Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неважно, с какой именно целью гражданин подает декларацию — за вычетом, по обязательному основанию или по иным причинам. Инспектор ФНС, получая данные в документе, должен знать, не нарушил ли налогоплательщик законодательство РФ, в том числе и налоговое.
Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ: сроки, этапы проведения, что надо знать налогоплательщику
После подачи декларации приключения налогоплательщиков не заканчиваются. Впереди основное препятствие между вами и возвратом налога — камеральная проверка декларации и приложенных к ней документов.
После того, как вы предоставили декларацию 3-НДФЛ, у инспекции будет три месяца для проведения камеральной проверки. Срок исчисляется с даты получения инспекцией декларации. В связи с этим советуем фиксировать дату сдачи. Причём уведомлять физлицо о начале проверки инспекторы не обязаны (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Если в ходе проверки выявлены ошибки или несоответствия, инспектор сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в декларацию.
Пояснения необходимо предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Внесение изменений в декларацию осуществляется путём подачи уточнённой декларации.
В последнем случае проверка первичной 3-НДФЛ прекращается, и начинается новая на основе представленной декларации, по которой сроки также исчисляются заново.
Если гражданин предоставил неполный комплект подтверждающих документов, то инспектор вправе их запросить на основании требования. В этом случае документы необходимо подготовить в течение десяти рабочих дней. Налоговая инспекция не вправе затребовать документы или пояснения после истечения срока камеральной проверки.
Требование должно быть составлено не позднее срока её окончания. Но нужно учитывать, что в ваших интересах подтвердить право на вычет.
Если вы этого не сделаете, инспектор просто откажет в вычете, поскольку не будет документального подтверждения (подробнее о том, в какой форме необходимо представлять документы, читайте в статье).
Если нарушения при камеральной проверке не выявлены, то она завершается. Извещать вас об этом инспекция не обязана. В случае, если в вычете отказывают, контролёр должен составить акт проверки в течение десяти рабочих дней после её окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ). А вручить налогоплательщику его должны в течение пяти рабочих дней с даты составления.
Физлицо вправе не согласиться с актом проверки, тогда в течение одного месяца со дня получения акта необходимо представить письменные возражения.
Они будут рассмотрены, причём гражданина обязаны оповестить о сроке рассмотрения, и он вправе на рассмотрении присутствовать.
По истечении срока для представления возражений в течение десяти рабочих дней выносится решение: либо отказывают в вычете, либо подтверждают на него право (в редких случаях выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля).
В случае отказа, решение можно обжаловать в Управление ФНС России, а далее обратиться в суд.
Если право на вычет подтверждено на основании решения или просто истекли три месяца для проверки и акта не было, то налог должен быть возвращён в течение месяца после подачи заявления на возврат, но не ранее окончания срока камеральной проверки. Если в отведённое время денежные средства так и не были получены — можно требовать проценты за просрочку (читайте в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой?»).
Все эти сроки и этапы прописаны в Налоговом кодексе и должны соблюдаться инспекторами, однако, как показывает практика, последние зачастую ими пренебрегают, поскольку большинство налогоплательщиков за этим не следят.
Возврат по декларации 3-НДФЛ. Особенности возврата
Для того чтобы вернуть деньги из бюджета есть свои условия. Они же – особенности.
- Вычет производится только в пределах налога, перечисленного Вами в течение прошедшего года в бюджет. Или, по другому, вернут Вам не больше того, что Вы внесли.
- Вычет возвращается при условии погашения налогоплательщиком всех своих долгов перед бюджетом.
- Заявление о возврате может быть написано только пока длятся 3 года после уплаты Вами этого налога (п.7 ст.78 НК РФ).
- Декларации с налогом к возврату могут быть поданы за три периода назад. И подаются они по форме документа, действующего в тех годах. Так в 2019 году есть возможность сдать декларации за 2016, 2017, и 2018 годы. Причем за каждый год декларация отдельная и по своей форме.
Исключение – неработающие пенсионеры, купившие квартиру. Они могут заявить вычет за 3 предшествующих периода в одной декларации.
Вернуть налог можно не только перечислением на счет, но и зачетом. Так в одной декларации могут быть заявлены и вычеты, и уплата. Например, уплата налога от предоставления квартиры в аренду и вычет за оплату приобретения лекарственных средств. В этом случае уплата и вычет компенсируют друг друга. А в Разд. 2 декларации 3-НДФЛ выводится разница – платить или получать, что оказалось больше.
ФЗ №302 и изменения в Налоговом кодексе
Все изменения так или иначе связаны с налоговыми проверками организаций. Рассмотрим их обзорно.
Заявительный порядок возмещения НДС: уменьшены суммы совокупных выплат в бюджет по налогу на добавленную стоимость, на прибыль и др., согласно ст. 176.1 НК РФ. Раньше он составлял 7 млрд руб. за 3 года, а сейчас 2 млрд руб. Напомним, что такой порядок предусматривает возврат налога только на основе предоставленной декларации, до окончания камеральной проверки ИФНС. В иных случаях проверка является обязательной, только после ее завершения производится возврат.
Кроме того:
- отменяются пониженные ставки по налогу на прибыль;
- сокращается число контролируемых сделок;
- ужесточается контроль ФНС в отношении консолидированных групп налогоплательщиков (КГН);
- расширяется список налогоплательщиков НДС, уточнен его расчет по авансам в отношении имущественных прав, закреплена ставка 0% для товаров, ввозимых в ЕАЭС;
- отменяется налог на движимое имущество, упраздняется понятие как таковое.
В правилах проведения налоговых проверок, согласно ФЗ №302, меняется многое: от сроков до процедуры оформления контрольных действий ФНС. Это касается камеральных проверок по НДС и выездных проверок, а также встречных.
Виды камеральных проверок
Согласно НК РФ, у камеральной проверки нет разновидностей. Однако условно процедуру можно разделить на две группы:
-
Обычная. Проходит в автоматическом режиме: инспекторы «прогоняют» отчетные документы через АИС «Налог 3», программа проверяет расчеты, сравнивает показатели за разные периоды, а также данные от контрагентов, выявляет ошибки и противоречия.
-
Углубленная проверка. Выполняется в «ручном режиме». Такое возможно, если программа нашла ошибки, либо налогоплательщик претендует на получение льгот или налоговых вычетов.
При углубленной проверке инспектор имеет право:
-
запросить уточненную декларацию, подтверждающие документы;
-
вызвать налогоплательщика или свидетелей (чаще всего – директора и контрагентов, реже – бухгалтера и других сотрудников компании) в ФНС для дачи пояснений;
-
запросить информацию о налогоплательщике у различных ведомств, контрагентов, банков (например, о наличии р/с, имуществе и пр.);
-
привлечь дополнительных экспертов – переводчиков (если сделку заключили с иностранными контрагентами и часть первичной документации оформлена на другом языке), инженеров;
-
провести экспертизу, например, проверить соответствие подписей на финансовых документах и в паспорте руководителя предприятия.
Как оспорить результат камеральной проверки
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Как узнать результаты камеральной проверки
Статус камеральной ревизии вы можете посмотреть в личном кабинете на сайте госуслуг или ФНС России.
Если в ходе контрольных мероприятий инспектор выявит ошибки, неточности или расхождения, он должен сообщить вам об этом. По закону инспектор высылает требование, в котором написано, что нужно сделать:
- представить пояснения;
- внести исправления.
Если вы такое требование не получали — значит проверка вашей декларации 3-НДФЛ завершилась без ошибок. После успешных камеральных мероприятий никакой акт, справка или иной документ не составляется. Об успешном контроле инспектор вам сообщать не должен. И если вы увидели, что заявленные в декларации суммы отражены на вашем лицевом счете, это означает, что процесс завершился успешно.
В ходе камеральной проверки 3-НДФЛ специалист налогового органа может запросить у вас дополнительные документы или сведения, если он не будет уверен в расчетах — их придется уточнить.
Налоговики не вправе требовать у вас документы, которые не имеют отношения к проверяемому налогу. Если вы подали 3-НДФЛ на вычет, а инспектор просит данные об уплаченном налоге на профессиональный доход — ПНД (если вы зарегистрированы как самозанятый), то вы имеете право не подавать такие документы.
Если вы хотите оформить, например, вычет на лечение, то иные документы, не относящиеся к этому вычету, у вас требовать не вправе.
Если в ИФНС проверяют декларацию по НДС, то потребовать могут только счета-фактуры и договоры.
- Если пришло требование предоставить пояснения, то их можно подать лично, направить по почте или через личный кабинет — как вы отправляли сам отчет. Но есть определенный срок, когда вы должны пояснить какие-либо моменты — не более 5 рабочих дней со дня получения требования о предоставлении пояснений.
- Если вам пришло требование о внесении исправлений, вы должны исправить данные в документе и направить его уточненный вариант. То есть отправить декларацию заново, но только на титульном листе указать что это корректирующая (уточненная) декларация.
Подводя итог, можно выделить несколько важных пунктов.
1. Камеральная ревизия — обязательный этап перед получением налогового вычета. Итог контрольных мероприятий напрямую зависит от того, какую сумму вы получите.
2. Срок проведения контрольных мероприятий изменить нельзя. Этот срок строго регламентирован.
3. Ревизии подвергаются все поданные документы всех налогоплательщиков.
4. 3-НДФЛ нужно подавать за каждый налоговый период по соответствующей форме.
5. Для увеличения времени проверочного процесса должны быть веские причины. Просто так никто не будет задерживать камеральный контроль. Это прописано в Регламенте ФНС.
6. Решение по результатам можно оспорить. Порядок оспаривания такой: сначала через вышестоящий налоговый орган, затем через суд.
Сколько проверяют 3-НДФЛ, зависит от формы отчетности и от статуса налогоплательщика — физлицо или юрлицо. Помните, в каких случаях данное мероприятие может затянуться, и чем чревато неверное заполнение документов.
Соответствие другим условиям: круг второй
По истечении 1 месяца со дня представления декларации НДС налогоплательщиков, соответствующих вышеуказанным условиям, оценивают на одновременное соответствие следующим условиям:
- отсутствие ошибок в декларации и/или противоречий между сведениями в представленных документах либо несоответствия сведений от налогоплательщика сведениям в документах у ИФНС, полученных в ходе налогового контроля, приводящих к изменению налоговых обязательств;
- отсутствие противоречий между сведениями об операциях в декларации по НДС и несоответствий сведениям об операциях в поданной декларации сведениям об указанных операциях в декларации по НДС, представленной другим налогоплательщиком (расхождения), либо расхождения не свидетельствуют о занижении НДС к уплате или о его завышении к возмещению;
- отсутствие признаков нарушений налогового законодательства, приводящих к завышению НДС к возмещению либо занижению к уплате.
При проведении камеральной проверки оценка целесообразности проведения мероприятий налогового контроля в отношении контрагентов низкого и среднего уровня налогового риска, по которым заявлены вычеты НДС, инспекторы определяют с учетом информации и сведений, которые у них есть.
Истребование налоговым органом документов
В ходе КНП инспекция может проводить следующие мероприятия налогового контроля:
- Истребование документов.
- Истребование документов и сведений у контрагентов и иных лиц.
- Допрос свидетелей.
- Привлечение специалистов, экспертов, переводчиков.
- Представление пояснений.
- Осмотр предметов и документов.
- Осмотр помещений и территорий (только в случае проведения КНП декларации по НДС).
Истребование документов является самым распространенным мероприятием налогового контроля. По закону инспекция вправе истребовать у налогоплательщика только те документы, которые обязательны при подаче декларации.
Например, при подаче налоговой декларации по НДФЛ, в которой заявляется вычет на обучение или лечение представляются платежные документы, а при подаче декларации в рамках «безналоговой» ликвидации — заявление об освобождении доходов от налогообложения и ликвидационный баланс.
Требование о представлении документов может быть:
- Вручено лично под расписку.
- Направлено по почте заказным письмом.
- Направлено через личный кабинет налогоплательщика.
Оформление результатов проверки
После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.
В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.
В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.
Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.
Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.
Сроки камеральной налоговой проверки налоговой декларации — 3 месяца с возможностью увеличения срока до 4-х месяцев
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к Налоговому кодексу.
Налоговый кодекс РФ Статья 88, пункт 1.2:
Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам.
Проще говоря, налогоплательщик сдает свою налоговую декларацию. Специальная программа в ИФНС регистрирует ее в этот же день. А на следующий день уже начинается сама камеральная налоговая проверка, которая, как говорит нам Налоговый кодекс, длится три месяца.
Есть случаи, когда налоговая откамераливается раньше. Такое бывает, когда налоговая успевает выполнить все мероприятия, необходимые для проверки, досрочно. Это и проверка налоговой декларации на арифметические ошибки, и сравнение показателей отчетного периода с показателями предыдущего, об этом мы рассказывали в предыдущей статье.
В то же время налоговики могут продлить камеральную налоговую проверку еще на один месяц. Такое случится, если они обнаружат ошибки и расхождения в предоставленной отчетности. Этот месяц ИФНС потратит на углубленную проверку декларации. Инспекторы запросят у налогоплательщика дополнительную информацию и будут её изучать.
Дополнительная проверка
По общему правилу вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо налогового органа рассматривает решение нижестоящего налогового органа только при наличии жалобы налогоплательщика.
Вместе с тем согласно статьям 9 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», 31 НК РФ вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Это право реализуется налоговым органом без наличия жалобы налогоплательщика.
Статьей 140 НК РФ предусмотрено, что по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе в том числе отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку.
Такая дополнительная проверка может являться как повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика, так и быть реализована в иных формах налогового контроля (получение объяснений и т.п.).
В случае назначения повторной проверки порядок ее проведения регулируется главой 14 НК РФ (принятие решения о проведении проверки, рассмотрение материалов проверки, принятие решения по результатам рассмотрения материалов проверки и т.д.).
Как быть в случае непонятного статуса проверки?
Предпринимать какие-либо действия до окончания камеральной проверки декларации не стоит. Лучше дождаться окончания трехмесячного срока проверки. После этого можно еще раз проверить статус проверки в ЛКН. Если статус проверки не изменился на завершенный или смысл написанного в статусе непонятен, то следует написать в свою налоговую инспекцию письмо в свободной форме с вопросом относительно окончания камеральной налоговой проверки и ее результата. Если результат камеральной проверки оформлен в виде акта, попросите прислать его через ЛКН. Отвечать на письмо налоговая инспекция будет в течение 30 календарных дней, но это всё равно лучше, чем пытаться дозвониться до отдела камеральных проверок физических лиц.
В этом году неважно работает процедура возврата налогового вычета по банковским реквизитам, указанным в самой налоговой декларации. Соответствующий лист появился впервые в налоговых декларациях за 2020 год с названием «Приложение к разделу 1. Заявления о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога на доходы физических лиц». Чтобы деньги действительно вернулись по банковским реквизитам, некоторым налогоплательщикам приходится пользоваться кнопкой «Распорядиться переплатой». То есть, как и раньше, придется формировать электронное заявление на возврат налога.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.
Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.
В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .
До 01.01.2009 ст. 88 НК РФ было предусмотрено, что камеральная проверка начинается при поступлении в налоговый орган декларации и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны к ней прилагаться. Поэтому налоговики считали, что трехмесячный срок проведения «камералки», установленный п. 2 ст. 88 НК РФ, следует исчислять с даты представления указанных документов. Такую позицию занимали и финансисты. В частности, в Письме от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69 Минфин России разъяснил, что началом проведения проверки нужно считать день, когда в инспекцию поданы декларация (расчет) и последний из необходимых документов.
Следует оговориться, что Налоговым кодексом предусмотрено лишь два случая, когда налогоплательщик обязан самостоятельно представить документы в налоговый орган без выставления последним соответствующего требования. Во-первых, это документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0% при реализации товаров на экспорт (п. 10 ст. 165 НК РФ); во-вторых, документы, поименованные в п. 13 ст. 167 НК РФ и необходимые для реализации налогоплательщиком — изготовителем товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом права не включать в состав налоговой базы по НДС авансы в момент их поступления на расчетный счет.
Вероятно, поскольку указанные документы налогоплательщик обязан представить одновременно с декларацией, а также с целью недопущения неправомерных действий контролеров по увеличению сроков проверки Федеральным законом от 26.11.2008 N 224-ФЗ в п. 2 ст. 88 НК РФ были внесены изменения: с 2009 г. начало камерального контроля связано только с датой представления декларации (расчета).
Версия 3: проверка завершена в момент вынесения решения
В последнее время именно такие выводы делают арбитры. Налоговое ведомство с ними категорически не согласно.
В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 24.09.2012 N А40-6180/12-99-34. При рассмотрении данного дела судьи установили, что уточненная декларация была подана проверяемым лицом после составления акта проверки, но до принятия решений по нему. По мнению налогового органа, в такой ситуации вынесением оспариваемых решений положения п. 9.1 ст. 88 НК РФ нарушены не были, поэтому основания для прекращения камеральной проверки ранее поданной декларации и назначения новой проверки уточненной декларации отсутствовали. Арбитры не согласились с позицией контролеров, сделав следующий вывод: с учетом норм ст. 81, п. 2 ст. 88 НК РФ для целей применения п. 9.1 ст. 88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иной смысл. В данном случае под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком.
На основании данных толкований норм Налогового кодекса судьи решили, что на момент представления уточненной декларации камеральная проверка ранее представленной декларации окончена не была. Следовательно, инспекция в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ обязана была прекратить камеральную проверку спорной декларации и назначить новую проверку на основе уточненной декларации. Далее арбитры сделали оговорку, что указанные выводы согласуются с правоприменительной практикой по данному вопросу. При этом каких-либо примеров судебных актов в тексте Постановления не приведено.
Есть акт — должно быть решение?
Итак, позиции налоговиков и судей явно противоположны друг другу, и причина тому — отсутствие единого мнения, в какой момент завершается камеральная проверка. Арбитры полагают: если контролеры до подачи проверяемым лицом «уточненки» не успели вынести решение по итогам проверки ранее представленной декларации, оно вообще не должно появиться на свет, поскольку все действия в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ должны быть прекращены.
В свою очередь, налоговики считают, что действовать нужно по принципу: каждому акту должно соответствовать решение, поскольку в гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ четко прописаны процедура налоговых проверок, формы и методы их проведения. Исходя из положений ст. 100 НК РФ стадия налогового контроля заканчивается составлением соответствующего акта. За этой стадией следует стадия привлечения проверяемого лица к ответственности, которая в силу ст. 101 НК РФ завершается вынесением руководством налоговой инспекции одного из двух решений: о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Между тем ФНС понимает, что если после подписания акта, но до вынесения решения налогоплательщик скорректировал налоговую базу или вычеты, то формальный подход при вынесении решения неприменим. Оно не может быть принято без тщательного анализа внесенных в отчетность изменений, что, возможно, приведет к корректировке доначисленных в акте сумм налогов.
Другими словами, главное налоговое ведомство нацеливает нижестоящие инспекции на то, что проверяющий обязан сопоставить показатели ранее поданной и уточненной деклараций и установить, за счет чего изменилась итоговая сумма налога к уплате или возмещению из бюджета.