1. Значение расчетов предприятия с бюджетом по налогам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1. Значение расчетов предприятия с бюджетом по налогам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.

Расчеты по налогам и сборам: счет

Выбранная предприятием система налогообложения диктует расчет того или иного налога, но все они учитываются по одному правилу: начисление к уплате в бюджет фиксируется по кредиту счета 68, а перечисление платежей по ним, т. е. уплата – по дебету. По видам налоговых отчислений обязательно ведется аналитика, обеспечивающая возможность получения оперативной информации по произведенным, просроченным или отсроченным платежам, а также начисленным штрафам и пени.

В зависимости от вида сборов корреспондирующими счетами к 68-му счету могут выступать:

  • счета производственных затрат при начислении налогов, входящих в стоимость выпускаемой продукции/услуг (транспортный, земельный, на воду, плата за выбросы в окружающую среду, на приобретение ТС и др.) – Д/т 08/20/23/25/26/29/44/97 – К/т 68;
  • прибыль до налогообложения (когда рассчитывают имущественные налоги, налог на рекламу и др.) Д/т 91 – К/т 68;
  • счета продаж и пр. расходов (при исчислении НДС, акцизов) Д/т 90,91 – К/т 68;
  • результативные счета (при расчете налога на прибыль) Д/т 99 – К/т 68;
  • счета доходов физлиц (при уплате НДФЛ) Д/т 70 – К/т 68;
  • счета пр. расходов или возмещения ущерба при начислении штрафных санкций при неуплате или частичной уплате налогов: Д/т 91 (73 при персональной ответственности) – К/т 68. Записью Д/т91 – К/т 68 оформляют уплату госпошлины для рассмотрения дела в суде.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Новый тип бюджета основывается на подходе к бюджету и налогам на основе категории общественных благ, предоставляемых государством членам общества, налогоплательщикам. Данный подход свойственен рыночным воззрениям на бюджет, его функции в современной жизни. Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, инфраструктура, блага науки, культуры, образования, управления).

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Виды доходов бюджетов: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и субвенции, а также заемные средства.

Помимо собственных, в бюджетах 2-го и 3-го уровней выделяют т. н. регулирующие доходы — федеральные или региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются процентные нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты на финансовый год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов (в отличие от закрепленных доходов, полностью поступающих в соответствующий бюджет). До принятия Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство и бюджетная практика постоянно “размывали” эти два понятия — собственные и регулирующие доходы. Бюджетный кодекс РФ разделяет собственные и регулирующие доходы по периоду их установления: собственные доходы определяются на постоянной основе; регулирующие доходы устанавливаются на год или на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Отличие собственных и регулирующих доходов бюджетов определяется также видом нормативного документа, который их устанавливает. Так, собственные доходы регламентируются бюджетным и налоговым законодательством в целом, а регулирующие доходы — законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации о соответствующем бюджете на очередной год.

В условиях перехода к рыночным отношениям формирование доходной части бюджета приобрело в основном налоговый характер.

Налоговые доходы это обязательные, безвозмездные, безвозратные платежи в пользу бюджета.

Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает налог на добавленную стоимость вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов федерального бюджета.

Налоги и сборы являются основными источниками формирования не только федерального, но и региональных и местных бюджетов.

При недостаточности бюджетных средств для покрытия расходов, превышающих минимальный бюджет, или в случаях временных финансовых затруднений в процессе исполнения утвержденного бюджета возможно получение процентных или беспроцентных ссуд, а также выпуск займов на инвестиционные цели. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации.

Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета (около 95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России установлены в различных нормативных актах, в частности, в Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Так, следующие основные налоги являются федеральным: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; платежи за пользование природными ресурсами; налог на прибыль предприятий и организаций; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; гербовый сбор; государственная пошлина; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на доходы (дивиденды, проценты и др.).

Министерство финансов Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти и его органы на местах обеспечивают управление финансами и разработку финансовой политики государства. Обеспечивая исполнение федерального бюджета, Минфин РФ осуществляет контроль за поступлением и целевым использованием средств, выделяемых из федерального бюджета предприятиям, учреждениям и организациям. По истечении года отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета и представляет их в Правительство РФ.

Любая бухгалтерия, как сердце предприятия, особенно чувствительна к изменениям в налогах. От четкости или не четкости налоговой системы непосредственно зависит планирование и прогнозирование в организации, зависят взаиморасчеты с бюджетом, в правильности, быстроте и своевременности которых последний заинтересован не меньше первого.

Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшее десятилетие было много отдельных частных изменений, но основные принципы учета расчетов с бюджетом сохраняются.

Цель дипломного проекта является анализ предприятия расчетов с бюджетом. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

Анализ проблем формирования налоговых поступлений;

Особенности организации учета расчетов с бюджетов по налогам и сборам.

В процессе работы были использованы труды следующих ученых: Кондракова Н.П., Вещуновой Н.Л., Фоминой Л.Ф., Щадиловой С.Н., а также нормативные документы МНС Российской Федерации.

Объектом проведения исследования является ОАО «Копир». Предприятие занимается как производством, так и сбытом произведенных товаров. При этом задача предприятия состоит в выяснении потребностей потребителей и поиске товаров, которые в наибольшей мере удовлетворяют эти потребности. Формирование и поддержание эффективной системы перемещения продукта от производителя до конечного потребителя с минимальными затратами.

В качестве информационно-аналитической базы использовались документы бухгалтерско-финансовой отчетности ОАО «Копир» за последние три года работы предприятия.

Читайте также:  Как пожаловаться на Почта Банк

Рассмотрим обеспечение проектной мощности предприятия.

Нормы потребления плодоовощных консервов детского питания не разработаны. В связи с этим, в основу расчетов по определению дефицита мощностей по производству плодоовощных консервов детского питания приняты данные Государственной программы развития индустрии детского питания Российской Федерации.

В соответствии с указанной программой, в которой учтено строительство новых предприятий, реконструкция действующих и выбытие пришедших в негодность предприятий, прирост мощностей по производству консервов детского питания должен к 2005 году составить 213,5 млн. руб.

Исходя и вышеизложенного, дефицит мощностей по производству плодоовощных консервов детского питания в Российской Федерации к 2005 году составит 687,4 млн. руб.

Таблица 19

Расчет показателя мощностей по производству консервов для детского питания в Российской федерации

Показатели 2005 год
1 Потребность в консервах для детского питания 1100
2 Потребность в производственных мощностях при коэффициенте использования 1,0 1100
3 Наличие производственных мощностей на 01.01. 2001г. 199,1
4 Мероприятия по вводу и выбытию мощностей 213,5
5 Дефицит производственных мощностей 687,4

На основании анализа рынков сбыта продукции ОАО «Копир» и оценки уровня конкурентоспособности бизнеса определен объем производства, достаточный для удовлетворения платежеспособного спроса целевых сегментов.

Ежемесячно планируется выпускать 66,7 тонн пюре из тыквы и моркови, 33,3 тонны пюре из тыквы и кабачков 41,7 тонны пюре из кабачков, 66,7 тонн пюре из яблок, 16,7 тонн пюре из черной смородины и 41,6 тонн пюре из яблок и черной смородины.

Наиболее перспективным направлением переработки овощей с позиции сбыта готовой продукции является переработка тыквы и яблок. Анализ маркетинговой конъюнктуры выявил на сегодняшний день два приоритетных продукта — пюре из тыквы и моркови и пюре из яблок. Спрос на эти товары предъявляется со стороны как коммерческих, так и бюджетных организаций. По мере развития бизнеса будет также налажен выпуск томатов маринованных, икры кабачковой, огурцов маринованных, солянки, капусты маринованной.

Обеспечение ОАО «Копир» сельскохозяйственным сырьем намечается из районов республики Марий Эл, Татарии, Чувашии (в радиусе 300 км). Обеспечение вспомогательным материалами и тарой – по прямым договорам с предприятиями-поставщиками.

36% пюре из тыквы и моркови предназначено для реализации потребителям Республики Марий Эл, 64% — потребителям из соседних регионов (Нижегородской и Кировской областей, Чувашской республики и ряда других). Детское пюре других видов на начальном этапе развития бизнеса планируется полностью продавать на территории Республики Марий Эл. В перспективе для увеличения сбыта пюре из кабачков, яблок и черной смородины целесообразно осваивать рыночные пространства соседних регионов.

Отметим, что потребителями продукции предприятия выступают хлебопекарни, пищевые комбинаты, дошкольные заведения, торговые и коммерческие организации. Производственные мощности по выпуску пюре из тыквы и моркови и из яблок будут загружены на 100%, пюре из кабачков и из яблок и черной смородины – на 67%, пюре из тыквы и яблок, из черной смородины — на 50%.

Исследуемым предприятием в работе выступило ООО «АГИС», основным видом деятельности которого является производство санитарно-технических работ. Предприятие применяет общий режим налогообложения, в связи с чем является плательщиком налога на прибыль.

Анализ финансового состояния ООО «АГИС» проведен на основании бухгалтерской отчетности организации за 2014–2016 гг., представленной в приложениях к работе.

Проведенный экспресс-анализ финансовых показателей ООО «АГИС» показал, что компания платежеспособна и недостаточно финансово устойчива, о чем свидетельствует зависимость компании от внешних источников финансирования, при этом наблюдается достаточность собственных оборотных средств. Следует отметить, что за исследуемый период произошло снижение деловой активности ООО «АГИС» и увеличение показателей рентабельности.

Анализ учетной политики предприятия показал, что учет доходов и расходов ведется по методу начисления без аналитического учета на счетах доходов и расходов. Налоговый учет и бухгалтерский учет максимально сближены, в результате чего постоянных и временных разниц не возникает.

Анализ формирования налоговой базы по налогу на прибыль ООО «АГИС» на конец исследуемого периода показал, что произошло значительное увеличение величины налога на прибыль за счет значительного увеличения доходов.

Для любого бухгалтера является актуальным вопрос оптимизации налога на прибыль. В качестве предлагаемых мер по оптимизации уплаты налога на прибыль выступили следующие мероприятия:

— совершенствование системы налогового учета;

— минимизация за счет приобретения основных средств по договору лизинга;

— создание «буферной» фирмы;

— использование резервов по сомнительным долгам.

Совершенствование системы налогового учета по налогу на прибыль заключается в формировании дополнительных субсчетов к счетам доходов и расходов, что позволит формировать аналитическую информацию о доходах и расходах ООО «АГИС» и облегчит заполнение налоговой декларации по налогу на прибыль. Также совершенствование налогового учета предлагает определенные модели формирования информации для целей налогообложения.

Таким образом, внедрение предложенных рекомендаций по совершенствованию налогового учета поможет улучшить существующую систему учета участка расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, а также избежать ошибок, которые могут привести к отрицательным результатам, что отразится на его финансовом положении. А также, все рекомендованные мероприятия являются экономически обоснованными и целесообразными.

ОАО «Текстильмаш» является юридическим лицом и действует на основании Устава и законодательства РФ. Место нахождения общества: Россия, г. Рязань, ул. Текстильная, 155.

«обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций. Общество может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, быть истцом и ответчиком в суде. Вмешательство в административную и не допускается, если это не обусловлено их правами по осуществлению контроля и ревизии согласно действующему законодательству.

  • исполнительный орган);
  • правление (коллегиальный исполнительный орган );
  • ликвидационная комиссия [28].

Органом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества является ревизионная комиссия (ревизор).

Совет директоров, генеральный директор, ревизионная комиссия директоров по представлению генерального директора общества.

Общество хранит следующие документы:

  • устав общества, изменения и дополнения к уставу;
  • документы, подтверждающие права Общества на имущество находящееся на его балансе;
  • внутренние документы Общества;
  • положение о филиале или представительстве Общества;
  • годовой финансовый отчет;
  • проспект эмиссии акций Общества;
  • документы бухгалтерского учета;
  • документы финансовой отчетности;
  • протоколы общих собраний Общества, заседаний Совета директоров общества;
  • Законом «Об Акционерных обществах».

Общество ежегодно опубликовывает в средствах массовой информации следующие документы:

ОАО «Текстильмаш» являются:

  • получение дохода;
  • обеспечение потребителей продукции предприятия;
  • недопущение сбоев в работе предприятия;
  • обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
  • охрана окружающей среды.
  • производство товаров потребительского спроса (машины стиральные малогабаритные, плиты газовые).

Основные технико-экономические показатели ОАО «Текстильмаш» за 2004-2005 г.г. представлены в табл.1.2.

При анализе нижеприведенной табл.1.2 следует отметить, что у ОАО «Текстильмаш» общая сумма доходов превышает общую сумму расходов. Однако анализ показателей указывает на то, что у предприятия происходит до налогообложения, наличием чрезвычайных расходов.

Таблица 1.2

Динамика основных показателей хозяйственной деятельности ОАО «Текстильмаш» за 2004-2005 г.г.

Показатели 2004 г. 2005 г. Изменение в 2005 г. по сравнению с 2004 г. (+,-)
1 2 3 4
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (тыс. руб.)

Прибыль от продаж (тыс. руб.)

Прибыль до налогообложения (тыс. руб.)

Чистая прибыль (тыс. руб.)

Фонд оплаты труда (тыс. руб.)

Среднемесячная заработная плата на 1 работника (руб.)

Среднесписочная численность (чел.)

Коэффициент автономии

Коэффициент финансовой устойчивости

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент текущей ликвидности

Коэффициент покрытия

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Длительность одного оборота оборотных средств ( день)

Доля дебиторской задолженности в оборотных средствах (%)

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

  • Итак, учета расчетов по налогам и сборам действующим планом счетов бухгалтерского учета предназначен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», на котором ведется синтетический учет данного объекта бухгалтерского учета. (дебет счёта 91, кредит счета 68) – налог на прибыль;
  • уплачиваемые за счёт доходов физических и юридических лиц – налог на доходы физических и юридических лиц, НДС и налог на доходы, уплачиваемые за счёт средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам (дебетуются счета учетов расчетов, кредитуется счёт 68).

Практически учет расчетов по налогам и сборам был рассмотрен на примере ОАО «Текстильмаш», деятельность которого связана с производством текстильного оборудования.

Читайте также:  3‑НДФЛ для ИП за 2022 год: последние изменения и порядок заполнения

Аналитический учет на ОАО «Текстильмаш» ведется по видам налогов и различным выплатам в бюджет. Так, к счету 68 на ОАО «Текстильмаш» открыты субсчета по видам налогов:

  • 68-1 – «Расчеты по НДС;
  • 68-2 – «Расчеты по НДФЛ»;

Приложение 1

Оборотная ведомость по аналитическим счетам к счету 68

за август 2006 года

В рублях

Гр. .4 Гр. 5 Гр. 6 Гр. 7 Гр. 8 Гр. 9

35

36

Итого по

68/пх:

Таблица 4. Анализ налоговой оптимизации по налогам и сборам ЗАО «XX» за 2006 — 2007 гг.

 Показатель 
 Формула 
 Расчет, 
тыс. руб.
 Результат 
расчета, %
Расхождение,
%
(столб. 5 -
столб. 6)
 2006 г.
 2007 г.
2006 г.
2007 г.
 1 
 2 
 3 
 4 
 5 
 6 
 7 
Общий уровень 
налоговых
изъятий без
налогов,
уменьшающих
налогооблагаемую
прибыль
Yн = (Выручка 
(брутто) -
Себестоимость +
Пр. доходы - Пр.
расходы - Чистая
прибыль) / (Выручка
(нетто) -
Себестоимость +
Пр. доходы - Пр.
расходы)
1821 / 
14 648
500 / 
15 795
 12,4 
 3,2 
 -9,2 
Уровень 
налоговых
изъятий
по отношению
к чистой прибыли
Yн = (Выручка 
(брутто) -
Себестоимость +
Пр. доходы - Пр.
расходы - Чистая
прибыль) / Чистая
прибыль
1821 / 
11 131
1500 / 
11 915
 16,4 
 12,6 
 -3,8 
Налоги, 
уплачиваемые
из выручки
Сумма налогов, 
уплачиваемых
из выручки / Валюта
баланса
14 565 /
67 166
16 047 /
78 632
 21,0 
 20,4 
 -0,6 
Налоги, 
относимые
в счет издержек
Сумма налогов, 
уплачиваемых
за счет издержек /
Издержки обращения
1685 / 
15 613
4810 / 
18 964
 10,8 
 25,0 
 14,2 
Налоги, 
уплачиваемые
за счет
финансовых
результатов до
налогообложения
Налоги, уплачиваемые
за счет финансовых
результатов
до налогообложения /
Прибыль от продаж
3345 / 
14 648
3497 / 
15 795
 22,1 
 22,8 
 0,7 
Налоги, 
уплачиваемые
после
налогообложения
Налоги, уплачиваемые
после
налогообложения /
Чистая прибыль
1789 / 
11 131
2111 / 
11 915
 16,1 
 17,7 
 1,6 
Итого 
 98,8 
 101,7 
 2,9 

Своевременность погашения налоговых обязательств организации перед бюджетом и внебюджетными фондами во многом зависит от наличия или отсутствия свободных денежных средств. Если темпы роста расходования денежных средств превышают темпы роста их поступления, то в перспективе это может привести к возникновению просроченной кредиторской задолженности, негативно сказаться на платежеспособности организации, привести к снижению ее ликвидности и даже прекращению функционирования организации. Для того чтобы предугадать подобное развитие событий, для выявления зон избыточности или недостаточности денежных средств проводится анализ динамики изменения денежных потоков организации (рис. 2).

Особенности активно пассивных счетов бухгалтерского учета

Одна из характеристик бухгалтерского счета, приводящего в замешательство начинающего бухгалтера, представлена кодом «А-П». «А-П» — означает, что счет является «активно-пассивным». Причина замешательства, я думаю, кроется в следующем.

Основной способ изучения бухучета, особенно бух счетов и проводок происходит методом запоминания. А если подсчитать, сколько единиц информации начинающие бухгалтера пробуют запомнить, то неудивительно, что ничего не получается. В итоге, потом и простые моменты из теории оказываются неимоверно трудными.

Посудите сами, в плане счетов бухгалтерского учета от 60-ых счетов, в среднем по 3 субсчета и 5 характеристик. Получается, мы предлагаем своему мозгу запоминать в среднем (60*3*5) от 900 единиц информации. К тому же запоминая без понимания, мы напрасно теряем силы и время.

Вот так и с характеристикой «активно-пассивный» у счетов. На таких счетах «ломается» строгое правило, принятое для чисто активных и пассивных счетов бухгалтерского учета. Теряется уверенность, правильно ли поставлен счет в проводке: в Дебет или Кредит. А по мне, так все кажется гораздо проще:

Во-первых. На «активно-пассивном» (АП) счете теперь не стоит заботиться об указанной сумме в проводке. Больше она или меньше будет в «Дебете» или в «Кредите», чем разрешено правилами. Все просто — ошибок не будет.

Во-вторых. Для бухгалтерского баланса сумма с «активно-пассивных» счетов пойдет в таблицу «Актива», если остаток на счете будет в Дебете. А в таблицу «Пассивы» — если остаток будет в Кредите.

И, даже эти очевидные шаги для начинающих бухгалтеров не важны, поскольку бухгалтерский баланс они не делают. А вот главным бухгалтерам требуется знать, куда пойдет сумма в Баланс с активно-пассивного счета.

К тому же «чистых» «активно-пассивных» счетов не много. Как оказывается, с большинством из таких счетов работает главный бухгалтер. Вот основной список «активно-пассивных счетов», используемых на всех предприятиях: 68, 69, 71, 75, 84, 99. А 40 счет на производственных предприятиях.

Суть «активно-пассивных счетов» (АП) в том, что информация на них может «перетекать» из «Актива в Пассив» и наоборот. Давайте посмотрим, как это происходит на таких распространенных счетах, как 71, 68 и 69.

Учет расчетов по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению

Учет расчетов по налогам и сборам, по социальному страхованию и обеспечению

Сельскохозяйственные предприятия, являясь субъектами Российской Федерации, подпадают под действие всех российских законодательных актов. Не составляет исключение и налоговое законодательство.

Современная отечественная система налогообложения представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Система налогообложения на основе ЕСХН представляет собой специальный налоговый режим и позволяет соблюдать принцип равенства при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всех хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного

производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции. Воспользоваться данной системой могут лишь те предприятия, хозяйственная специализация которых позволяет иметь в общем объеме выручки товаров (работ, услуг) долю выручки от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции не менее 70%.

Переход на уплату ЕСХН не предусматривает ведения сельскохозяйственными товаропроизводителями бухгалтерского учета упрощенным способом (помимо законодательства в области нормативного регулирования, предусматривающего его ведение упрощенным способом с сокращением соответствующих форм отчетности). В этом смысле преимуществ у плательщиков ЕСХН по сравнению с плательщиками по другим системам налогообложения нет.

Объектом обложения ЕСХН является налоговая база.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом расходами считаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы, осуществленные налогоплательщиком. Ст. 346 8 НК РФ определяет фиксированный размер налоговой ставки в размере 6% от налоговой базы.

Учет расчетов по налогам осуществляется на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Счет 68 может иметь развернутое сальдо.

Начисленные налоги и сборы (федеральные, региональные и местные) отражаются по налоговым декларациям по кредиту счета 68 и дебету разных счетов в зависимости от источников возмещения налогов и сборов. По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных о текущих налоговых платежах, просроченных налоговых платежах, штрафных санкциях, отсроченных и рассроченных суммах по уплате налогов и сборов.

Учет расчетов по обязательным платежам во внебюджетные фонды осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет предназначен для аккумулирования информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников предприятия. На этом счете обобщается информация о начислении и удержании сумм ЕСН.

При наличии у предприятия расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 могут открываться дополнительные субсчета.

Счет 69 кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также на суммы платежей по обязательному медицинскому страхованию. При этом записи производятся в корреспонденции:

1. со счетами, на которых отражено начисление оплаты труда, – в части отчислений, производимых за счет предприятия;

2. со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – в части отчислений, производимых за счет работников предприятия.

Кроме того, по кредиту счета 69 в корреспонденции со счетом прибылей и убытков или расчетов с работниками по прочим операциям (в части расчетов с виновными лицами) отражается

начисленная сумма пеней за несвоевременный взнос платежей; в корреспонденции со счетом 51 «Расчетные счета» – суммы, полученные в случаях превышения соответствующих расходов над платежами.

По дебету счета 69 отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.

Читайте также:  Как унаследовать квартиру, если документы на нее утеряны

Аналитический учет расчетов по ЕСН ведется в ведомостях № 55–АПК и № 56–АПК по субсчетам, итоговые данные в конце месяца переносят в журнал–ордер № 10–АПК. В журнале–ордере № 10–АПК систематизируются по счету 69 суммы оборотов в разрезе корреспондирующих счетов.

В настоящее время в Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Вместо него применяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения», которые, по сути, как замечено некоторыми авторами,[1] являются синонимичными словосочетаниями, имеющими сходные по смыслу значения, но различные оттенки лексического толкования.

Для целей данного издания используется термин «налоговая нагрузка», под которым будем понимать обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков. В.С. Занадворов определил данные обязательные платежи как требования по регулярным выплатам экономических агентов в государственные фонды,[2] которые рассматриваются как совокупность инструментов государства, позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объеме доходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора.

Состав налоговых инструментов, применяемых государством, меняется и зависит от особенностей его экономической политики на определенном временном интервале. Соответственно налоговая нагрузка на предприятие также меняется в зависимости от изменений экономической политики и определяется как перечнем обязательных платежей, так и особенностями их исчисления и уплаты.

В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. Как отмечают С.И. Чужмарова и А.И. Чужмаров, известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне. В то же время нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на микроуровне, то есть на уровне организаций.[3] В научной литературе встречаются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, с которым соотносится сумма налогов.

Методика расчета налоговой нагрузки должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния обязательных платежей на финансовое состояние предприятия и не должна зависеть от особенностей процесса налогообложения, особенностей построения той или иной налоговой системы. Цель методики – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, находящихся в разных налоговых системах, то есть в условиях разных стран.

При этом сложность создания унифицированного подхода возрастает в связи с тем, что внутри каждой налоговой системы существуют несколько вариантов (режимов) налогообложения в зависимости от условий и характера деятельности предприятия, в частности от разной отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, организационно-правовых форм и т. д. Налоговая нагрузка предприятия зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговоеполе», введенным В.С. Занадворовым.[4]

Методика расчета налоговой нагрузки должна дать предприятию возможность сравнения вариантов и изменения величины налоговой нагрузки через выбор совокупности данных факторов, добиваясь ее оптимального значения. Имея вариант налогового поля, основанный на анализе данных прошлых лет действующего предприятия или на прогнозных данных для вновь создаваемого предприятия, последовательно изменяя значения отдельных факторов в рамках законодательно допустимого предела, можно сравнивать результаты хозяйственной деятельности при разных вариантах налогообложения.

Для действующего предприятия анализ данных о налоговой нагрузке за прошедшие годы служит основой для принятия обоснованных управленческих решений в будущем. Наличие налогового поля предприятия позволяет спрогнозировать налоговую нагрузку на финансовый результат и денежные потоки при изменении условий хозяйственной деятельности. Для вновь создаваемого предприятия расчет налоговой нагрузки планируемой хозяйственной деятельности позволяет оценить ее перспективность.

Методика расчета налоговой нагрузки предусматривает определение общей величины налоговых обязательств (НОначисл), возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей в составе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетную систему.

Сумма обязательств по каждому из платежей, возникших за период, отражается в бухгалтерском учете предприятия на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (НО1, НО2, …НОn). Кредитовые обороты по данным счетам возникают в результате операций «начисления», то есть периодического отражения в бухгалтерском учете исчисленных сумм обязательных платежей в составе налогового поля предприятия. В соответствии с нормами налогового законодательства у предприятия могут возникнуть два типа обязательств по налогам: обязательстваналогоплательщикаи обязательстваналоговогоагента.

Лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) возложена обязанность уплачивать тот или иной налог, признаетсяплательщикомданного налога (ст. 19 НК РФ).

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Так, по налогу на доходы физических лиц предприятие, выполняя функции налогового агента, возложенные на него налоговым законодательством, обязано рассчитать, удержать из доходов физического лица и перечислить в бюджет сумму данного налога. При начислении обязательств по налогу на доходы физических лиц по кредиту счета 68 в качестве источника покрытия данных налоговых сумм являются доходы физических лиц, полученные на предприятии. Обязательства предприятия перед физическими лицами частично – на сумму налога на доходы физических лиц переходят в разряд обязательств предприятия перед бюджетом. Доход физического лица распределяется предприятием – налоговым агентом между физическим лицом и бюджетом.

В настоящее время налоги являются неотъемлемой частью финансовых систем практически всех государств мира. Появление и развитие налогов уходит своими истоками в глубокую древность. Считается, что своему зарождению налоги обязаны появлению такого феномена общественной жизни как государство. Именно с ним, с его развитием и трансформацией многие мыслители связывали и связывают появлением такой важной экономической категории как «налогообложение», главной функцией которого изначально являлось обеспечение государства необходимыми ресурсами.

В настоящее время в экономической науке существуют различные взгляды на место и роль государства в экономике.

Экономическое определение налога может быть сформулировано следующим образом.

Налог ― это форма отчуждения ресурсов физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидуальной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением, не носящая характер наказания или контрибуции, с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.

Налоги ― это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений.

Однако современное законодательство отстранилось от всех «неденежных» форм перераспределения ресурсов, поэтому существует следующее «юридическое» определение налога, закрепленное частью первой Налогового кодекса Российской Федерации [1].

Налог ― обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ) [1].

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория как «сбор». Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *