Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прожиточный минимум в Московской области в 2023 году: как изменились пособия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2023 года в России водится универсальное пособие для беременных женщин и граждан, имеющих детей до 17 лет. Новое пособие будет носить официальное название – ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка (Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ).
История изменений прожиточного минимума в Московской области
Период | На душу населения | Для труд. населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства Московской области |
1 квартал 2022 | 14 123 | 15 394 | 12 146 | 13 869 | 24.09.2021 №706/29 |
1 квартал 2021 | 13 580 | 14 987 | 10 648 | 13 531 | 26.01.2021 №26/3 |
4 квартал 2020 | 13 169 | 14 586 | 9 866 | 12 867 | 29.01.2021 №49/3 |
3 квартал 2020 | 13 580 | 14 987 | 10 151 | 13 531 | 16.12.2020 №972/41 |
2 квартал 2020 | 13 509 | 14 941 | 10 103 | 13 317 | 23.09.2020 №673/30 |
1 квартал 2020 | 12 536 | 13 876 | 9 411 | 12 248 | 23.06.2020 №350/18 |
4 квартал 2019 | 12 272 | 13 598 | 9 240 | 11 887 | 24.03.2020 №128/7 |
3 квартал 2019 | 12 897 | 14 300 | 9 660 | 12 540 | 13.12.2019 №958/43 |
2 квартал 2019 | 13 115 | 14 547 | 9 848 | 12 688 | 19.09.2019 №637/31 |
1 квартал 2019 | 12 493 | 13 844 | 9 396 | 12 118 | 26.06.2019 №379/19 |
4 квартал 2018 | 11 764 | 13 038 | 8 862 | 11 378 | 25.03.2019 №149/9 |
3 квартал 2018 | 12 181 | 13 496 | 9 100 | 11 925 | 12.12.2018 №942/43 |
2 квартал 2018 | 12 229 | 13 528 | 9 137 | 12 057 | 28.09.2018 №677/34 |
1 квартал 2018 | 11 608 | 12 841 | 8 701 | 11 396 | 25.06.2018 №402/21 |
4 квартал 2017 | 11 365 | 12 581 | 8 535 | 11 097 | 30.03.2018 №199/12 |
3 квартал 2017 | 12 156 | 13 478 | 9 071 | 11 881 | 25.12.2017 №1116/46 |
2 квартал 2017 | 11 865 | 13 146 | 8 918 | 11 522 | 27.09.2017 №806/34 |
1 квартал 2017 | 11 280 | 12 495 | 8 480 | 10 962 | 04.07.2017 №554/21 |
4 квартал 2016 | 11 021 | 12 214 | 8 285 | 10 688 | 23.03.2017 № 212/9 |
3 квартал 2016 | 11 346 | 12 592 | 8 489 | 10 997 | 12.12.2016 № 929/45 |
Прожиточный минимум в Московской области 2021
Величина Прожиточного минимума Московской области за 1 квартал 2021 года установлена Постановлением от 23 июня 2021 года N 350/18:
На душу населения — 12536 руб./мес. | Для трудоспособного населения — 13876 руб./мес. |
Для пенсионеров — 9411 руб./мес. | Для детей — 12248 руб./мес. |
Прожиточный минимум за 2 квартал 2021 года ожидается в августе 2021 года.
Как размер ПМ, так и размер «минималки» устанавливается строго на человека, сумма точно определяется на конкретный период:
- федеральный МРОТ устанавливается на год, периодичность регионального не установлена, но обычно — на год-два;
- ПМ утверждают ежеквартально, кроме показателя для пенсионеров для определения суммы социальной доплаты, этот ПМ устанавливается также на год.
В настоящее время для Московской области действует МРОТ за 2019 год в размере 14 200 рублей и ПМ за 3 квартал 2019 года. Показатель за 4 квартал 2019 года ожидается в феврале-марте следующего года, а за 1 квартал 2020 года будет определен ближе к лету.
МРОТ устанавливается единый, ПМ отличается в зависимости от принадлежности гражданина к конкретной социально-демографической группе. Всего их три:
- Трудоспособные граждане (фактически все взрослое население).
- Пенсионеры.
- Дети.
То есть МРОТ на человека один, а ПМ может быть трех разных видов. Кроме того, рассчитывается и такой показатель, как ПМ на душу населения. Эти положения содержатся в федеральных законах: ФЗ-82 о МРОТ и ФЗ-134 о ПМ.
О прожиточном минимуме в регионе
Прожиточный минимум (ПМ) — установленная Правительством минимальная стоимость жизни человека на месяц. Главная его функция — показать уровень жизни населения в регионе и в общем по России.
ПМ, по сути, — это очень конкретные данные о народном потреблении, о его объёме, об уровне цен на товары и услуги и об изменении цен за недавний период времени (например, за квартал). Всё вышеперечисленное представляет из себя потребительскую корзину (ПК). Кроме того в ПМ входят обязательные платежи. Под обязательными платежами понимается налог на доходы физических лиц и, как следствие, обязательные платежи входят в ПМ только для работающего населения, поскольку только оно платит НДФЛ.
ПМ устанавливается и на федеральном уровне, и в регионах. В регионах его величина может отличается от общероссийской либо в большую, либо в меньшую сторону. Зависит это в первую очередь от стоимости продуктовой корзины. Также опосредованно на стоимость ПК влияет изменение цен на непродовольственные товары и услуги.
С 2013 года стоимость ПК рассчитывается иначе. Теперь непродовольственные товары и услуги включаются не по своей собственной стоимости, а в зависимости от стоимости продуктов: их цена приравнивается к половине суммы продуктовой составляющей. От реальных цен на товары и услуги остался лишь коэффициент изменения цен, который хоть каким-то образом влияет на повышение или понижение их доли в общей массе ПМ.
ПМ рассчитывается для нескольких категорий граждан: для работающего населения, для детей и пенсионеров. Для работников ПМ важен также как и основа для МРОТа. Согласно ст.133 ТК МРОТ не может быть ниже ПМ.
В Московской области величина ПМ выше, чем по России. Сказывается дороговизна жизни из-за близости к столице. Однако близость к Москве не означает московских зарплат. Так, к примеру, средняя зарплата:
- врача-стоматолога в поликлинике ближайшего подмосковного города – 25-30 т.р.;
- медсестры в московской поликлинике – 35-40 т.р.
Однако, прожиточный минимум в Москве — еще выше, для столицы России предусмотрены индивидуальные значения.
Регулирующее ПМ законодательство в МО таково:
- Постановление областного Правительства от 10 июля 2013 года n 518/29, утверждающее Правила расчёта ПМ;
- Постановление Правительства РФ от 29.01.2013 г. за № 56 «Об утверждении правил исчисления величины ПМ на человека и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ»;
- ФЗ № 134-ФЗ от 24 октября 1997 года «О прожиточном минимуме в РФ».
Еще недавно прожиточный минимум не совпадал с уровнем МРОТ. Поэтому Правительство России решило уровнять минимальный объем заработной платы с минимальным ежемесячным потребительским коэффициентом, куда решили внести всю сумму ушедшую на коммунальные услуги, а также на покупку продукции питания. Изменения коснутся и других регионов, где увеличение заработной платы и дополнительных выплат пособий для более защищенной категории граждан будет составлять по совсем другой траектории. В некоторых субъектах России все эти показатели заметно отличаются от среднестатистических сведений. Все зависит лишь от того, как региональные власти смогут рассчитать возможности граждан. Для отдельных категорий граждан сумма прожиточного минимума и МРОТ будет достаточно изменчивой.
Подмосковье находится в близости от Москвы, а это значит, что эта территория первая подвергается изменениям разных законодательных решений. В том числе МРОТ и прожиточный минимум вначале 2021 года будет составлять выше установленного. Нормативный акт предусматривает такие перемены на основе решения власти. В прошлом году в третьем чтении Президент решает подписать документ.
Министерство труда ввело новую методику расчёта МРОТ и прожиточного минимума. Федеральный МРОТ увеличится и составляет в 2021 году — 11 653 руб, в то время как величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составит — 12 702 руб.
Начиная с 2021 года МРОТ будет больше чем прожиточный минимум и данный разрыв будет только увеличиваться, что предполагает с собой борьбу с бедностью российских граждан. Например, с 2022 года разрыв между МРОТ и прожиточным минимумом будет быстрее сокращаться.
Основной коэффициент прожиточного минимума
Итак, прожиточный минимум — это оплата труда гражданину РФ. Его значение определяется исходя из всех вычислений жизненно важных потребностей. Этот же коэффициент цифр определяет размер минимальной стоимости жизненно важных товаров и услуг. На его же основе в будущем составляются сводки о стандартном уровне жизни российского населения. Помимо установления минимального уровня цен на продукты питания и некоторые промышленные товары, данный показатель способен включить в себя ежемесячные выплаты:
- ежемесячные коммунальные услуги;
- налоговые выплаты на добавленную сумму, доходы, а также имущество всех граждан;
- пенсионные начисления.
Прожиточный минимум в Московской области – почему он выше, чем в среднем по стране
Российское законодательство тщательно регламентирует вопросы обеспечения прожиточного минимума как одного из важнейших социальных и экономических показателей, затрагивающего множество аспектов как жизни простых людей, так и непосредственно правового регулирования различных вопросов. Так, под прожиточным минимумом подразумевается определенная сумма денежных средств, которая необходима для удовлетворения всех базовых потребностей человека – как в продуктах питания, так и в различных непродовольственных товарах и услугах.
Более подробно о том, что такое прожиточный минимум в России, каков порядок его определения, на что он влияет в целом по стране и как рассчитывается, можно прочитать в отдельной статье. Далее будут рассматриваться непосредственно правовые принципы его регулирования конкретно в Московской области как в отдельном субъекте РФ.
Необходимо понимать, что с точки зрения административного деления Российской Федерации, Московская область и непосредственно Москва являются различными субъектами. Соответственно, в каждом из этих регионов действуют свои внутренние нормативы, в том числе и в отношении различных социальных гарантий и показателей.
Подмосковье является достаточно дорогим для проживания регионом – практически все товары и услуги здесь могут быть на порядок дороже, чем во многих других российских областях и краях. Соответственно, в целях обеспечения приемлемого уровня жизни населения и адекватного расчета его потребностей, региональные власти самостоятельно определяют свои размеры прожиточного минимума, отличающиеся от федеральных в большую сторону.
Минимальный размер алиментов по соглашению в Московской области
Отдельно следует сказать о том случае, когда размер алиментных платежей определяется не судом, а самим алиментоплательщиком и получателем. Отец и мать заключают письменный договор – алиментное соглашение, в котором указывают такой размер алиментов, который устраивает обоих.
Прежде чем решать вопрос взыскания алиментов через судебную инстанцию, вы можете попытаться договориться с родителем или будущим попечителем ребенка и оформить официальное соглашение.
Стоит объяснить алиментоплательщику, как рассчитать размер выплат:
- Подсчитайте общий доход родителей.
- Договориться о сумме, которую каждый может выделять на ребенка (нескольких детей). Важно опираться на статью 81 СК РФ и контролировать размеры алиментных выплаты в пределах 0,25-0,5 частей от заработка — не меньше!
Основные моменты взыскания алиментов:
- Точной цифры минимального размера алиментов в законе не предусмотрено.
- Расчеты ведутся в нескольких формах: доля от заработка, в соотношении к МРОТ, в твердой форме или путем предоставления имущества.
- Одному ребенку – 25%, двоим – 33%, троим и более – 50% от дохода родителя. Иногда процент доходит до 70%.
- Если отец не работает, алименты взыскиваются от показателя МРОТ в Московской области.
- Алименты удерживаются не только с зарплаты, но и с других источников дохода – премии, стипендии, отпускные, пособия, выигрыши в лотерею и т.д.
- Размер алиментов на ребенка может быть увеличен или уменьшен – по заявлению одного из родителей.
- Нельзя платить меньше, чем установлено в законе (в 2023 году МРОТ в Московской области составляет 16242 рубля).
От чего зависит размер минимальной пенсии
Минимальная пенсия в Московской области Поскольку размер социальной пенсии не позволяет рассчитывать на обеспечение нормального уровня жизнеобеспечения граждан, государство предусмотрело дополнительный механизм поддержки. Помимо установления фиксированной суммы платежа, предусмотрено правило о соответствии социальной пенсии размеру прожиточного минимума. Действует это правило следующим образом: Минимальный размер пенсии в Московской области определяется по тем же правилам, что и в иных регионах страны. Единая система пенсионного обеспечения предусматривает выплату гражданам, даже не имеющим стажа для назначения страховой пенсии. В этом случае гарантировано перечисление социальной пенсии, минимальный размер которой будет зависеть от величины прожиточного минимума по региону.
В 2014 году был завершен переход на принципиально новый регламент установления пенсионных выплат. Основным вариантом обеспечения нетрудоспособных граждан признана страховая пенсия, на назначение и размер которой повлияют следующие факторы:
Индексация денежного довольствия со стороны государства для пенсионеров подмосковного региона в среднем приведет к повышению прожиточного минимума и росту пенсий на 2500 руб. на 1 человека. Согласно статистическим данным Мосгордумы в области порядка 165 тыс. пожилых граждан пенсионного возраста получат надбавки и социальные льготы, которые позволят удерживать нижнюю планку выплат в соответствии с принятым правительственным проектом. В целом, на эти нужды в бюджет Подмосковья заложены денежные средства в размере 5 млрд. руб.
Важное! На повышение пенсий и социальную доплату в Подмосковье имеют право только граждане пенсионного возраста, прекратившие трудовую деятельность. Для работающих пенсионеров принятые законопроекты изменений не предусматривают.
Документы для самостоятельного изучения
Для собственного финансового планирования рекомендуется самостоятельно изучать информацию о предстоящих индексациях, планах выплачивать денежную помощь со стороны государства. Пенсионеры могут изучить следующие постановления и законопроекты, принятые областным и столичным Правительством, регулирующие увеличение потребительской корзины или корректировку пенсий:
- постановления Мосгордумы от октября 2020 года, в частности №132;
- доклад министра финансов и экономики Московской области Э. Кадыровой;
- пояснительная записка к законодательному проекту №132;
- Федеральный закон №350 от 03.10.18 г.;
- нормативный правовой документ №180 от 30.10.2018.
Принятые законодательные акты и постановления вступили в свою законную силу с 1 января 2020 года. Размер денежного довольствия для пенсионеров, прекративших свою трудовую деятельность, будет увеличен и не может быть менее 9900 руб. по Подмосковью.
Отделения ПФР для обращений в Московской области
Все отделения ПФР можно посмотреть здесь. Ниже мы приводим список территориальных офисов Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Территория обслуживания | Адрес | Телефон для справок |
Муниципальные районы | ||
Сергиево-Посадский | Сергиев-Посад, пр-т Красной Армии, 144-а | 8 (496) 54-0-60-69 |
Ногинский | Ногинск, ул. Советской Конституции, 26 | 8 (496) 51-5-78-64 |
Коломенский | Коломна ул. Октябрьской революции, 200 | 8 (496) 61-8-56-32 |
Раменский | Раменское, ул. Чугунова, д.2 | 8 (496) 46-7-63-30 |
Пушкинский | Пушкино, ул. Боголюбская, д.1 | 8-496 993-35-01 |
Щелковский | Щелково, Пролетарский пр-т, 3 | 8 (496) 56-2-95-22 |
Наро-Фоминский | Наро-Фоминск, ул. Рижская, 9 | 8 |
Дмитровский | Дмитров, ул. Профессиональная, 1а | 8 (496) 22-993-91-50 |
Воскресенский | Воскресенск, ул. Железнодорожная, 28 | 8 (496) 44-2-26-65 |
Клинский | Клин, ул. Захватаева, 5а | 8 (496) 24-3-50-25 |
Орехово-Зуевский | Орехово-Зуево, Центральный б-р, 2 | 8 |
Ступинский | Ступино, ул. Тимирязева, 15а | 8 (496) 64-4-53-83 |
Домодедовский | Домодедово, пл. 30-летия Победы, 1 | 8 (496) 79-7-49-04 |
Истринский | Истра, ул. Ленина, 16 | 8 (496) 31-994-53-69 |
Жуковский | Жуковский, ул. Осипенко 7а | 8-495-556-12-98 |
Егорьевский | Егорьевск, ул. Советская, 71/17 | 8 (496) 40-2-41-58 |
Павлово-Посадский | Павловский Посад, ул. Кирова, 23 | 8 (496) 43-2-21-46 |
Волоколамский | Волоколамск, ул. Сергачёва, 20 | 8 (496) 36-2-58-04 |
Шатурский | Шатура, ул. Спортивная, 4 | 8 (496) 45-2-43-06 |
Чеховский | Чехов, Советская пл., 3 | 8 (496) 72-6-26-82 |
Можайский | Можайск, ул. Московская, 18 | 8 (496) 38-2-11-49 |
Каширский | Кашира, ул. Стрелецкая, 70 | 8 (496) 69-3-12-62 |
Луховицкий | Луховицы, Советский пер., 2 | 8 (496) 63-2-12-69 |
Рузский | Руза, ул. Солнцева, 11 | 83 |
Талдомский | Талдом, мкр. Юбилейный, 48 | 8 (496) 20-6-33-50 |
Зарайский | Зарайск, ул. Советская, 21 | 8 (496) 66-2-49-02 |
Озерский | Озеры, ул. Калинина, 2а | 8 (496) 70-2-30-44 |
Города | ||
Королев | Королев, ул. Суворова, 19а | 8 |
Юбилейный | ||
Электросталь | ул. Первомайская, 12А | 8 (496) 57-6-31-16 |
Дубна | ул. Центральная, 15 | 8 (496) 21-2-43-98 |
Лобня | ул. Циолковского, 5 | 8 |
Уровень пенсионного обеспечения граждан Московского региона несколько выше, чем у жителей остальных областей. Такой порядок начислений объясняется высоким уровнем цен, поднимающих прожиточный минимум, и различными доплатами, предусмотренными региональным бюджетом.
Прожиточный минимум и МРОТ в Московской области с 1 января 2021 года
Прожиточный минимум устанавливается на год, а не на квартал, как как это было прежде. Его величина зависит от медианного среднедушевого дохода по стране, в то время как ранее она определялась на основе расчета стоимости включенных в потребительскую корзину продуктов, отметили в пресс-службе правительства.
Прожиточный минимум используется для оценки нуждаемости граждан при предоставлении мер государственной поддержки.
на душу населения 11 653 рубля для трудоспособного населения – 12 702 рубля для пенсионеров – 10 022 рубля для детей – 11 303 рубля Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2020 г. № 473-ФЗ, величина прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ на очередной год устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год.
Соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 года устанавливается в размере 44,2 процента.
На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.
Фактическое значение прожиточного минимума изменяется постоянно, на это влияет инфляция, динамика цен, политическая обстановка и многое другое. Ранее расчетный показатель устанавливался на основании сложных экономических расчетов и выкладок. Но теперь прожиточный минимум на следующий год утверждается не ежеквартально, а раз в год. Если раньше его величина определялась на основе расчёта стоимости продуктов, включённых в потребительскую корзину, то теперь зависит от медианного среднедушевого дохода по стране.
МРОТ — это минимальный размер оплаты труда. Показатель напрямую связан с величиной прожиточного минимума. Так, ч. 5 ст. 75 Конституции РФ, ч. 1 ст. 133 ТК РФ и Федеральным законом от 19.06.2000 N 82 —ФЗ установлено, что с 1 января 2019 года минимальная зарплата в России не может быть ниже, чем прожиточный минимум для трудоспособного населения.
Это отельная гарантия для трудоспособного населения, что их заработная плата не будет ниже стоимости минимальных потребностей для нормальной жизни. То есть, доход, в виде минимальной зарплате, не может быть ниже, чем установлена потребность в жизненно необходимых товарах, работах и услугах. Данное равенство достигалось Правительством РФ на протяжении нескольких лет, и только к началу 2019 года значения сравнялись. На тот момент значения достигли суммы в 11 280 рублей в месяц. В 2021 году МРОТ впервые превысил прожиточный минимум, составив 12 792 руб. В некоторых регионах МРОТ выше этого показателя.
Прожиточный минимум в России на 2021 год по регионам
Период | На душу населения | Для труд. населения | Для пенсионеров | Для детей | Постановление Правительства Московской области |
3 квартал 2020 | 13 580 | 14 987 | 10 151 | 13 531 | 16.12.2020 №972/41 |
2 квартал 2020 | 13 509 | 14 941 | 10 103 | 13 317 | 23.09.2020 №673/30 |
1 квартал 2020 | 12 536 | 13 876 | 9 411 | 12 248 | 23.06.2020 №350/18 |
4 квартал 2019 | 12 272 | 13 598 | 9 240 | 11 887 | 24.03.2020 №128/7 |
3 квартал 2019 | 12 897 | 14 300 | 9 660 | 12 540 | 13.12.2019 №958/43 |
2 квартал 2019 | 13 115 | 14 547 | 9 848 | 12 688 | 19.09.2019 №637/31 |
1 квартал 2019 | 12 493 | 13 844 | 9 396 | 12 118 | 26.06.2019 №379/19 |
4 квартал 2018 | 11 764 | 13 038 | 8 862 | 11 378 | 25.03.2019 №149/9 |
3 квартал 2018 | 12 181 | 13 496 | 9 100 | 11 925 | 12.12.2018 №942/43 |
2 квартал 2018 | 12 229 | 13 528 | 9 137 | 12 057 | 28.09.2018 №677/34 |
1 квартал 2018 | 11 608 | 12 841 | 8 701 | 11 396 | 25.06.2018 №402/21 |
4 квартал 2017 | 11 365 | 12 581 | 8 535 | 11 097 | 30.03.2018 №199/12 |
3 квартал 2017 | 12 156 | 13 478 | 9 071 | 11 881 | 25.12.2017 №1116/46 |
2 квартал 2017 | 11 865 | 13 146 | 8 918 | 11 522 | 27.09.2017 №806/34 |
1 квартал 2017 | 11 280 | 12 495 | 8 480 | 10 962 | 04.07.2017 №554/21 |
4 квартал 2016 | 11 021 | 12 214 | 8 285 | 10 688 | 23.03.2017 № 212/9 |
3 квартал 2016 | 11 346 | 12 592 | 8 489 | 10 997 | 12.12.2016 № 929/45 |
2 квартал 2016 | 11 275 | 12 482 | 8 434 | 11 064 | 22.09.2016 № 684/33 |
1 квартал 2016 | 10 916 | 12 082 | 8 178 | 10 697 | 24.06.2016 № 491/21 |
4 квартал 2015 | 10 460 | 11 598 | 7 867 | 10 117 | 17.03.2016 № 185/8 |