Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Примере оформления Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, приведенном Минфином, раздел НМА представлен в виде 5-ти таблиц, первые 3 из которых относятся к НМА, четвертая – к НИОКР, последняя – к затратам на приобретение НМА и выполнение НИОКР.
Раздел 2 «Изменения в связи с реорганизацией»
В этом разделе отражается информация по показателям изменения вступительного баланса по коду причины изменений «01 – реорганизация, ликвидация субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая изменение типа государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений на казенные учреждения на начало финансового года», которые были приведены в графе 4 разд. 1 сведений (ф. 0503773) в разрезе изменений, связанных с реорганизацией, ликвидацией, изменением типа государственного учреждения.
Номер графы |
Информация |
1 |
Указываются номера синтетических счетов, по которым показатель остатка на начало отчетного финансового года не равен показателю остатка на конец предыдущего отчетного финансового года (например, счета 0 101 00 000, 0 102 00 000) |
2 |
Отражается сумма изменения остатка по счетам, указанным в графе 1 (показатели увеличения остатков приводятся в положительном значении, уменьшения остатков – в отрицательном значении) |
3, 4 |
Отражаются реквизиты учреждения-контрагента (правопреемника). При процедуре реорганизации (в том числе при передаче учреждения из ведения одного учредителя в ведение другого учредителя) и (или) ликвидации указываются: а) в рамках одного публично-правового образования – код главы по бюджетной классификации учредителя учреждения-правопреемника, 00 и 00000000; б) в рамках передачи учреждения между публично-правовыми образованиями – 000 и код элемента бюджета и ОКТМО соответствующего бюджета; в) при изменении типа государственного учреждения на начало финансового года – 000, 00 и 00000000; г) по иным причинам, предусмотренным законодательством РФ, – 000, 00 и 22222222 |
5 |
Отражаются: а) код причины изменения валюты баланса 01:
б) пояснения причины изменения остатка на начало отчетного финансового года, включая реквизиты нормативного акта, повлекшего изменение валюты баланса по каждому из указанных кодов:
При отражении в графе 1 номера счета бухгалтерского учета 0 401 00 000 графа 5 не заполняется |
Раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки
Помимо форм 0503768, 0503769, 0503771, 0503772, порядок заполнения которых был рассмотрен в прошлом номере журнала, в разд. 4 пояснительной записки включаются следующие формы:
- 0503773 «Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения». Эти сведения формируются по деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ), по средствам во временном распоряжении и содержат обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения.
В разд. 1 «Изменение остатков валюты баланса» этой формы отражаются:
- в графах 3, 4 — суммы остатков на конец предыдущего отчетного финансового года и на начало отчетного финансового года, полученные из идентичных строк баланса (ф. 0503730) за предыдущий и отчетный финансовый год соответственно;
- в графе 5 — разница граф 4 и 3.
Таблица № 4. Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета
Таблица № 4 заполняется главными распорядителями бюджетных средств, учреждениями, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
В таблице следует отразить результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.
В графе 1 необходимо указать статью закона о бюджете (федеральном, о бюджете субъекта РФ, о бюджете ЗАТО или местном бюджете), в которой прописаны функции и обязанности учреждения. Таким образом, если в соответствующих правовых документах нет ссылки на учреждение, таблица не заполняется. Если информации для заполнения данной таблицы у учреждения нет, то в графах 1-3 нужно поставить прочерки.
Таблица № 4 является информационной, ее данные не подлежат своду.
Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля
В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых — контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.
Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.
Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.
Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).
Пояснительная записка к балансу (внеоборотные активы): примеры формулировок
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности ООО «Трейдинг-Консалтинг» за 2020 год
- Раздел «Внеоборотные активы».
1.1. Нематериальные активы учитываются:
- Как объекты в собственности организации — на счете 04 в корреспонденции со счетами:
- 08;
- 83;
- 91.
К счету 04 открыты субсчета:
- 01 «Программное обеспечение»;
- 02 «Патенты»;
- 03 «Товарные знаки».
- Как объекты, находящиеся во временном пользовании на правах неисключительной лицензии — на счете 013.
В 2020 году обществом было приобретено право на применение товарного знака TREYDING-AND-KONSULTING стоимостью 300 тыс. руб. на основании договора № 1 от 17.02.2020 с ООО «ТК-Трейдмарк».
1.2. В строке 1120 («Результаты исследований и разработок») отражены расходы на создание программного продукта «ФИНТЭК-Бухгалтерия» в сумме 1,5 млн руб.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Пояснительная записка в Налоговую службу
Приказ № 43н от 6 июля 1999 г. Министерства финансов Российской Федерации регламентирует порядок сдачи . Согласно документу готовится пояснительная записка. В ней содержатся сведения о финансовой деятельности учреждения.
К отчетным данным.
Главная цель составления пояснительной записки – расшифровка показателей бухгалтерской отчетности, в частности – бухгалтерского баланса (форма 1). Грамотно составленная пояснительная записка расположит проверяющих к вашей компании, значительно облегчит сдачу баланса и снизит вероятность внеочередной налоговой проверки.
Кто не предоставляет пояснительную записку?
Не обязаны составлять документ некоммерческие организации и объединения, у которых отсутствует коммерческая деятельность. Однако если в каком-то периоде ими все же была получена прибыль от какой-либо побочной деятельности – пояснительную записку предоставить придется. Примером такой деятельности может стать продажа выбывшего оборудования. Если оно было просто списано – это не будет считаться коммерческим оборотом.
Индивидуальные предприниматели могут не утруждать себя составлением пояснительной записки. К тому же, они вообще не представляют бухгалтерского баланса. Предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, составляют документ в упрощенном варианте.
Стоит помнить, что, если в компании за прошедший год случилось что-то важное или значительное – изменился вид деятельности, был получен большой долговременный кредит, стихийным бедствием бы причинен существенный ущерб, то эти события обязательно должны быть отражены в пояснительной записке.
Как правильно составить пояснительную записку?
Форма документа не регламентирована, то есть каждый налогоплательщик составляет его на свое усмотрение. Однако ПБУ предъявляют строгие требования к тому, что должно содержаться в пояснительной записке.
Документ должен включать:
Краткую сводку о текущей деятельности компании. Любые качественные изменения в имуществе или финансах (взят большой кредит, приобретен большой пакет акций другой компании), которые повлияли на показатели предприятия – это также нужно отразить. Тут же стоит объяснить причины произошедшего (расширение рынка, необходимость в дополнительном финансировании). Факторы, которые сильно воздействовали на изменение финансового состояния компании. Управленческие решения, принятые по итогам отчетного периода. Изменения, произошедшие в системе распределения финансового результата.
Основные разделы пояснительной записки
Общие сведения
Расскажите о своей компании: форма собственности, название, численность, система управления и учредители. Если получены лицензии – укажите, какие и в каких областях. В конце раздела стоит привести данные об уплаченных за период налогах.
Изменения в учете
Тут приводятся все изменения в учетной политике. Этот раздел стоит заполнить, если вы установили для себя нестандартную схему расчетов какого-либо показателя. Также нужно обосновать, почему именно ваша схема более точно отражает состояние компании.
Активы и обязательства
В этом разделе стоит подробно расписать каждый блок – по основным средствам, нематериальным активам, запасам, займам и кредитам, валютным обязательствам. Для таких активов, как основные средства и НМА, обязательно раскройте информацию об амортизации и уценке. По кредитам стоит расписать сроки их погашения и возникающие по ним операционные расходы. По валютным обязательствам – курсовые разницы по финансовым результатам.
Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам
Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.
Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.
Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.
Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.
Снижение налоговой нагрузки
Этот вопрос у налоговиков пользуется особым интересом. Так, представители ФНС беспрестанно следят за объемами поступлений в государственный бюджет. При их снижении реакция незамедлительная: требования с предоставлением пояснительной записки, приглашение руководителя к личной встрече с представителем ФНС либо выездная камеральная проверка (крайняя мера).
В такой ситуации медлить нельзя, необходимо сразу предоставить пояснения в ФНС. В пояснительной записке опишите все обстоятельства и факты, которые повлияли на снижение налоговых платежей. Подтвердите факты документально либо предоставьте экономические обоснования. В противном случае ФНС инициирует выездную проверку, которая может затянуться на несколько месяцев.
Налоговые доходы — показатели доходности на текущий год и плановый период в разрезе налоговых обязательств, действующих на территориальном образовании. Рассчитываются на основании действующего фискального законодательства с учетом налоговых ставок, количества и объема налогооблагаемых объектов, скорректированных на соответствующую дату.
Неналоговые доходы — показатели доходных поступлений бюджета, не связанных с налоговыми обязательствами. К таковым относят поступления за счет использования или продажи муниципального имущества, платежи за пользование природными ресурсами, штрафы и санкции.
Безвозмездные поступления. В этот вид доходов включаются совокупные поступления субсидий, субвенций, дотаций и иных межбюджетных трансфертов в территориальный бюджет.
Пояснительная записка
Основными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:
- Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н);
- Приказ Минфина России от 11.11.2005 № 137н “О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н”;
- Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 5.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250);
- Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (закрытого административно-территориального образования) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда финансовыми органами субъектов Российской Федерации (закрытых административно-территориальных образований) в Федеральное казначейство (письмо Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695);
- Письмо Минфина России от 22.11.2005 № 02-14-10/3155 “О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации”.
В соответствии с приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н Пояснительная записка (ф.0503160) составляется только при сдаче годового отчета. Тем не менее, орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, которые следует представлять в составе квартальной отчетности, а также установить сроки их представления.
Бюджетные учреждения уже составляли пояснительную записку при формировании отчетности за 9 месяцев 2005 года, а некоторые и при составлении полугодового отчета.
Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое должно содержать информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, а также основные показатели деятельности учреждения.
В пояснительной записке в обязательном порядке необходимо отражать факты неприменения и нарушения правил бюджетного учета с соответствующим обоснованием, в противном случае неприменение правил бюджетного учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением нормативных актов законодательства РФ.
С введением в действие Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н изменилась форма пояснительной записки. Если раньше она составлялась в произвольной форме, и были указания только о составе разделов пояснительной записки и том, какие основные моменты следует осветить, то теперь пояснительная записка имеет четкую структуру и правила заполнения.
Состав сведений, которые должны быть отражены в Пояснительной записке, и порядок их изложения приведены в разделе VII “Порядок составления отдельных разделов Пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности” приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (с учетом изменений от 11.11.2005 № 137н).
Пояснительная записка в том числе содержит 7 таблиц и 14 приложений (форм документов):
Лист1
Название | Код по ОКУД (No. для таблиц) | Графы, подлежащие своду |
---|---|---|
Сведения о методах оценки активов и обязательств | Таблица 1 | – |
Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения | Таблица 2 | – |
Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств | Таблица 3 | – |
Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета | Таблица 4 | – |
Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля | Таблица 5 | – |
Сведения о проведении инвентаризации | Таблица 6 | – |
Сведения о результатах контрольных мероприятий | Таблица 7 | – |
Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельности | 0503161 | 1-2 |
Сведения о результатах деятельности | 0503162 | 1-14 |
Сведения об изменениях бюджетной росписи | 0503163 | 1-6 |
Сведения о кассовом исполнении бюджета | 0503164 | 1-5 |
Сведения об эффективности бюджетных расходов | 0503165 | 1-2 |
Сведения об исполнении целевых программ | 0503166 | 1-4 |
Сведения о целевых иностранных кредитах | 0503167 | 1-4 |
Сведения о движении нефинансовых активов | 0503168 | 2-5 |
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности | 0503169 | 1-2 |
Сведения о финансовых вложениях учреждения | 0503171 | 1-2 |
Сведения о государственном (муниципальном) долге | 0503172 | 1-2 |
Сведения об изменении остатков валюты баланса | 0503173 | 1-3 |
Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях | 0503176 | 2-5 |
Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения | 0503177 | 2-3 |
Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля
В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых – контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.
Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.
Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.
Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).
В чём разница между пояснительной запиской и пояснениями к бухгалтерскому балансу
Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчётности. Такой вывод можно сделать на основании информации, содержащейся в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, а также в письмах Минфина от 23 мая 2013 года № 03-02-07/2/18285 и от 9 января 2013 года № 07-02-18/01. Как правило, этот документ содержит информацию, сопутствующую бухгалтерской отчётности. Обычно эта информация не связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчёта о финансовых результатах. Налогоплательщик представляет в ФНС такую информацию, если считает её полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В пояснительной записке обычно раскрываются следующие показатели:
- динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
- планируемое развитие организации;
- предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
- деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- природоохранные мероприятия;
- иная информация на усмотрение организации.
Пояснительная записка должна быть составлена так, чтобы было ясно, что информация из неё не входит в состав бухгалтерской отчётности. Для этого нужно соблюдать следующие правила при оформлении бухотчётности и записки:
- в бухгалтерской отчётности не должно быть ссылок на данную информацию;
- из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчётности;
- информация в пояснительной записке должна быть обособлена от бухгалтерской отчётности.
Таблица № 6. Сведения о проведении инвентаризации
В Таблице № 6 следует отразить информацию обо всех инвентаризациях, проведенных в учреждении за отчетный период. В пункте 109 Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н (в редакции приказа от 11.11.2005 № 137н) говорится о том, что сведения об инвентаризации приводятся только по итогам года. Тем не менее, на Всероссийском совещании-практикуме «Формирование бюджетной отчетности», проходившем в Минфине России 14-16 декабря 2005 года, было отмечено, что в Таблице № 6 следует отразить также информацию обо всех инвентаризациях за отчетный год, проводимых в обязательном порядке в соответствии с п. 2 статьи 12 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально-ответственных лиц;
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при реорганизации или ликвидации учреждения;
- в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таблица № 4. Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета
Таблица № 4 заполняется главными распорядителями бюджетных средств, учреждениями, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.
В таблице следует отразить результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.
В графе 1 необходимо указать статью закона о бюджете (федеральном, о бюджете субъекта РФ, о бюджете ЗАТО или местном бюджете), в которой прописаны функции и обязанности учреждения. Таким образом, если в соответствующих правовых документах нет ссылки на учреждение, таблица не заполняется. Если информации для заполнения данной таблицы у учреждения нет, то в графах 1-3 нужно поставить прочерки.
Таблица № 4 является информационной, ее данные не подлежат своду.