Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательного переоформления никто не требует, но если вы планируете участок продать или, например, подарить, стоит оформить его в собственность. Тем более что закон допускает возможность бесплатного оформления земли с правом ПНВ в собственность. Необходимо только уплатить стандартную пошлину, как в любых других случаях.
В зависимости от категории лиц, обладающих возможностью использовать землю любое количество времени, такие участки могут иметь разные документы, подтверждающие такое право.
Если прежде бессрочная аренда предоставлялась с помощью локальных актов, то для юрлиц, перечисленных выше, потребуется составление договора на бессрочное пользование с вышестоящими органами госвласти, в собственности которых находятся передаваемые ЗУ.
Ниже в таблице рассмотрим, какие пункты должен включать в себя договор постоянного бессрочного пользования:
Что указать в договоре |
|
1 |
Реквизиты сторон. |
2 |
Адрес и площадь ЗУ. |
3 |
Предмет договора. |
4 |
Категория земель. |
5 |
Цели применения. |
6 |
Сроки передачи ЗУ в пользование. |
7 |
Кадастровый план участка. |
8 |
Общие правила пользования ЗУ. |
Как происходит наследование участков
Получение и оформление наследства ничем не отличается. Такой участок можно даже завещать. Правда, чтобы разделить этот участок, наследникам придется все же оформить на него собственность и уже после этого разделить, если его размер позволяет.
Чтобы оформить участок в наследство, необходимо обратиться в течение полугода к нотариусу с документами, подтверждающими право на наследство:
- свидетельство о смерти предыдущего владельца;
- паспорт наследника и другие документы, подтверждающие родство;
- документы, подтверждающие, что у умершего было право на пожизненное наследуемое владение;
- кадастровый паспорт участка;
- выписка ЕГРП;
- заявление наследника.
Подготовка проекта постановления о предоставлении земельного участка в пользование на правах аренды или проекта письма об отказе в предоставлении услуги
Специалистом отдела информатизации и документооборота Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района направляется в Палату зарегистрированное заявление с визой Главы Тетюшского муниципального района Республики Татарстан и листом согласования для подготовки проекта постановления о предоставлении земельного участка в пользование на правах аренды.
Специалистом Палаты осуществляется:
— прием и регистрация заявления в специальном журнале;
— подготовка документов для рассмотрения на заседании районной межведомственной комиссии по предоставлению земельных участков;
— подготовка проекта постановления о предоставлении земельного участка в пользование на правах аренды, по результатам представленной информации из органов, участвующих в межведомственном взаимодействии;
— направление документов в Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района на согласование и утверждение.
Результат процедуры: подготовленный проект постановления о предоставлении земельного участка в пользование на правах аренды.
Процедура осуществляется в течение шестнадцати дней.
Срок истечения права бессрочного земельного пользования
Срок истечения действия права бессрочного земельного пользования на законодательном уровне ограничен. После принятия Земельного кодекса крайняя дата пользования на условиях бессрочности установлена на начало 2014 года
. Именно до этого момента владельцы наделов должны были заявить в службы учета земельных ресурсов о желании переоформить на себя некогда выданные в бессрочную эксплуатацию участки.
По истечении отведенного времени народные избранники поправкой к Закону отсрочили граничный срок подачи заявлений для юридических лиц, и после этого землепользователям добавили год для выполнения требований государства.
Физических лиц, а также некоторые объединения граждан (садово-огородные сообщества и гаражные кооперативы) поправки не затронули, хотя с целью продажи или передачи другим владельцам земли и объектов, возведенных на ней, граждане по собственной инициативе активно стали переоформлять документы.
Участок в бессрочной аренде: как стать собственником такого надела
Действующее законодательство России позволяет гражданам и организациям использовать наделы, принадлежащие им на правах собственности или взятые в аренду. В последнем случае речь идет об эксплуатации в течение определенного срока или без такового. Бессрочная аренда земельного участка — термин, которому закон не дает четкого определения. Ответ на этот вопрос дает ч. 2, ст.
610 ГК РФ. В ней сказано, что если в договоре не указан период его действия, то соглашение считается бессрочными.
Допускает ли закон оформление прав собственности на арендованные угодья? Можно ли участок в бессрочной аренде использовать в качестве залога? Кто может получить такой надел? Могут ли заявителю отказать в переоформлении документов?
Ответы на эти и другие вопросы попробуем дать в нашей статье.
Нужно ли оформлять участок с ПНВ в собственность
Обязательного переоформления никто не требует, но если вы планируете участок продать или, например, подарить, стоит оформить его в собственность. Тем более что закон допускает возможность бесплатного оформления земли с правом ПНВ в собственность. Необходимо только уплатить стандартную пошлину, как в любых других случаях.
Потребуется пакет документов, подтверждающих право на владение:
- акт о предоставлении участка государством;
- свидетельство о праве гражданина на объект;
- выписка из похозяйственной книги;
- кадастровый паспорт;
- документы о межевании;
- удостоверение личности владельца;
- заявление;
- квитанция об оплате пошлины.
Как приватизировать землю и перечень требуемых документов
Процедура осуществления приватизации земли по общему порядку проводится на основании земельного законодательства. Однако некоторые категории земель (дачные участки) могут быть оформлены в собственность на основании других нормативных актов.
Как только выбран вид земельного участка и определена его принадлежность, необходимо обратиться в орган, регистрирующий недвижимые объекты – Россреестр.
Вся процедура проводится в несколько этапов:
- В первую очередь необходимо обратиться с заявлением в муниципалитет (территориальный земельный комитет) о вопросе приватизации (в нем должна быть указана следующая информация – будущее назначение использования ЗУ, его квадратура, расположение и т.п.). См. образец заявления ниже.
- После подачи заявления необходимо обратиться в соответствующий орган для проведения кадастровых работ (межевание, установления границ, закрепление за участком идентификационного номера, оформление кадастрового паспорта и т.д.).
- Далее, после получения одобрения процедуры приватизации от муниципального органа (постановление главы Администрации), заявитель может собрать все дополнительные документы и обратиться в Россреестр для регистрации права на ЗУ.
Кому можно приватизировать землю?
Существует закон, согласно которому гражданам Российской Федерации, можно бесплатно приватизировать участки земли. Этот закон действует достаточно давно, но не все люди за этот период смогли приватизировать свою бесплатную земельную площадь. Вопрос по бесплатной приватизации земли стал актуальным с 2001-го года, вследствие принятия Земельного кодекса.
Приватизация касается обычных граждан, которые получили на это право. Большинство людей уже успешно используют свои наделы, но для тех, кто только собирается, следует разобраться в процедуре и механизмах ее передачи и распределения.
Приватизация — это собственно передача земельных участков из муниципальных или государственных организаций в право собственности обычных людей. Действие по приватизации одного бесплатного участка производится всего один раз в жизни. В остальных случаях земля покупается или берется в аренду.
Не стоит переживать тем, кто не успел выполнить данную процедуру, согласно новому закону возможность продлена до 1 марта 2020 года.
Правовой режим земель водного транспорта
1. В зависимости от вида водного транспорта земли этой категории подразделяются на земли морского транспорта и земли внутреннего (речного и озерного) водного транспорта, правовой режим которых несколько различается.
К землям морского транспорта относятся земли:
- а) под морскими торговыми портами со всеми находящимися на них техническими и гражданскими сооружениями, площадями, набережными, пристанями, служебными, жилыми и культурно-бытовыми сооружениями;
- б) земли под судостроительными и судоремонтными заводами, судоремонтными базами, маяками и обслуживающими их территориями.
Правовой режим использования этих земель регулируется в основном Кодексом торгового мореплавания от 30 апреля 1999 г.
Земельные участки для указанных целей предоставляются в установленном порядке в бессрочное, временное пользование или в аренду морским портам, судостроительным и судоремонтным заводам, базам и иным предприятиям, обслуживающим нужды морского флота и выступающим в качестве субъектов права на землю. Размеры предоставляемых участков и условия пользования ими определяются проектной документацией и решением органов, предоставивших землю. Частные или приватизированные предприятия могут иметь земельные участки на праве собственности.
Права и обязанности землепользователей установлены ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ, а также нормами указанных выше специальных нормативных актов.
Ведомственное управление землями этой категории осуществляют Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс), находящееся в его структтуре Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), а также Администрации морских портов.
Земельные участки, отнесенные к морскому транспорту, используются соответствующими субъектами непосредственно для строительства и обслуживания указанных выше объектов флота.
Однако часть земель, временно не используемых по прямому назначению, может передаваться ими другим ведомствам и организациям на договорных началах во временное пользование для складирования грузов, устройства подъездных путей и т.п.
2. К землям внутреннего водного транспорта относятся участки, занятые:
- — речными и озерными портами, пристанями, гаванями, причалами и затонами;
- — пассажирскими речными и иными вокзалами и павильонами;
- — судоходными каналами и гидротехническими сооружениями;
- — берегоукрепительными сооружениями и насаждениями;
- — объектами обслуживания внутреннего водного транспорта (базами, заводами, верфями, служебными, жилыми, культурно-бытовыми помещениями и т.п.).
Правовое положение земель внутреннего водного транспорта регулируется Кодексом внутреннего водного транспорта, принятым в апреле 2001 г.
Ведомственное управление землями этой категории осуществляют Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс), находящееся в его структтуре Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), а также Администрации бассейнов внутренних водных путей.
Земельные участки для нужд водного транспорта предоставляются соответствующим субъектам (речным и озерным портам, судовым верфям, судоремонтным заводам) на праве бессрочного или временного пользования, а также на праве аренды. Кроме того, они могут приобретаться в собственность в порядке приватизации или совершения сделок отчуждения. Их права и обязанности как землепользователей определены ст. ст. 40 — 42 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 6 ВК РФ на внутренних водных путях (вне городских населенных пунктов) устанавливается береговая полоса (бечевник) шириной в 20 м, которая предназначается для общего пользования. Здесь каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания, в том числе с целью купания, рыболовства и причаливания плавательных средств. В частности, на береговой полосе внутренних водных путей разрешается:
- — устройство приспособлений для причаливания судов и плотов, погрузка и выгрузка грузов (без устройства постоянных сооружений) и их временное хранение;
- — хранение твердого топлива для судов, предприятий и организаций водного транспорта, а также временное хранение рыболовных снастей и судовых принадлежностей;
- — устройство временных зимовочных помещений, а также помещений для механической тяги судов;
- — хранение в зимнее время древесины, предназначенной для сплава.
В соответствии со ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта береговая полоса может безвозмездно использоваться для работ, связанных с судоходством.
Администрации бассейнов внутренних водных путей имеют право:
- пользоваться береговой полосой для проведения работ по обеспечению судоходства и строительству зданий, строений и сооружений для этих целей;
- устанавливать на береговой полосе береговые средства навигационного оборудования;
- осуществлять рубки произрастающих на береговой полосе деревьев и кустарников для обеспечения безопасности судоходства, в том числе видимости береговых средств навигационного оборудования, а также для геодезического обоснования при съемках участков русел рек;
- использовать безвозмездно грунт, камень, гравий, деревья и кустарники, находящиеся в пределах береговой полосы;
- разрешать устройство временных сооружений для причаливания, швартовки и стоянки судов и плавучих объектов, погрузки, выгрузки и хранения грузов, посадки на суда и высадки с судов пассажиров и т.д.
Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности
Земли для обеспечения космической деятельности — это земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства.
В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и техника, используемые при осуществлении космической деятельности.
Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у их правообладателей не изымаются, а порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Постановлением Правительства РФ от 31 мая 1995 г. N 536 «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» (ред. от 02.07.2003), которым предписано Министерству обороны РФ возмещать правообладателям земельных участков прямой материальный и экологический ущерб, возникающий в результате падения отделяющихся частей ракет, по представлению заключений совместных комиссий Министерства обороны РФ, МЧС РФ, федерального органа по охране окружающей среды и органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Право бессрочного пользования земельным участком
Право бессрочного пользования земельным участком — это право на использование земли, которая находится в муниципальной и государственной собственности, без ее приобретения.
КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО
Получить доступ
Одним из видов вещных (имущественных) прав на землю являеется право постоянного бессрочного пользования земельным участком; 2019 год никаких изменений в порядок применения этого права не принес, однако есть нюансы, о которых не знают не только обычные граждане, но и руководители коммерческих организаций. В частности, такое вещное право является ограниченным и пользователи земли должны знать обо всех ограничениях. Поэтому выясним, как в соответствии с законодательством происходит предоставление земельного участка в постоянное бессрочное пользование, а также на кого оно распространяется.
Отличие от права собственности
Чтобы точнее понять, что такое право бессрочного постоянного использования земли, стоит рассмотреть его отличие от права собственности. Собственник, имеющий все правоустанавливающие документы, может продать участок, поменять его на другой. Также разрешается продажа территорий и сдача в аренду.
Землю по закону можно оформить по завещанию на другого человека. Всех этих возможностей лишается лицо, которое использует право постоянного или срочного и временного пользования.
Чтобы иметь возможность в осуществлении всех планов на землю и не иметь в результате этого серьезные проблемы, стоит оформить территории участка в свою собственность. К тому же такая процедура является бесплатной, это еще один существенный довод переоформления.
Предметом земельного права как отрасли российского права являются общественные отношения по поводу земли как основы жизни и деятельности на соответствующей территории (земельные отношения).
Специфика этих отношений как самостоятельного предмета правового регулирования обусловливается их объектом – землей. Земля является природным объектом, природным ресурсом, основным средством производства в сельском и лесном хозяйстве и базисом для иной деятельности. Земля как природный объект находится в органической связи с иными природными объектами: недрами, водами, лесами, животным и растительным миром. Это обусловливает связь земельных правоотношений с иными правоотношениями по поводу пользования и охраны иных природных объектов и ресурсов в целом и каждого в отдельности, чем, в свою очередь, определяется наличие такой связи земельного права с другими природоресурсными отраслями законодательства.
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков.
Земля как природный объект и природный ресурс может выступать в качестве объекта земельных отношений в целом. Выделение земли как природного объекта связано с отношениями по охране земель и контролю за соблюдением требований по охране и рациональному использованию земли. Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Данное понятие земельного участка следует считать основным для включения земельного участка в земельно-правовые отношения.
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.
Особенности земли порождают специфику как земельных правоотношений, так и предмета земельного права.
Таким образом, предметом земельного права являются общественные отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов применяются законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и иные специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды.
Земельное законодательство – это система нормативных актов РФ, субъектов РФ, регулирующих земельные отношения. Земельное законодательство в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов.
Основу земельного законодательства составляют: Гражданский кодекс (ч. 1, 2), Водный кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Налоговый кодекс (ч. 2), Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, Закон о личном подсобном хозяйстве, Закон о землеустройстве, Закон о плате за землю, Закон об охране окружающей среды, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Принятие и взаимодействие актов земельного законодательства основано на нормах Конституции. Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство, законодательство о природных ресурсах, равно как и иные отрасли законодательства, упомянутые в этой статье, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции устанавливается взаимоотношение нормативных актов. Так, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 76 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным субъектом РФ, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ, действует нормативный правовой акт субъекта РФ.
Субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение 3 месяцев.
Создана и активно функционирует Правительственная комиссия по разработке нормативных правовых актов в области реформирования и регулирования земельныхотношений.
Сегодня не все земельные проблемы решены законодательным путем окончательно. Это касается порядка выкупа или аренды земель, цен на них, совмещения строения и земельного участка, на котором оно расположено или который необходим для его использования и обслуживания.
На основании и во исполнение ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.
Граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием (выкупом) для государственных и муниципальных нужд и предоставлением земельных участков и затрагивающих интересы населения.
Нормы земельного права, включаемые в нормативные правовые акты иных отраслей законодательства, должны соответствовать ЗК РФ.