Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История создания «Русской Правды»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наличие статей об убийстве можно объяснить напряжённой обстановкой, в которой принимались законы Ярослава: постоянное состояние войны со своим отцом и братом, бесчинства дружины варягов в Новгороде и бунт в городе расшатывали порядок в княжестве и приводили к многочисленным преступлениям, в том числе, к убийствам. Законы Ярослава сохранили ранее существовавший обычай кровной мести за убийство и за нанесение человеку побоев или увечья, но теперь месть ограничивалась кругом ближайших родственников: «Кто убьёт человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью». Право мести за убитого или покалеченного родственника допускалось родным братьям, сыновьям, отцу, а также дядьям и племянникам; все прочие не имели права кровной мести. Ограничение круга людей, имевших такое право, было большим шагом вперёд по совершенствованию правовой системы – без подобного ограничения месть могла длиться бесконечно долго. Чинить расправу самовольно закон запрещал; право мести вступало в силу только по приговору княжеского суда. В случае отсутствия близкой родни у убитого или покалеченного обвиняемый должен был заплатить княжескому двору виру (штраф). За убийство свободного человека полагалось заплатить в казну 40 гривен.
Часть А
А1. Территория расселения восточных славян:
1) Восточная Азия
2) Восточно-Европейская равнина
3) Западная Европа
4) Прибалтика
А2. Первый свод законов у славян назывался:
1) «Судебник»
2) «Русская правда»
3) «Домострой»
4) «Соборное уложение»
A3. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:
1) усложнение трудовых и социальных отношений в обществе
2) занятие охотой и рыболовством
3) великое переселение народов
4) распространение язычества
А4. Важные события, произошедшие в 980 г. и 988 г., связаны с именем князя:
1) Владимира
2) Игоря
3) Олега
4) Святослава
А5. Феодальная раздробленность привела к:
1) экономическом у и культурному подъему отдельных земель
2) уменьшению феодальной эксплуатации
3) прекращению княжеских усобиц
4) усилению обороноспособности
А6. Автор «Слова о Законе и Благодати»:
1) монах Нестор
2) Даниил Заточник
3) митрополит Иларион
4) киевский князь Владимир Мономах
А7. Во Владимиро-Суздальской земле в отличие от Новгородской:
1) большую роль играло вече
2) отсутствовали крупные города
3) власть находилась в руках бояр
4) важнейшим занятием населения было земледелие
А8. В годы зависимости Руси от Золотой Орды получение князем ханской грамоты — ярлыка:
1) давало князю право на княжение
2) закрепляло за князем право назначать главу церкви
3) позволяло князю формировать общерусское войско
4) полностью избавляло княжество от уплаты ордынской дани
А9. Укажите им я князя, о котором идет речь в отрывке из документа.
Не раз побитый, ограбленный и заточенный, наконец, ослепленный, он, однако, вышел из 19-летней борьбы с приобретениями, которые далеко оставили за собою все, что заработали продолжительными усилиями его отец и дед. Когда он вступал на спорный великокняжеский стол, московская вотчина была разделена на целый десяток уделов, а когда он писал свою духовную, вся эта вотчина была в его руках.
1) Даниил Александрович
2) Василий II
3) Иван Калита
4) Иван III
А10. Особенностью формирования Российского централизованного государства было отсутствие:
1) крупных городов
2) системы наследования власти
3) внеэкономических методов принуждения
4) прочной социально-экономической базы централизации
А11. Приказы в России в XV — начале XVII вв. — это:
1) высшие законодательные органы
2) органы центрального управления
3) органы местного управления
4) высшие судебные органы
А12. Итогом опричнины Ивана встало:
1) появление новых городов
2) смягчение крепостного гнета
3) хозяйственное разорение страны
4) формирование сословно-представительной монархии
А13. О чьих действиях идет речь в отрывке из документа?
И согласились быть послами к злочестивому королю, будто бы от царствующего града, просить королевского сына в Великую Россию государем. И составили злодейский заговор, и посланиями королевскими и своими предательскими речами прельстили царствующий град Москву, обещая посадить королевича после крещения на царский престол в Великой России. И побудили короля послать злояростного и бесодерзостного гетмана с войском, и много пролили христианской крови, и пришли с ним под царствующий град Москву.
1) верховников
2) Избранной рады
3) семибоярщины
4) Негласного комитета
А14. Экономическое развитие России XVII в. характеризует:
1) появление первых фабрик
2) господство феодального уклада
3) преобладание в промышленности наемного труда
4) ослабление государственного вмешательства в экономику
А15. Реформы патриарха Никона привели к:
1) утверждению в России патриаршества
2) политической независимости церкви
3) созданию Святейшего Синода
4) церковному расколу
А16. Какой мирный договор заключила Россия в XVI I в.?
1) Георгиевский
2) Столбовский
3) Тильзитский
4) Ясский
А17. Реформы Петра I в области государственного управления привели к:
1) выборности государственных органов
2) усилению влияния родовитого боярства
3) ликвидации приказной системы
4) упразднению сословного строя
А18. Эпоха дворцовых переворотов в России приходится на:
1) 50-70-е гг. XVII в.
2) 20-60-е г. XVIII в.
3) конец XVII в.
4) середину XIX в.
А19. «Матерью Полтавской баталии» Петр I назвал сражение:
1) при Лесной
2) при Нарве
3) при Фокшанах
4) под Измаилом
А20. В результате дворцовых переворотов:
1) остановилось экономическое развитие страны
2) возросли дворянские привилегии
3) уменьшилась территория страны
4) уменьшился феодальный гнет
А21. О чьем правлении идет речь в отрывке из документа?
В памяти людей… прежде всего выступали из прожитой дали явления, особенно сильно поразившие в свое время их воображение и чувство: Ларга, Кагул, Чесма, Рымник и победные празднества, слезы, пролитые при чтении «Наказа», Комиссия 1767 г., торжественные собрания и речи наместников и дворянских предводителей при открытии губернских учреждений.
1) Елизаветы I
2) Павла I
3) Екатерины II
4) Анны Иоанновны
А22. Приведенные в таблице данные о социальном составе населения в первой половине XIX в. свидетельствуют о том, что Россия была страной:
1) монархической
2) индустриальной
3) демократической
4) аграрной
Производящий класс | Численность |
Купцы | 119 000 |
Мещане | 750 000 |
Вольные люди | 137 000 |
Крестьяне | 17 950 000 |
Статьи о защите прав собственности
За изломанное копьё, щит или за испорченную одежду полагалось возместить стоимость вещи; за взятых без спроса коня, оружия или одежды похитившему надо было заплатить 3 гривны. К вещи приравнивался и бесправный холоп – если господин находил у кого-либо своего сбежавшего холопа, то человек, присвоивший себе холопа, должен был заплатить 3 гривны.
В целом, законы Ярослава были направлены на защиту безопасности людей и охрану их собственности. Примечательно, что телесные наказания, ущемляющие достоинство людей, не предусматривались.
Несмотря на довольно мягкие наказания по сравнению с правовой практикой в других странах раннего средневековья, законы Ярослава не запретили некоторые жестокие обычаи, оставшиеся на Руси от древних предков. В частности, это относилось к проверке правдивости показаний правонарушителя. О «Суде небесном» пишет Н.М. Карамзин: если свидетелей преступления не удавалось найти, обвиняемый должен был пройти проверку раскалённым железом или водой. В первом случае ему надлежало взять в руку раскалённое железо или вынуть кольцо из кипятка – если через 3 дня на руке не оставалось следа ожога, значит, на обвиняемом нет вины. В случае водного испытания, голову обвиняемого длительное время держали под водой – если он не захлебнулся, значит, невиновен.
Сжатость законов Ярослава и ограниченность круга правонарушений, рассматриваемых в законодательстве, объясняется необходимостью их срочного принятия в условиях беспорядка и общественной напряжённости. Законы не коснулись проблемы наследства; не рассматривались вопросы правового положения низшего слоя древнерусского общества – челяди; не определялось отношение к некоторым общественным преступлениям и т.д. Тем не менее, значение Правды Ярослава, которая после победы Ярослава над Святополком стала общерусским законодательным кодексом, велико – документ стал основой дальнейшего развития древнерусского права. Расширенным и дополненным законодательством стал следующий юридический документ, получивший название «Правда Ярославичей».
Основные тезисы «Русской Правды»
«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.
Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:
Дружина-
Духовенство-
Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)
Князь же занимал особое место, самое высокое положение.
Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:
Купля-продажа-
Займы (бытовой заём и заём с закладом)-
Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой)-
Личный наём (наём слуг).
В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.
К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:
Состязательность сторон-
Относительное равенство сторон-
Активное участие при разбирательстве дела.
Началом для проведения судебного разбирательства служили жалоба истца или поимка правонарушителя во время преступления. Суд по законам «Русской правды» осуществлялся в три этапа:
Заклич (публичное сообщение о преступлении)-
Свод (трёхдневный срок, в который ведут опрос свидетелей и поиск доказательств)-
Гонение следа или поиск преступника (в том случае, если он не был обнаружен ранее).
Во времена призвания варягов
основой политической, экономической, правовой и религиозной жизни славян был род. Выше стоял племенной сход. Вершиной самоорганизации было родоплеменное объединение, межплеменное. Уже на втором уровне этих общностей наступали юридические трения. Каждая большая община «работала» на себя, управлялась сама, представляла правовую единицу в глазах всего остального мира.
Само собой, были общими многие правовые обычаи. Для всех славянских племен и союзов. Любой рядовой общинник был подсуден, как и всякий пришелец. Не славянин или славянин другого племени. Но таких считали «чужеземцами». Они не могли пользоваться всеми правами, которые принадлежали членам племени, в которое пришли.
Структура всего общества была простой. Полноправными считались только лично свободные люди. Они были в подавляющем большинстве. Была еще племенная знать, летописные «бояре». Никаких явных перед законом преимуществ не имели, кроме своей родовитости, богатства, воинской службы. На самом низу социальной лестницы были рабы. С ними было по-разному перед ликом славянской… хм… Фемиды.
Институт этих «несвободных» формировался всяко, в течении столетий. Иногда рабами были остатки аборигенного населения, которое сопротивлялось миграциям и славянской экспансии. Так было на Балканском полуострове, в Альпах, Чехии. Пополнялся класс за счет пленников, захваченных в ходе непрерывных войн и стычек.
Угодить в рабство можно было и самим членам рода. Потеряв свободу — как приговор за совершенное преступление или неуплату долга. Самыми бесправными были рабы, купленные хозяином на торжищах. Выкупиться таким несчастным было практически невозможно. Потомство от двух «несвободных» автоматически признавалось таким же.
«Русская правда» Ярослава Мудрого
1) Название одного из дворянских ополчений
1) невозможность самостоятельного правления
Годы царствования царя Василия Шуйского:
Дата постройки Покровского собора в Москве:
Самоназвание общины славян-земледельцев:
С событиями какого века связано имя Александра Невского?
1) былина о князе Владимире Красное Солнышко
4) религиозно-бытовое понятие («на тот свет с собой не возьмешь»)
3) после тверского восстания против баскаков
1) крупное предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике
4) Новый орган власти, возникший в период Смуты
2) набеги на русские города с целью грабежа
Укажите хронологическую последовательность событий:
27.Какой орган являлся высшим органом государственной власти в СССР в годы Великой Отечественной войны?
Какая организация была создана после Второй мировой войны для решения важнейших международных проблем?
- Либеральное движение в России в начале XX века было представлено:
Что было написано в письменном своде законов Древней Руси?
Судебное разбирательство на положениях Русской Правды было состязательным и происходило как спор сторон, активно отстаивавших свою правоту. Статус истцов имели обе стороны, пользующиеся идентичными судебными правами в ходе гласного и устного процесса.
Судебная тяжба делилась на три фазы:
-
Провозглашение факта совершения преступления — «заклич» происходило, как правило, в месте скопления большого числа людей («на торгу») запускало процедуру поиска подозреваемых.
-
Специфическая очная ставка — «свод» происходила до заклича, или в течение трех дней после оглашения. Процедура строилась на получении объяснений подозреваемых до тех пор, пока не находился ответчик, у которого не было внятных оправданий, который признавался «татем».
-
Розыск улик и преступника назывался «гонением следа». В силу отсутствия специальных органов сыска, гонение следа проводила пострадавшая сторона, с привлечением близких, всей общины и доброхотов.
Доказательная база Русской Правды строилась:
- из свидетельских показаний «видоков» и «послухов»;
- из «поличных» — вещественных доказательств;
- из «ордалий» — испытаний огнем, железом, или водой;
- из присяги.
В кодексе не прописывались, но в реалии применялись судебные поединки («поле»), явки с повинной и письменные доказательства.
Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.
Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:
- князь;
- знатные люди (дружинники, мелкие князья);
- свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
- холопы.
Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.
Принятие Русской правды стало своеобразным признанием величайшего благоразумия князя Ярослава Мудрого. До времен его правления никто не сделал столь существенного вклада в развитие законодательной базы Киевской Руси. На положениях первого письменного сборника законов стали базироваться все законы, принимаемые впоследствии.
Правда Ярослава – первая часть Русской правды, создание которой было начато Ярославом Мудрым в 1016 году, где были прописаны основные положения относительно кровной мести, избиений и краж.
Кровная месть – обычай на Древней Руси, согласно которому семья убитого имела право на «ответное» убийство члена семьи убийцы.
Лествичный порядок престолонаследия – система передачи власти в Древнерусском государстве, согласно которой престол передавался от отца к старшему представителю рода.
Правда Ярославичей – вторая часть Русской правды, созданная при детях Ярослава Мудрого, в которой отменялась кровная месть и заменялась на виру, а также были прописаны некоторые положения насчёт избиений и краж.
Устав Владимира Мономаха – третья и завершающая часть Русской правды, созданная при Владимире Всеволодовиче Мономахе в начале XII века, в которой были прописаны основные положения относительно долгов, ростовщичества и облегчения положения низших слоев населения.
Ростовщичество – предоставление денежных займов, в результате выплаты процентов по которым кредиторы получают большое, часто аморальное, количество средств.
Люди – полностью свободное население Древней Руси.
Смерды – полузависимое население Древнерусского государства, находящееся в определенной зависимости от другого человека.
Закупы – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег («купу»).
Рядовичи – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор и станут свободны только по выполнению или истечению срока договора.
Ряд – название договора в Древнерусском государстве.
Челядь – бывшие военнопленные, которые были переведены в категорию холопов.
Долговые холопы – бывшие смерды, которые не выполнили договор или не выплатили долг, посему были переведены из категории полузависимого в полностью зависимого населения.
Огнищанин – управляющий вотчиной, а также ближайший советник представителей высшего сословия.
Тиун – управляющий вотчиной.
Вотчина – земельное держание, передаваемое по наследству.
Русская правда Ярослава Мудрого
1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого.
Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или Словении, то 40 гривен уплатить за него.
2. Если кто будет избит до крови или до синяков, то ему не надо искать свидетеля, если же не будет на нем никаких следов (побоев), то пусть приведет свидетеля, а если он не может (привести свидетеля), то делу конец. Если (потерпевший) не может отомстить за себя, то пусть возьмет с виновного за обиду 3 гривны, и плату лекарю.
3. Если кто кого-либо ударит палкой, жердью, ладонью, чашей, рогом или тылом оружия, платить 12 гривен. Если потерпевший не настигнет того (обидчика), то платить, и этим дело кончается.
4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду.
5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, тоща мстят дети (потерпевшего). 6. Если кто отсечет какой-либо палец, то платит 3 гривны за обиду.
7. А за усы 12 гривен, за бороду 12 гривен.
8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну.
9. Если пихнет муж мужа от себя или к себе — 3 гривны, — если на суд приведет двух свидетелей. А если это будет варяг или колбяг, то вдет к присяге.
10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.
11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны.
12. Если кто возмет чужого коня, оружие или одежду, а владелец опознает пропавшего в своей общине, то ему взять свое, а 3 гривны за обиду.
13. Если кто опознает у кого-либо (свою пропавшую вещь), то ее не берет, не говори ему — это мое, но скажи ему так: пойди на свод, где ты ее взял. Если тот не пойдет, то пусть (представит) поручителя в течение 5 дней.
14. Если кто будет взыскивать с другого деньги, а тот станет отказываться, то идти ему на суд 12 человек. И если он, обманывая, не отдавал, то истцу можно (взять) свои деньги, а за обиду 3 гривны.
15. Если кто, опознав холопа, захочет его взять, то господину холопа вести к тому, у кого холоп был куплен, а тот пусть ведет к другому продавцу, и когда дойдет до третьего, то скажи третьему: отдай мне своего холопа, а ты ищи своих денег при свидетеле.
16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.
17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.
Правда, уставленная для Русской земли, когда собрались князья Изяслав, Всеволод, Святослав и мужи их Коснячко, Перенег, Никифор Киевлянин, Чудин, Микула.
18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен.
19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.
20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время крахи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.
21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.
22. За княжеского сельского старосту или за полевого старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.
23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.
24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.
25. А за княжеского коня, если тот с пятном, 3 гривны, а за коня смерда 2 гривны.
26. За кобылу 60 резан, за вола гривну, за корову 40 резан, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.
По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.
В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за «насилие над мужатыми женами» были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.
Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.
Фактически — произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.
Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:
«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».
Данный список толкуется исследователями следующим образом:
русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
гридин — представитель боевой дружины;
купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
мечник — сборщик штрафов;
изгой — человек, потерявший связь с общиной;
словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.
- Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
- Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
- Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
- Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
- Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
- Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
- Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
- Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
- Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
- Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
- Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
- Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
- Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
- Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
- Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
- Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
- Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
- Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл
Историкам известны 3 редакции «Правды»:
Краткая состоит из 43 статей. В неё входят:
Пространная редакция содержала 121 статью. Она появилась несколько позже. В неё вошли, помимо того, что было в первой части, уставы Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха.
В документе устанавливались нормы и принципы возмещения за нанесённый государству или частным лицам ущерб.
Рассматривались все аспекты:
Сборник законодательных актов был призван облегчить процесс судопроизводства, искоренить самосуд и кровную месть – пережитки языческого прошлого. Кроме того, вводились единые законы для всей территории Руси. Княжества рассматривались в контексте единого государственного образования.
Сокращённую версию выпустили в XIV веке. Она представляла собой новую редакцию Пространной Правды, из которой были убраны некоторые устаревшие нормы.
Как создавали Свод законов Российской империи
Середина XI века выдалась особенно тревожной для киевских правителей. Началу народных волнений положило восстание 1068 года. Оно было вызвано не только желанием сменить нелюбимого правителя Изяслава, сын которого перебил 70 человек «чади», но и языческими верованиями, которые до сих пор были распространены в народе. На протяжении нескольких лет в разных уголках Руси вспыхивали народные бунты. На борьбу поднимались все: смерды, крестьяне, ремесленники, купцы.… Нередко восстания целых городов возглавляли языческие волхвы. Так что феодальные отношения не были приняты с огромным восторгом у древнерусского населения.
Чтобы хоть как-то ограничить произвол княжеских людей князьям пришлось пойти на некоторые уступки. Высокие виры защищали сами высшие слои общества от гнева простолюдинов. Помня о разгромах 1068 – 1071 гг. Ярославичи сделали все возможное не допустить новых бунтов и укрепить основы феодальной системы. Общерусский кодекс был подписан в Вышгороде.
О дате рождения Ярослава Владимировича и сегодня спорят. Но большинство историков и учёных склоняются к тому, что князь появился на свет в 978 году, хотя полной уверенности в этом нет ни у кого. День его рождения тем более неизвестен.
Его родителями стали Владимир Святославович, который принадлежал к роду Рюриковичей, и полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна. Хотя и тут согласия нет. Например, известнейший историк Николай Костомаров сомневался, что именно Рогнеда была матерью Ярослава. А его французский коллега Арриньон и вовсе считал, что князя родила византийская царевна Анна. Якобы именно это обстоятельство объясняет его вмешательство во внутривизантийские дела в 1043 году.
Вместе с в народе устанавливались нормы и обычаи, то есть определённые правила поведения в общине, а также принуждение или наказание, как следствие неповиновения этим нормам. В результате крещения Руси, близких отношений с Византией и прочими государствами стали появляться противоречия между религией и устоявшимися народными обычаями, что привело к преобразованию норм в писанные законы. На съезде русских епископов в 1039 году по велению Ярослава Мудрого был избран митрополит Руси без согласия с Константинопольским патриархом, это стало важным посылом на пути к освобождению от влияния Константинополя Русской православной церкви. Так же причинами для составления письменных и упорядоченных законов стали расслоение общества, потому что в процессе перехода от родовой к соседской общине появилось такое понятие как частная собственность, потребность закрепить власть над сословиями и регулировать отношения внутри государства силой княжеского законодательства.
«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.
Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:
Дружина;
Духовенство;
Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)
Князь же занимал особое место, самое высокое положение.
Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:
Купля-продажа;
Займы (бытовой заём и заём с закладом);
Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой);
Личный наём (наём слуг).
В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.
К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:
Состязательность сторон;
Относительное равенство сторон;
Активное участие при разбирательстве дела.
Благодаря созданию первого сборника законов «Русская правда» Киевская Русь была приведена к порядку, были урегулированы взаимоотношения между различными категориями населения и укреплена княжеская власть, что явилось благополучным и своевременным этапом в истории , послужило важным преобразованием для дальнейшего развития общественной и государственной жизни.
«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв.
«Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. «Русская Правда» — не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.
В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. «Русская Правда» была на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.
Происхождение «Русской Правды» сегодня вызывает довольно много вопросов у ученых. Создание данного документа связывают прежде всего с именем — князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 гг. К сожалению, не сохранилось ни одной копии оригинала «Русской Правды», только более поздние переписи, так что точно говорить об авторе и дате создания «Русской Правды» трудно. Переписывалась «Русская Правда» несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.
Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской Правды» входят следующие источники:
- Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
- Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
- Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
- Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).
Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.
Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха , количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.
В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.
Вначале урока учитель актуализирует знания учащихся о процессе становления Древней Руси, формирования в ней признаков государства, а также вместе с учащимися формулирует тему урока, его цели и задачи.
- Назовите признаки, характеризующие государство?
- Все ли признаки были сформированы к XI веку в нашем государстве? Какой отсутствует?
- А разве раньше не было законов?
- Что же такое закон?
- Для чего государству нужны законы?
- Какие своды законов из истории других государств нам уже известны ?
- С законами, какой страны могли быть знакомы жители древней Руси?
Появление «Русской правды» – первого сборника законов, связано с правлением князя Ярослава, которого народ прозвал Мудрым.
- Когда правил Ярослав?
- Оправдывает ли великий князь Ярослав Мудрый прозвище Мудрый?
Еще одним доказательством его мудрости стало создание «Русской Правды». Когда же она появилась на Руси?
Время создания нельзя определить точно, поскольку Правда дошла до нас лишь в позднейших списках.
В софийской летописи за 1019 год сказано, что «Ярослав отпуская Новгородцев из Киева, дал им правду и устав». По всей вероятности это идет речь о «Русской правде».
Таким образом, «Правда Ярослава» появилась приблизительно в 1016 г. первоначально она состояла из 17 ст., и была написана для новгородцев, позже закон будет принят и распространен по всей Руси. Сыновья Ярослава продолжат дело отца и дополнят Правду новыми статьями.
Как и за что судили на Руси по Русской Правде?
Перейдем к некоторым статьям.
Статья I: « Если убьет свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца. Или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого».
К каким выводам вы пришли? (закон допускал кровную месть, но ограничивал кругом ближайших родственников, предлагает заменить месть штрафом. Т.е. месть постепенно изживается, а позже вообще будет закреплена, это свидетельствует об укреплении государства.)
Многие положения «Русской правды» достаточно современны.
Например, статья 2. «Если кто будет избит до крови или синяков и он не может за себя отомстить (обидчику), то получает за обиду 3 гривны и плату лекарю». (прямо таки возмещение морального и материального ущерба.)
Правда боролась и с ворами – за воровство – штраф, за разбой – продажа в рабство с семьей.
Она обязывает жителей самим заботится о порядке на территории общины. Вину в суде устанавливается показаниями видок – свидетель, есть и обвинитель – ябешник.
На суд по «Русской правде» мы попадем с помощью оживления картины художника Билибина «Суд во времена Русской Правды». (обратить внимание на текст героев, он поможет ответить на вопросы.)
- Кто осуществляет суд?
- Какие наказания предусматривает «Русская правда»
- Справедлив ли такой суд?
До наших дней дошло более 100 списков Русской Правды. Все они распадаются на 3 основные редакции: Краткая, Пространная и Сокращённая.
Древнейшей редакцией (подготовлена не позднее 1054 года) является Краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона Вирного, Урока Мостников. Пространная редакция возникла не ранее 1113 года и связывается с именем Владимира Мономаха.
Она разделяется на Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха. Сокращённая редакция появляется в середине XV века из переработанной Пространной редакции.
Жизнь Киевской Руси через призму «Русской правды» Ярослава Мудрого
В нашей литературе по истории русского государства и права нет единого мнения о происхождении Русской Правды.
Одни считают её не официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой законоведов для своих личных целей.
Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом статей.
Бесспорно, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.
Источниками кодификации являются нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести и о круговой поруке.
Законодатель проявляет различное отношение к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом – вирой; в отличие от кровной мести круговая порука сохраняется как мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («Дикая вира» налагалась на всю общину).
Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе.
Известно, что он частично отражён в договорах Руси с греками в 911и 944 годах и в Русской Правде.
Например, в договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому».
Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права, стали темой оживлённой дискуссии в исторической и юридической литературе. Так, например, сторонники норманской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом. В.О.
Смена языческого мышления на христианское привела к необходимости изменения представлений о преступлениях и последующих наказаниях. Однако за основу все же были приняты ранее существовавшие обычаи и обряды. Вместе с ними источниками послужили:
- указы и положения, изданные князем;
- административные документы;
- обычное право восточных славян;
- договоры, заключенные между Русью и Византией;
- судебная княжеская практика;
- византийское право.
Создание в 1016 году Русской правды позволило не только упорядочить массу информации. В то время, когда Русь вынуждена была защищаться от внешних врагов и внутренних разногласий, было просто необходимо написать конкретные правила поведения, а также предусмотреть способы наказания за их несоблюдение.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Год создания «Русской Правды». Свод законов Ярослава Мудрого
«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв.
«Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. «Русская Правда» — не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.
Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.
2 1.«Русская Правда» первый свод законов на Руси 2. Родовая месть в Древней Руси 3. Вира за убийство 4. Размер штрафа за различные проступки 5. Имущество и здоровье План 6. Испытание железом и водой 8. Деньги на Руси 9. Дружина князя 7. Кто такие смерды, наймиты, холопы? 10. Русские богатыри 11. Полевицы 12. Житие Ильи из Мурома
3 При великом князе Ярославе Мудром Русь получила первый свод законов. Он известен под названием «Русская Правда». «Русская Правда» – первый свод законов на Руси Синоидальный список Русской Правды, 1282.
4 Этот выдающийся памятник древнерусского права сохранился в трех видах или редакциях (краткая, пространная и сокращенная) и многочисленных списках, потому что с течением времени законодательство изменялось и дополнялось. Русская правда. XV век.
5 Пространная редакция этого памятника называется: «Суд Ярославль. Правда Русская». Древнейшей редакцией является краткая «Правда», состоящая из «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» и некоторых других документов. Краткая редакция включена в состав «Новгородской первой летописи» в записи под 1016 годом. Марка «Русская правда» (XI-XIII вв)
6 Победив после кончины князя Владимира своего брата Святополка Окаянного, Ярослав щедро одарил участвовавших в походе новгородцев и, отпустив их по домам, «дал им Правду и Устав списав». При этом князь сказал им: «По сей грамоте ходите, якоже списав вам». И далее после слов «А се есть Правда Русская» начинаются статьи этого древнерусского свода законов. Ярослав Мудрый Н.Рерих,1941
7 Из «Русской Правды» исследователи получили множество самых разнообразных сведений о жизни, нравах, судебных порядках Древней Руси. А. Кившенко. Чтение народу Русской правды в присутствии великого князя Ярослава, 19 век
8 Изучая «Русскую Правду», историки узнают о том, какие группы людей, или сословия, существовали в Древней Руси, как они назывались и как относились друг к другу, а также чем занимались наши предки в их повседневной жизни.
9 Из «Русской Правды» можно узнать о наказаниях преступившим законы, а по тому, какие проступки наказывались особенно строго, можно судить о нравах, существовавших тогда на Руси. М. Горелик
10 «Русская Правда» показывает, что несмотря на принятие христианства родовая месть при Ярославе считалась еще законною: так сильны были древние языческие обычаи. «Русская Правда» делает лишь то ограничение, что разрешает мстить не всему роду обиженного, а только ближайшим родственникам: брату за брата, отцу за сына и племяннику за дядю. Родовая месть в Древней Руси
11 За убийство или увечье с виновного взимались штрафы. Если штраф платился князю, он назывался вирой, если штраф платился родственникам убитого головничеством. Вира за убийство Шамков А.А. Ярослав Мудрый.
12 Вира была трех видов: двойная в 80 гривен за убийство члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство свободного человека, половинная (или полувирье) в 20 гривен за убийство женщины и за тяжкие увечья. К тяжким увечьям относились: отсечение руки, ноги, носа, порча глаза. Литография Чорикова Б. А.
13 Главным наказанием во времена Ярослава Мудрого был денежный штраф, или пеня. Если осужденный не мог заплатить, его продавали в холопы. Размер штрафа за различные проступки Гривны-слитки (достоинством 1 серебряная гривна) Гривны Южной Руси
14 Одинаковая пеня в 12 гривен грозила за похищение бобра из туловища, за уничтожение полевой межи, разделяющей крестьянские хозяйства, за выбитый зуб, за вырванный клок бороды и за убийство чужого холопа. Одинаковый штраф в 3 гривны назначался за отсечение пальца и похищение охотничьего пса. Много это или мало, можно судить по тому, что конь стоил 2 гривны, вол 1 гривну и на 1 гривну можно было купить 10 овец. Киевская серебряная гривна Гривна черниговского типа
15 По «Русской Правде» особенно сильно наказывались поджигатели, грабители и конокрады. Виновные в этих преступлениях выдавались князю на «поток», то есть на изгнание, а дома их и имущество отбирались. Разбой наказывался чрезвычайно строго. Грабителя и всю его семью продавали в рабство за границу. Таким образом, увечье оценивалось дешевле, чем повреждение имущества. Имущественное право в Ярославово время охранялось очень строго. Имущество и здоровье Князь Ярослав Мудрый. А.Гергель
16 Следствие по любому делу велось очень тщательно: вызывались свидетели, выслушивались стороны, и только тогда суд выносил решение. Если свидетелей не было и дело было неясным, обвиняемых подвергали испытанию железом или водой. Испытание железом и водой Подворье удельного князя. Васнецов А.М.
17 Испытание железом состояло в том, что обвиняемый должен был произносить клятву о своей невиновности, стоя на раскаленном железе либо держа на нем пальцы. Суд во времена Русской правды И.Я.Билибин
18 При испытании водой обвиняемый должен был сделать несколько шагов в глубину реки: если он при этом робел, то проигрывал дело. Ярослав Мудрый Восковая фигура, Киев
19 Слово «деньги» на Руси появилось только в XIII веке. Это татарское слово, означающее звонкую монету. На Руси деньги имели очень любопытные названия: куны и гривны. Кунами назывались шкурки куницы. Деньги на Руси
20 а гривнами (от «грива» шея) первоначально назывались драгоценные металлические обручи шейные украшения.
-
Спасибо большое, надеюсь на хорошую оценку
Айгуль 2019-06-25
-
работа выполнена нормально
Дарья 2019-06-27
-
Все хорошо. Высокий процент оригинальности. Были незначительные замечания (опечатки, шрифт, текст), которые можно исправить и самим.
Инесса 2019-07-03
Во времена правления князя Ивана III в русских землях наблюдается преодоление феодальной раздробленности с одновременным созданием единого Русского государства. Происходит усиление власти князя, растет и влияние боярства. На этом фоне формируется мощный государственный аппарат централизованного управления. Поэтому возникает объективная потребность в принятии качественно нового нормативного правового акта, который отвечал бы действительности того времени.
Во времена феодальной раздробленности для каждого княжества было характерно свое законодательство, базировавшееся, главным образом, на положениях Русской Правды. Однако при этом в отдельных землях происходило редактирование данного документа, дополнялся он и новыми нормами. Нередко законодательство разных княжеств было неодинаковым и даже содержало противоречия. Поэтому необходимо было создание единой законодательной системы. Можно предполагать, что идея утверждения нового сборника пришла с территории Османской империи, поскольку в Европе общий законодательный акт еще не был создан.
В Судебнике содержались нормы, регулирующие отношения собственности и определяющие статус отдельных групп населения в городской и сельской местности. В нем было введено ограничение права крестьян на переход от одного собственника к другому. Ранее переход осуществлялся после окончания полевых работ – если крестьянин не был удовлетворен жизнью у одного владельца, то он мог перейти к другому. Об этом говорили древние обычаи.