают договариваться о ведении быта, распределении финансов и прочих вопросах.
Известные семейные психологи Эдмонд Эйдемиллер и Викторас Юстицкис выделили кризисы, связанные с неблагоприятными событиями в жизни семьи:
- болезнь одного из супругов или ребенка;
- финансовый кризис;
- супружеская измена;
- конфликты с окружающими людьми;
- жилищно-бытовые проблемы;
- изменение социального статуса одного из супругов;
- чрезмерная нагрузка;
- домашнее насилие;
- усыновление, опекунство.
Контекст определяет смысл
Впервые это утверждение находим в главе 5 Евангелия от Матфея, когда Иисус говорил о грехе прелюбодеяния:
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. (Матфея 5:27-32)
Весь этот отрывок показывает что является блудом и насколько серьезны его последствия, одно из них – это развод, или разделение. Блуд является причиной того, что кто-то оставляет свою жену, а если мужчина оставляет жену не по причине прелюбодеяния, то дает ей повод прелюбодействовать. Если же кто-то разведется по той причине, что она прелюбодействовала, то тот, кто женится на этой женщине совершает прелюбодеяние, потому что она прелюбодействовала будучи в браке.
Это лучше видно, когда смотрим отрывок из Ветхого Завета, на который Иисус сделал ссылку о разводном письме. Этот отрывок охватывает случаи разводов и говорит следующее:
Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа. (Второзаконие 24:1-2)
Когда фарисеи хотели знать, какие причины для развода входят в эту заповедь, они спросили так:
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Матфея 19:3-9)
В этом отрывке Бог говорит чтобы женщинам было дано разводное письмо только для того, чтобы защитить от мужчины с ожесточенным сердцем, который ищет любую причину развода, как фарисеи говорили в начале беседы с Иисусом. Поэтому Бог говорил мужчине с ожесточенным сердцем давать жене разводное письмо, то есть документ, на основании которого женщина могла бы повторно выйти замуж и Бог позволял этой женщине вступить в новый брак, не сказав, что тот, кто женится на этой женщине совершает какой-то грех. Господь Иисус указывает, что прелюбодействует только тот, кто женится на женщине, оставленной своим мужем по причине прелюбодеяния.
Это лучше видно, когда смотрим отрывок из Ветхого Завета, на который Иисус сделал ссылку о разводном письме. Этот отрывок охватывает случаи разводов и говорит следующее:
Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа. (Второзаконие 24:1-2)
Когда фарисеи хотели знать, какие причины для развода входят в эту заповедь, они спросили так:
И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. (Матфея 19:3-9)
В этом отрывке Бог говорит чтобы женщинам было дано разводное письмо только для того, чтобы защитить от мужчины с ожесточенным сердцем, который ищет любую причину развода, как фарисеи говорили в начале беседы с Иисусом. Поэтому Бог говорил мужчине с ожесточенным сердцем давать жене разводное письмо, то есть документ, на основании которого женщина могла бы повторно выйти замуж и Бог позволял этой женщине вступить в новый брак, не сказав, что тот, кто женится на этой женщине совершает какой-то грех. Господь Иисус указывает, что прелюбодействует только тот, кто женится на женщине, оставленной своим мужем по причине прелюбодеяния.
Толкование Евангелия на каждый день года.Вторник 32-й седмицы по Пятидесятнице
Мк., 43 зач., 10, 2–12
Тогда подошли фарисеи и спросили Иисуса, искушая Его: позволительно ли разводиться мужу с женою? Он сказал им в ответ: что заповедал вам Моисей? Они сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться. Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. В доме ученики Его опять спросили Его о том же. Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
Причины супружеской неверности
Большинство исследователей сошлись во мнении, что основные причины адюльтера:
- Новая влюбленность. Подобная ситуация встречается в долгосрочных браках, когда партнеры устали друг от друга либо никогда не любили вторую половину.
- Месть. Измена супруга способна подтолкнуть партнера на ответные действия, особенно если ранее существовали подозрения на этот счет.
- Недостаток внимания и любви. Женщина, не получающая ласку от супруга, ищет ее в других мужчинах, при этом наличие новой влюбленности необязательно — важно удовлетворить потребность в сопереживании.
- Остывшие чувства. Закономерное окончание супружества двух людей, которые поняли, что их отныне ничего не связывает.
- Случайность. Супружеская измена может произойти по стечению обстоятельств, незапланированно. В основном — в состоянии алкогольного опьянения либо в нестандартной обстановке.
Как покаяться в измене мужу или жене и какая епитимия накладывается на согрешившего?
Вопрос: «Как покаяться в измене мужу или жене»? Ответ: так же, как каются в других грехах, — в православном храме на исповеди перед священником. И в этом случае духовник, согласно церковным канонам, может и должен наложить ту или иную епитимию на согрешившего.
Учитывая всеобщую развращённость и усиленное действие духа блуда в мире, к примеру, я не налагаю на таковых положенные 15 лет отлучения от причастия, однако на некоторое, гораздо меньшее время все же их отлучаю.
Тут открытым остается вопрос о прощении согрешившего другим супругом. Это уже они должны решать между собой. Покаяние на исповеди вовсе не предполагает открытие этого греха одного супруга перед другим. Иногда лучше оставить его в неизвестности. Впрочем, повторяю, это уже дело семейное.
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Вопрос: «Объясните, пожалуйста, почему наш Господь Иисус Христос называет женитьбу на разведенной – грехом прелюбодеяния?»
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– По определению. Что такое прелюбодеяние? Прелюбодеяние – это нарушение человеком того, что благословлено Богом. А в данном случае получается так: женат на одной, потом – на другой… Когда человек живет брачной жизнью с одной женщиной, а потом – с другой (даже если этому есть какие-то оправдания, например, жена – умерла) – это уже противно замыслу Божьему! Да, церковь даже венчает второй брак, но всё равно это есть прелюбодеяние, потому что в этом есть измена своей первой жене. Это надо понимать.
Недаром священникам запрещено вступать во второй брак, чтобы, если даже его жена умрет или, не дай Бог, покинет его по какой-то причине – он в этом смысле мог остаться непорочным перед Богом.
Протоиерей Александр Березовский: – Священник – как образец…
Протоиерей Димитрий Смирнов: – Да, священник должен быть образцом, только, к сожалению, современный человек утратил всякие образцы. Например, на современном Западе кидают помидоры в Папу Римского, потому что он, видите ли, не благословляет гомосексуалистов и аборты! Люди думают, что церковь – это некая организация по обслуживанию населения, а потому она должна благословлять всё, чего бы им не захотелось! А это совсем не так.
Церковь – это проводник учения Христова, которое зовет человека к ангельской жизни или, как минимум – к человеческой, а не к демонической и самоубийственной. Может быть, церкви начать благословлять пьянство, наркоманию, воровство, грабеж, убийства? Это, вроде бы, даже смешно звучит, но люди-то – совершенно искренне возмущаются!
Протоиерей Александр Березовский: – Например, люди возмущены и тем, почему не благословляется гражданский брак? Сейчас все так живут! А как еще иначе?
Протоиерей Димитрий Смирнов: – А церковь еще не благословляет грабеж банков! А почему? Банки всегда грабили, и сейчас грабят! Вот пока мы говорим, ограбили еще какой-то банк! Почему бы церкви не благословить? Приходит человек в церковь и говорит: «Я хочу ограбить банк. Батюшка, отслужите молебен, чтобы всё прошло благополучно».
Чем отличается от блуда
Наш безнравственный век породил множество вопросов. В частности, нередко священники признаются, что многие из молодых прихожан вовсе не считают грехом добрачные интимные отношения: что, дескать, здесь греховного — мы же любим друг друга, все происходит по обоюдному согласию, без обмана кого-то третьего. Ведь прелюбодеяние — это когда изменяешь мужу или жене.
Чтобы разобраться с этим, имеет смысл вспомнить, что такое грех вообще. Грехом является все то, что классифицируется как несоблюдение, а то и попрание законов духовной жизни, попросту говоря, беззаконие. А это грозит бедой, саморазрушением. Ничего прочного в жизни нельзя создать, если в фундаменте лежит ошибка, грех.
Надо понимать, что рассматриваемый грех заключается не только в самом факте измены, но даже и в нечистых помыслах, соответствующей манере поведения. Здесь уже можно говорить о грехе блуда.
Блуд и прелюбодеяние — в чем разница, что говорит Библия? Если с первым мы уже в основном разобрались, то второй, если коротко, представляет собой физическую близость лиц, не связанных узами законного брака и предающихся плотским утехам . Таким образом, значение этого явления более широко. Но еще точнее будет назвать блуд «разновидностью» любодеяния.
Человек может быть и холостым, но его природные физиологические потребности настойчиво диктуют добиться своего любым способом, и он свой блудный нрав пытается завуалировать «гражданским браком», то есть, проще говоря, сожительством. А потом вдруг он или она увидят более достойный «объект» сексуального внимания, и «временная семья» распадается так же легко, как и была создана.
Епитимия за прелюбодеяние и как покаяться на Исповеди
Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.
В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Конечно, вам будет стыдно за совершенные плотские грехи, но назовите их коротко, не рассказывая подробности: «Согрешил (а) блудом (или) прелюбодеянием».
Возможно, священник назначит за этот тяжелый грех епитимью. Это принятый еще с древних, апостольских времен особый способ послушания. Он излечивает душу, это определенное лекарство для чувства вины и для изменения образа жизни. Сам Христос и апостолы оставили заветы Церкви, чтобы каждый христианин, переступивший грань заповедей Божиих, исповедался.
Однако Церковь не имеет единого списка епитимий за определенные грехи. Зачастую священники не назначают епитимьи вовсе, ограничиваясь разъяснениями, беседой, предложениями читать наставления об этом святых отцов Церкви.
Причины прелюбодеяния и греха блуда в православии
Важнейший фактор падения в эту опасную страсть — мысленное стремление к услаждению плоти и нетрезвой жизни. Враг (грех) находит лазейки в сознание христианина, если последний не отгоняет прочь злые и блудные помыслы. Душа, ослабившая контроль над соблазнами, приближается к несчастному и губительному падению.
- Священнослужители отмечают, что прелюбодеями и блудниками становятся те, кто уже подпал под власть другой страсти. Корень любой похоти находится в стяжании похвалы и славы.
- Греховность усиливается, когда люди не охраняют своего тело от предметов соблазна. Гордость и тщеславие, которые редко замечаются личностью, побуждают идти на блудные сношения ради удовлетворения собственной похоти.
- Апостолы называют причиною любодеяния (блуда) и прелюбодеяния пресыщенность. Когда тело наше сыто, бес обжорства отходит и приглашает нечистый дух прелюбодеяния придти и смутить разум грязными помыслами, а тело — истечениями.
- Дух сонливости также достаточно мучает несчастного, потому что ленный и сонливый рассудок не способен оказать полноценное сопротивление суровому бесу блуда.
- Часто помощь Всевышнего отступает от просящих, потому что те злословят, укоряют и осуждают своих ближних. Идя против братьев, человек остается один и оказывается неспособен противостоять разрушительным соблазнам.
- Набег мысли — стремительная причина, которая практически неуловима сознанием. Она без слова и образа мгновенно возбуждает страсть.
Измена, как быть? Советы православного психолога (рекомендовано к чтению и атеистам тоже)
В своих поисках на мучающую меня проблему наткнулась на оин хороший православный сайт. Некоторые статьи очень порадовали, ответили на мои вопросы и как-то меня поддержали. Предлагаю вашему вниманию одну из них.
Если вскрылся факт супружеской измены, в каких случаях стоит прощать измену, а когда ее не стоит прощать?
– Простить предательство очень трудно. Часто людям задают вопросы на телевидении, в СМИ, в интервью: «Что бы вы могли простить, а что бы вы вообще не смогли простить?» И практически всегда те отвечают: «Предательство бы не простил». Это тема такая острая, по больному режет так, что рана может очень долго не затягиваться.
И, тем не менее, мне кажется, что прощать нужно все. Прощение – это великая исцеляющая сила. В первую очередь для себя самого. Но и другому человеку она может помочь исцелиться.
В таких ситуациях женщинам, которые ко мне приходят, я обычно задаю вопрос: «Вы хотите еще кого-то искать, создавать новую семью или вы готовы бороться за любовь и простить этого человека?». Если женщина говорит, «Я не зарекаюсь от создания новой семьи, но я хотела бы восстановить эти отношения. Я буду пытаться изменить себя, может, он увидит, что со мной что-то произошло, а там видно будет». Чаще всего, в таких случаях семья сохраняется. А варианты, когда не простил человек партнера, однозначно – это развод. И такой человек, вероятнее всего, опять будет наступать на те же грабли.
Вот сегодня мне звонила женщина. Она приходила с мужем на консультацию полгода назад. Ситуация очень не простая, потому что они в научной сфере вместе работали, и он воспринимал ее как друга. Со временем она захотела детей, а ему не очень хотелось, поскольку его удовлетворяло то, что она сконцентрирована только на нем. Но она хотела детей, и родила двоих, одного за другим. А он нашел другую женщину. Жена была в декрете, на ее место пришла работать женщина, и он с ней завел роман. Но она на мой вопрос, «любите или нет, склонны вы простить его или нет, готовы ли на что-то надеяться?», ответила: «Я буду бороться за него».
Она оказалась готова примириться даже с тем, что он ушел, живет отдельно, приходит к детям, хотя носит обручальное кольцо и показывает всем, что он женат. Он показывает той женщине, что не свободен. То есть он, что называется, «хорошо устроился». А жена говорит о том, что любит его и ей никто другой не нужен. Она ему сказала, что это твой выбор, я тебя понимаю, ты ушел, мне, конечно, больно, что ты себя так повел, но двери моего дома открыты для тебя всегда. И это не может не убедить другого человека.
– Ирина Анатольевна, такая вера в силу прощения – не каждый человек на нее способен.
– Конечно не каждый, и большое количество людей на это практически неспособно, к сожалению. Но сколько я таких ситуаций видела, там, где женщина или мужчина последовательны, когда выбирают для себя стезю прощения измены, это приносит победу. Победу любви.
Неверность супруга — это очень больно. Часто вспоминаю такую историю. 20 лет жили супруги вместе, за последние семь лет он дважды ее предал. Дважды предать за семь лет! Она едва оправилась от удара, через семь лет он опять ей «двинул». Однако же она опять встала на эту дорогу. Она сказала, «я хочу, чтобы мы были вместе, я люблю этого человека». И, слава Богу, они вместе. Очень больно ей было, она ломала свое самолюбие…
Если нас предали, обычно нам есть что в себе исправить. Своим предательством человек, который тебя предал, как бы корректирует тебя. Вместо того чтобы обсуждать проблемы, языком этого удара он тебе говорит, что в тебе его что-то не устраивает, подумай. А может быть, он что-то тебе не раз говорил, сообщал, а ты «не чешешься». Мы иногда бываем просто глухи к тому, какими люди хотели бы нас видеть.
– Если мы говорим о некоем личностном кризисе, который приводит к росту человека, тогда, возможно, измена и прощение измены – это путь даже к какой-то новой ступени отношений, которая выше, чем то, что было до предательства?
– Да. Я как раз об этом говорила с той семьей: «если вы сейчас это преодолеете, вы дорастете до новой ступенечки ваших отношений». И, на самом деле, они потом подтвердили, что стали друг другу ближе.
Почему? Потому что, оказывается, она все время была не удовлетворена тем, что он не развивается духовно. Он интересный мужчина внешне, и статус у него социальный неплохой, и собеседник приятный, но, с точки зрения общего развития, нет глубины. Он не читал никакой литературы. И она уже не знала, как на него воздействовать.
А как может семья, в которой нет взаимных интересов, быть динамичной, как? Она начинает бродить, эти отношения начинают киснуть. Процесс брожения приводит к взрыву. После того как мы с ним поговорили об этой его проблеме, она мне звонит и рассказывает: «представляете, мы с ним едем в электричке, и он мне говорит, ты знаешь, я теперь тебя понял, я совершенно неинтересный человек, я ничего не читаю, а ты хотела, чтоб я с тобой это все обсуждал». Для нее это было такое неожиданное чудо.
Какой брак Церковь может признать недействительным?
Правящий архиерей может признать недействительным венчание, которое совершили, не зная о препятствиях к нему или намеренно, зная о них. Исключение: если у венчания были препятствия, которые может преодолеть благословение архиерея; если один из венчанных не достиг брачного возраста, при условии, что к моменту обнаружения факта брачный возраст уже наступил или в таком браке родился ребенок.
Также церковный брак могут признать недействительным, если один из супругов заявит о неспособности другого к брачному сожительству по естественным причинам, наступившим до брака, которые не были известны заявителю и при этом не связаны с преклонным возрастом. Такое обращение в епархии могут принять не раньше чем через два года после регистрации брака. Этот срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна.
Как не допустить разрушения семьи?
Учиться ценить имеющееся
Возникают вопросы: как противостоять соблазнам? Бытовые проблемы, нехватка денег, болезни — как бороться с рутиной? Если у семьи не получается освежить отношения, как это советуют, — что делать, куда бежать? У меня нет готового рецепта.
Священник каждый день видит людей, подавленных этими проблемами. Хроническая усталость, безденежье, общее состояние депрессии и подавленности — практически у каждого. Как быть? Надо стараться начать с себя. Если не разберёшься со своими проблемами, никто не поможет. Этому учат святые отцы. Ты — свой самый первый враг.
Ответь честно: ты эгоист? — да, безусловно. Ты хочешь жить красиво? — ну конечно, все хотят, журналы и фильмы об этом, у всех всё так здорово, а я что, самый рыжий? Подсаженность на материальное благополучие, индустрия стяжательства и потребительства изнасиловали человеку мозги. Надо бороться с этим. Посмотри объективно на свой уровень жизни и признай, что не всё так плохо и ужасно. Людям нужно научиться ценить то, что есть.