Образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец пояснительной записки к бухгалтерскому балансу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В Примере оформления Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах, приведенном Минфином, раздел НМА представлен в виде 5-ти таблиц, первые 3 из которых относятся к НМА, четвертая – к НИОКР, последняя – к затратам на приобретение НМА и выполнение НИОКР.

Раздел 2 «Изменения в связи с реорганизацией»

В этом разделе отражается информация по показателям изменения вступительного баланса по коду причины изменений «01 – реорганизация, ликвидация субъекта бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая изменение типа государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений на казенные учреждения на начало финансового года», которые были приведены в графе 4 разд. 1 сведений (ф. 0503773) в разрезе изменений, связанных с реорганизацией, ликвидацией, изменением типа государственного учреждения.

Номер графы

Информация

1

Указываются номера синтетических счетов, по которым показатель остатка на начало отчетного финансового года не равен показателю остатка на конец предыдущего отчетного финансового года (например, счета 0 101 00 000, 0 102 00 000)

2

Отражается сумма изменения остатка по счетам, указанным в графе 1 (показатели увеличения остатков приводятся в положительном значении, уменьшения остатков – в отрицательном значении)

3, 4

Отражаются реквизиты учреждения-контрагента (правопреемника). При процедуре реорганизации (в том числе при передаче учреждения из ведения одного учредителя в ведение другого учредителя) и (или) ликвидации указываются:

а) в рамках одного публично-правового образования – код главы по бюджетной классификации учредителя учреждения-правопреемника, 00 и 00000000;

б) в рамках передачи учреждения между публично-правовыми образованиями – 000 и код элемента бюджета и ОКТМО соответствующего бюджета;

в) при изменении типа государственного учреждения на начало финансового года – 000, 00 и 00000000;

г) по иным причинам, предусмотренным законодательством РФ, – 000, 00 и 22222222

5

Отражаются:

а) код причины изменения валюты баланса 01:

  • 01.1 – реорганизация;

  • 01.2 – ликвидация;

  • 01.3 – изменение типа государственного учреждения;

б) пояснения причины изменения остатка на начало отчетного финансового года, включая реквизиты нормативного акта, повлекшего изменение валюты баланса по каждому из указанных кодов:

  • реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование);

  • ликвидация учреждения;

  • изменение типов государственных (муниципальных) учреждений на начало финансового года;

  • иные причины, предусмотренные законодательством РФ (указать их).

При отражении в графе 1 номера счета бухгалтерского учета 0 401 00 000 графа 5 не заполняется

Раздел 4 «Анализ показателей отчетности учреждения» пояснительной записки

Помимо форм 0503768, 0503769, 0503771, 0503772, порядок заполнения которых был рассмотрен в прошлом номере журнала, в разд. 4 пояснительной записки включаются следующие формы:

  1. 0503773 «Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения». Эти сведения формируются по деятельности с целевыми средствами, деятельности по оказанию услуг (работ), по средствам во временном распоряжении и содержат обобщенные за отчетный период данные об изменении показателей на начало отчетного периода вступительного баланса учреждения.

В разд. 1 «Изменение остатков валюты баланса» этой формы отражаются:

  • в графах 3, 4 — суммы остатков на конец предыдущего отчетного финансового года и на начало отчетного финансового года, полученные из идентичных строк баланса (ф. 0503730) за предыдущий и отчетный финансовый год соответственно;
  • в графе 5 — разница граф 4 и 3.

Таблица № 4. Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета

Таблица № 4 заполняется главными распорядителями бюджетных средств, учреждениями, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В таблице следует отразить результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.

В графе 1 необходимо указать статью закона о бюджете (федеральном, о бюджете субъекта РФ, о бюджете ЗАТО или местном бюджете), в которой прописаны функции и обязанности учреждения. Таким образом, если в соответствующих правовых документах нет ссылки на учреждение, таблица не заполняется. Если информации для заполнения данной таблицы у учреждения нет, то в графах 1-3 нужно поставить прочерки.

Таблица № 4 является информационной, ее данные не подлежат своду.

Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля

В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых — контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.

Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Читайте также:  Как обжаловать решения, действия или бездействие судебного пристава-исполнителя

Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.

Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).

Пояснительная записка к балансу (внеоборотные активы): примеры формулировок

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности ООО «Трейдинг-Консалтинг» за 2020 год

  1. Раздел «Внеоборотные активы».

1.1. Нематериальные активы учитываются:

  1. Как объекты в собственности организации — на счете 04 в корреспонденции со счетами:
  • 08;
  • 83;
  • 91.

К счету 04 открыты субсчета:

  • 01 «Программное обеспечение»;
  • 02 «Патенты»;
  • 03 «Товарные знаки».
  1. Как объекты, находящиеся во временном пользовании на правах неисключительной лицензии — на счете 013.

В 2020 году обществом было приобретено право на применение товарного знака TREYDING-AND-KONSULTING стоимостью 300 тыс. руб. на основании договора № 1 от 17.02.2020 с ООО «ТК-Трейдмарк».

1.2. В строке 1120 («Результаты исследований и разработок») отражены расходы на создание программного продукта «ФИНТЭК-Бухгалтерия» в сумме 1,5 млн руб.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Пояснительная записка в Налоговую службу

Приказ № 43н от 6 июля 1999 г. Министерства финансов Российской Федерации регламентирует порядок сдачи . Согласно документу готовится пояснительная записка. В ней содержатся сведения о финансовой деятельности учреждения.

К отчетным данным.

Главная цель составления пояснительной записки – расшифровка показателей бухгалтерской отчетности, в частности – бухгалтерского баланса (форма 1). Грамотно составленная пояснительная записка расположит проверяющих к вашей компании, значительно облегчит сдачу баланса и снизит вероятность внеочередной налоговой проверки.

Кто не предоставляет пояснительную записку?

Не обязаны составлять документ некоммерческие организации и объединения, у которых отсутствует коммерческая деятельность. Однако если в каком-то периоде ими все же была получена прибыль от какой-либо побочной деятельности – пояснительную записку предоставить придется. Примером такой деятельности может стать продажа выбывшего оборудования. Если оно было просто списано – это не будет считаться коммерческим оборотом.

Индивидуальные предприниматели могут не утруждать себя составлением пояснительной записки. К тому же, они вообще не представляют бухгалтерского баланса. Предприятия, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, составляют документ в упрощенном варианте.

Стоит помнить, что, если в компании за прошедший год случилось что-то важное или значительное – изменился вид деятельности, был получен большой долговременный кредит, стихийным бедствием бы причинен существенный ущерб, то эти события обязательно должны быть отражены в пояснительной записке.

Как правильно составить пояснительную записку?

Форма документа не регламентирована, то есть каждый налогоплательщик составляет его на свое усмотрение. Однако ПБУ предъявляют строгие требования к тому, что должно содержаться в пояснительной записке.

Документ должен включать:

Краткую сводку о текущей деятельности компании. Любые качественные изменения в имуществе или финансах (взят большой кредит, приобретен большой пакет акций другой компании), которые повлияли на показатели предприятия – это также нужно отразить. Тут же стоит объяснить причины произошедшего (расширение рынка, необходимость в дополнительном финансировании). Факторы, которые сильно воздействовали на изменение финансового состояния компании. Управленческие решения, принятые по итогам отчетного периода. Изменения, произошедшие в системе распределения финансового результата.

Основные разделы пояснительной записки

Общие сведения

Расскажите о своей компании: форма собственности, название, численность, система управления и учредители. Если получены лицензии – укажите, какие и в каких областях. В конце раздела стоит привести данные об уплаченных за период налогах.

Изменения в учете

Тут приводятся все изменения в учетной политике. Этот раздел стоит заполнить, если вы установили для себя нестандартную схему расчетов какого-либо показателя. Также нужно обосновать, почему именно ваша схема более точно отражает состояние компании.

Активы и обязательства

В этом разделе стоит подробно расписать каждый блок – по основным средствам, нематериальным активам, запасам, займам и кредитам, валютным обязательствам. Для таких активов, как основные средства и НМА, обязательно раскройте информацию об амортизации и уценке. По кредитам стоит расписать сроки их погашения и возникающие по ним операционные расходы. По валютным обязательствам – курсовые разницы по финансовым результатам.

Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам

Налоговиков может заинтересовать убыточная деятельность компании, и в этом случае пояснения налогоплательщика должны в полной мере раскрывать причину возникновения убытка в запрашиваемом отчетном периоде. Для этого в письме расшифровываются доходы и расходы за определенный промежуток времени.

Читайте также:  Авансовые платежи по налогу на прибыль. Пример расчета

Также пояснения в налоговую (образец см. далее) должны содержать указания, почему расходы превысили доходы. Например, компания создана недавно, деятельность только началась и выручка пока невелика, но текущие расходы уже значительные (аренда, зарплата сотрудников, реклама и т.п.), либо фирмой были произведены неотложные крупные расходы на ремонт, закупку оборудования и т.п. Чем подробнее будут расписаны причины убытка, тем меньше новых вопросов возникнет у налоговиков.

Все приведенные сведения нужно подтвердить документально, приложив к письменному пояснению в налоговую копии бухгалтерских документов, договоров, накладных, банковских выписок, налоговых регистров и т.д.

Аналогичным образом могут быть даны пояснения в ответ на запрос о причинах снижения налоговой нагрузки, в сравнении со средним уровнем по отрасли.

Снижение налоговой нагрузки

Этот вопрос у налоговиков пользуется особым интересом. Так, представители ФНС беспрестанно следят за объемами поступлений в государственный бюджет. При их снижении реакция незамедлительная: требования с предоставлением пояснительной записки, приглашение руководителя к личной встрече с представителем ФНС либо выездная камеральная проверка (крайняя мера).

В такой ситуации медлить нельзя, необходимо сразу предоставить пояснения в ФНС. В пояснительной записке опишите все обстоятельства и факты, которые повлияли на снижение налоговых платежей. Подтвердите факты документально либо предоставьте экономические обоснования. В противном случае ФНС инициирует выездную проверку, которая может затянуться на несколько месяцев.

Налоговые доходы — показатели доходности на текущий год и плановый период в разрезе налоговых обязательств, действующих на территориальном образовании. Рассчитываются на основании действующего фискального законодательства с учетом налоговых ставок, количества и объема налогооблагаемых объектов, скорректированных на соответствующую дату.

Неналоговые доходы — показатели доходных поступлений бюджета, не связанных с налоговыми обязательствами. К таковым относят поступления за счет использования или продажи муниципального имущества, платежи за пользование природными ресурсами, штрафы и санкции.

Безвозмездные поступления. В этот вид доходов включаются совокупные поступления субсидий, субвенций, дотаций и иных межбюджетных трансфертов в территориальный бюджет.

Пояснительная записка

Основными нормативными документами, регламентирующими процесс составления бюджетной отчетности за 2005 год, в том числе и Пояснительной записки, являются:

  • Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности (утв. приказом Минфина России от 21.01.2005 № 5н);
  • Приказ Минфина России от 11.11.2005 № 137н “О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной, месячной бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н”;
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении федерального бюджета главными распорядителями средств федерального бюджета в Федеральное казначейство (Приложение к письму Министерства финансов Российской Федерации от 5.09.2005 № 42-7.1-01/2.4-250);
  • Разъяснения об особенностях представления отчетности об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (закрытого административно-территориального образования) и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда финансовыми органами субъектов Российской Федерации (закрытых административно-территориальных образований) в Федеральное казначейство (письмо Минфина России от 22.09.2005 № 02-14-10а/2695);
  • Письмо Минфина России от 22.11.2005 № 02-14-10/3155 “О порядке отражения в бюджетном учете и отчетности операций с поступлениями, распределяемыми между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации”.

В соответствии с приказом Минфина России от 11.11.2005 № 137н Пояснительная записка (ф.0503160) составляется только при сдаче годового отчета. Тем не менее, орган, организующий исполнение бюджета, и главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) самостоятельно могут определить количество приложений к Пояснительной записке из состава годовых таблиц и форм документов, которые следует представлять в составе квартальной отчетности, а также установить сроки их представления.

Бюджетные учреждения уже составляли пояснительную записку при формировании отчетности за 9 месяцев 2005 года, а некоторые и при составлении полугодового отчета.

Пояснительная записка представляет собой приложение к бухгалтерской отчетности, которое должно содержать информацию о направлениях деятельности учреждения, методах оценки активов и обязательств, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, а также основные показатели деятельности учреждения.

В пояснительной записке в обязательном порядке необходимо отражать факты неприменения и нарушения правил бюджетного учета с соответствующим обоснованием, в противном случае неприменение правил бюджетного учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением нормативных актов законодательства РФ.

С введением в действие Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н изменилась форма пояснительной записки. Если раньше она составлялась в произвольной форме, и были указания только о составе разделов пояснительной записки и том, какие основные моменты следует осветить, то теперь пояснительная записка имеет четкую структуру и правила заполнения.

Состав сведений, которые должны быть отражены в Пояснительной записке, и порядок их изложения приведены в разделе VII “Порядок составления отдельных разделов Пояснительной записки к годовой, квартальной бюджетной отчетности” приказа Минфина России от 21.01.2005 № 5н (с учетом изменений от 11.11.2005 № 137н).

Пояснительная записка в том числе содержит 7 таблиц и 14 приложений (форм документов):

Лист1

Название Код по ОКУД (No. для таблиц) Графы, подлежащие своду
Сведения о методах оценки активов и обязательств Таблица 1
Сведения об основных направлениях деятельности (функциях) учреждения Таблица 2
Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств Таблица 3
Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета Таблица 4
Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля Таблица 5
Сведения о проведении инвентаризации Таблица 6
Сведения о результатах контрольных мероприятий Таблица 7
Сведения о количестве подведомственных учреждений и направлении их деятельности 0503161 1-2
Сведения о результатах деятельности 0503162 1-14
Сведения об изменениях бюджетной росписи 0503163 1-6
Сведения о кассовом исполнении бюджета 0503164 1-5
Сведения об эффективности бюджетных расходов 0503165 1-2
Сведения об исполнении целевых программ 0503166 1-4
Сведения о целевых иностранных кредитах 0503167 1-4
Сведения о движении нефинансовых активов 0503168 2-5
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности 0503169 1-2
Сведения о финансовых вложениях учреждения 0503171 1-2
Сведения о государственном (муниципальном) долге 0503172 1-2
Сведения об изменении остатков валюты баланса 0503173 1-3
Сведения о недостачах и хищениях денежных средств и материальных ценностей в бюджетных учреждениях 0503176 2-5
Сведения об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения 0503177 2-3
Читайте также:  Действие программы «Молодая семья» в Краснодаре

Таблица № 5. Сведения о результатах мероприятий внутреннего контроля

В Таблице № 5 отражается информация о мероприятиях, проводимых главными распорядителями (распорядителями) и подведомственными им бюджетными учреждениями, цель которых – контроль за соблюдением требований бюджетного законодательства, составлением смет доходов и расходов, а также правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Целесообразно отдельно выделить меры предварительного, текущего и последующего внутреннего финансового контроля.

Внутренний контроль должен осуществляться на всех стадиях бюджетного процесса. За организацию эффективной системы внутреннего контроля ответственность несет руководитель учреждения (ГРБС, РБС) как в своем учреждении, так и в подведомственных бюджетных учреждениях.

Внутренний контроль получателя бюджетных средств представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений санкционирования, отслеживания и проверки осуществления операций с бюджетными средствами.

Внутренний контроль должен обеспечивать постоянную оценку финансовой деятельности учреждения; проверку результатов от осуществления деятельности, отвечают ли они тем задачам и планам, которые предусмотрены уставом бюджетного учреждения; информирование руководителя бюджетного учреждения о результатах проведенной проверки (оценки, расследования, изучения или ревизии).

В чём разница между пояснительной запиской и пояснениями к бухгалтерскому балансу

Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчётности. Такой вывод можно сделать на основании информации, содержащейся в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ, а также в письмах Минфина от 23 мая 2013 года № 03-02-07/2/18285 и от 9 января 2013 года № 07-02-18/01. Как правило, этот документ содержит информацию, сопутствующую бухгалтерской отчётности. Обычно эта информация не связана с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчёта о финансовых результатах. Налогоплательщик представляет в ФНС такую информацию, если считает её полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В пояснительной записке обычно раскрываются следующие показатели:

  • динамика важнейших экономических и финансовых показателей организации за ряд лет;
  • планируемое развитие организации;
  • предполагаемые капитальные и долгосрочные финансовые вложения;
  • деятельность в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • природоохранные мероприятия;
  • иная информация на усмотрение организации.

Пояснительная записка должна быть составлена так, чтобы было ясно, что информация из неё не входит в состав бухгалтерской отчётности. Для этого нужно соблюдать следующие правила при оформлении бухотчётности и записки:

  • в бухгалтерской отчётности не должно быть ссылок на данную информацию;
  • из наименования предоставленной информации не должно следовать, что она является частью бухгалтерской отчётности;
  • информация в пояснительной записке должна быть обособлена от бухгалтерской отчётности.

Таблица № 6. Сведения о проведении инвентаризации

В Таблице № 6 следует отразить информацию обо всех инвентаризациях, проведенных в учреждении за отчетный период. В пункте 109 Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности № 5н (в редакции приказа от 11.11.2005 № 137н) говорится о том, что сведения об инвентаризации приводятся только по итогам года. Тем не менее, на Всероссийском совещании-практикуме «Формирование бюджетной отчетности», проходившем в Минфине России 14-16 декабря 2005 года, было отмечено, что в Таблице № 6 следует отразить также информацию обо всех инвентаризациях за отчетный год, проводимых в обязательном порядке в соответствии с п. 2 статьи 12 Федерального закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально-ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации учреждения;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таблица № 4. Сведения о причинах недофинансирования (образования неиспользованных остатков) в ходе исполнения бюджета

Таблица № 4 заполняется главными распорядителями бюджетных средств, учреждениями, организующими исполнение бюджетов, и органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

В таблице следует отразить результаты анализа об исполнении текстовых статей закона (решения) о бюджете с указанием причин недофинансирования и образования неиспользованных остатков финансирования на конец отчетного периода.

В графе 1 необходимо указать статью закона о бюджете (федеральном, о бюджете субъекта РФ, о бюджете ЗАТО или местном бюджете), в которой прописаны функции и обязанности учреждения. Таким образом, если в соответствующих правовых документах нет ссылки на учреждение, таблица не заполняется. Если информации для заполнения данной таблицы у учреждения нет, то в графах 1-3 нужно поставить прочерки.

Таблица № 4 является информационной, ее данные не подлежат своду.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *