Основные полномочия федеральной инспекции труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основные полномочия федеральной инспекции труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Роструд выполняет возложенные на него функции с помощью главного и территориальных подразделений Государственной инспекции труда (ГИТ). При необходимости инспекции взаимодействуют с представителями других ведомств (ФНС, ФСС), местных органов государственной власти и т.п.

Задачи трудовой инспекции

Основными задачами трудовой инспекции являются:

— контроль за соблюдением норм трудового права работодателями, осуществляемый путем проведения плановых и внеплановых проверок;

— надзор за осуществлением социальных выплат и государственной поддержки безработным гражданам и льготным категориям органами;

— надзор за соблюдением порядка расследования несчастных случаев, произошедших на производстве и их учета на предприятии;

— надзор за деятельностью органов опеки и попечительства, в отношении недееспособных лиц;

— рассмотрение коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых за счет государства.

-информирование работников и работодателей по вопросам трудового законодательства;

— проведение экспертизы условий работы на предмет опасных и вредных условий с целью предоставления работникам компенсаций;

— оценка соблюдения правил охраны труда на предприятии.

Комментарии к ст. 356 ТК РФ

1. Для реализации задач, определенных в ст. 355 ТК, федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий. В ст. 356 ТК установлен перечень основных полномочий федеральной инспекции труда в целях реализации возложенных на нее задач. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности, федеральной инспекции труда, так и основные права органов, составляющих систему федеральной инспекции труда.

В приведенном в комментируемой статье перечне указаны только 14 основных общих полномочий федеральной инспекции труда, тогда как фактически реализуемые федеральной инспекцией труда полномочия не ограничиваются установленным перечнем, на что указывает последний абзац ст. 356 ТК. При этом перечень реализуемых в настоящее время полномочий федеральной инспекции труда может быть в любое время дополнен в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

2. Закрепленные в комментируемой статье основные полномочия федеральной инспекции труда базируются на положениях Конвенции N 81 МОТ. Наряду с положениями указанной Конвенции и ТК полномочия федеральной инспекции труда установлены и в иных федеральных законах и нормативных правовых актах.

В частности, полномочия федеральной инспекции труда по рассмотрению дел об административных правонарушениях установлены в КоАП; полномочия должностных лиц федеральной инспекции труда при осуществлении мероприятий по надзору (контролю) установлены в Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а полномочия в сфере расследования несчастных случаев на производстве — в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. Постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. N 73.

Полномочия Роструда в целом конкретизированы в Положении об этой Службе, а полномочия территориальных органов Роструда по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (государственных инспекций труда в субъектах РФ) — в положениях о них, утвержденных Приказами Роструда в марте 2005 г.

3. Главным полномочием федеральной инспекции труда, установленным в комментируемой статье, является осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Все другие полномочия подчинены этому главному полномочию и фактически являются его производными, необходимыми для реализации основного.

Например, для эффективной реализации основного полномочия федеральная инспекция труда наделена полномочием запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Должностным лицам федеральной инспекции труда предоставлены полномочия непосредственного общения с работниками и другими заинтересованными гражданами во время регулярно организуемых приемов. Полученная таким образом информация служит исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок.

Читайте также:  На Кубани запретят передвигаться на лодках и прогулочных судах по воде

Возложенные на федеральную инспекцию труда полномочия по проведению анализа обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о труде, а также состояния и причин производственного травматизма зачастую требуют специальных познаний в области здравоохранения и техники безопасности. Поэтому органы федеральной инспекции труда наделены полномочием привлекать квалифицированных специалистов.

При реализации возложенного комментируемой статьей полномочия по распространению информации о должных и наиболее эффективных способах исполнения законодательства федеральная инспекция труда анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений законодательства о труде, осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, ведет разъяснительную работу о трудовых правах работников, информирует общественность о выявленных нарушениях.

4. В соответствии с комментируемой статьей к компетенции федеральной инспекции труда отнесены проведение регулярного анализа материалов проведенных проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда. Материалы проверок направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

В связи с этим, а также в соответствии с положениями Конвенции N 81 МОТ федеральная инспекция труда уполномочена готовить и публиковать ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и представлять их в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ.

Обязательства инспектора

В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.

Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.

Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).

Если с проверкой пришла трудовая инспекция…

Работа государственных инспекций труда, являющихся территориальными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости (Роструда), регламентирована нормами Трудового кодекса и закона № 294-ФЗ, а также принятыми в соответствии с ними подзаконными актами. Основная деятельность трудинспекции — проверка работодателей на предмет соблюдения ими трудового законодательства.

Как правило, о предстоящей проверке известно заранее:

  • из плана проверок, опубликованного в соответствии со ст. 11 закона № 294-ФЗ;
  • предупреждения, которое должно быть сделано не менее чем за сутки (п. 16 ст. 12 закона № 294-ФЗ).

Как обратиться в трудовую инспекцию

Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.

Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.

Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.

Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.

После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.

Инспекция по труду проверяет тех работодателей, у которых есть хотя бы один наёмный работник. Инспекция проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые осуществляются в соответствии с графиком, который утверждается каждый год территориальным отделением инспекции. Внеплановые проводятся в тех случаях, если на работодателя поступила жалоба.

Также инспекция проводит выездные и камеральные проверки. Выездные – документы проверяются по месту нахождения работодателя. Камеральные – работодатель сам привозит в инспекцию те документы, которые у него потребовали.

Плановая проверка осуществляется в несколько этапов:

  • оповещение. Инспекторы направляют по юридическому адресу работодателя письменное уведомление о проведении проверки. Сделать это они должны не позднее чем за 3 дня до даты предполагаемого приезда. Работодатель, в свою очередь, имеет право запросить сведения о тех инспекторах, которые будут проводить проверку;
  • собственно сама проверка документов. Сначала инспекторы составляют запрос по подготовке тех или иных документов. Но, прежде чем делать запрос, инспектор должен предъявить удостоверение и приказ о проведении проверки;
  • по результатам будет составлен акт в 2-ух экземплярах. Один будет храниться у работодателя, а другой в инспекции;
  • если будут обнаружены нарушения, то инспектор выдаст предписание, в котором будут содержаться следующие сведения:
    • описание нарушения и дата, когда оно было точно или предположительно совершено;
    • ссылка на действующий закон или иной нормативный акт, содержащий нормы трудового права;
    • сроки устранения нарушений. Если по истечении этих сроков повторная проверка покажет, что нарушение не было устранено, предприятие ждёт административная ответственность.
Читайте также:  Смена председателя гск пошаговая инструкция 2021

Если работодатель не согласен с результатами проверки, их можно обжаловать через вышестоящую инспекцию или же через суд.

Существуют максимальные сроки, в течение которых может проводиться проверка:

  • для филиалов – 2 месяца;
  • для малого бизнеса – 50 часов;
  • на микропредприятиях – не более 15 часов;
  • остальные работодатели – 20 дней.

В некоторых случаях, инспекторы могут продлить сроки проверки. Но, они должны составить соответствующий акт, а также уведомить об этом работодателя.

При проведении проверки, инспектор вправе потребовать, а работодатель обязан будет представить, следующие документы:

  • трудовые договоры, личные карточки сотрудников и другие данные о них;
  • трудовые книжки работающих на предприятии и журнал их учета;
  • рабочий график и табель учета отработанных часов;
  • больничные листы, документы о медосмотрах сотрудников;
  • график отпусков, а также прочие связанные с ним документы (заявления сотрудников);
  • расчетные листы;
  • бухгалтерские ведомости, индивидуальные счета сотрудников и прочие сведения о выплатах сотрудникам;
  • устав компании и правила внутреннего распорядка;
  • оформление работы с гражданами других государств и льготниками;
  • положения о заработной плате, о премировании, о персональных данных сотрудников;
  • доказательства (личные подписи) того, что все работники ознакомлены с вышеперечисленными документами.

В ходе проверки, инспекторы вправе:

  • проводить проверку в любое время суток, но только при наличии удостоверения и приказа;
  • получать документы, как от работодателя, так и от органов федеральной или местной власти;
  • брать на анализ пробы различных веществ, но только после составления соответствующего акта, и ознакомления с ним работодателя;
  • вести самостоятельное расследование произошедших на предприятии несчастных случаев;
  • предъявлять работодателю предписания об исправлении конкретных нарушений;
  • направлять в суд материалы;
  • принимать участие в заседании в качестве представителей инспекции или экспертов.

Не имеют права:

  • запрашивать информацию, документы, материалы или образцы, которые не имеют отношения к целям данной проверки;
  • изымать у работодателя оригиналы документов.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность инспекции

Деятельность трудовой инспекции определяется и регламентируется:

  • частью 1 статьи №353 Трудового Кодекса (ТК) РФ;
  • Положением о Федеральной службе по труду и занятости №324 от 30.06.2004 года;
  • Постановлением Правительства №156 от 06.04.2004 года;
  • Типовым Положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом №678н от 01.07.2009 года;
  • Регламентом Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Роструда №211 от 11.09.2007 года;
  • Женевской Конвенцией №81 от 11.07.1947 года, ратифицированной в России Федеральным Законом (ФЗ) №58 от 11.04.1998 года;
  • ФЗ №294 от 26.12.2008 года;
  • ФЗ №59 от 02.05.2006 года.

Трудовая инспекция – централизованная система, состоящая из федерального органа и его региональных подразделений, иначе называемых государственными инспекциями. Деятельностью инспекции на федеральном уровне руководит главный государственный инспектор труда РФ.

Комментарии к ст. 356 ТК РФ

1. Для реализации задач, определенных в ст. 355 ТК, федеральная инспекция труда наделяется широким кругом полномочий. В ст. 356 ТК установлен перечень основных полномочий федеральной инспекции труда в целях реализации возложенных на нее задач. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности, федеральной инспекции труда, так и основные права органов, составляющих систему федеральной инспекции труда.

В приведенном в комментируемой статье перечне указаны только 14 основных общих полномочий федеральной инспекции труда, тогда как фактически реализуемые федеральной инспекцией труда полномочия не ограничиваются установленным перечнем, на что указывает последний абзац ст. 356 ТК. При этом перечень реализуемых в настоящее время полномочий федеральной инспекции труда может быть в любое время дополнен в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Функции трудовой инспекции

В соответствии с действующей нормативной базой в области регулирования трудовых отношений ГИТ наделена рядом следующих полномочий:
• контроль исполнения работодателем норм трудового права, выявление фактов его нарушения, выдача предписаний по устранению установленных недочетов;
• рассмотрение входящих в компетенцию ГИТ дел об административных правонарушениях, наложение штрафов на работодателя в случае выявления несоблюдения им трудового законодательства;
• временная приостановка деятельности учреждения при установлении факта нарушений трудовых прав сотрудников;
• расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
• подготовка материалов для суда и правоохранительных органов в целях привлечения к ответственности работодателя по факту нарушений трудового законодательства, оповещение органов власти об их свершении.

Читайте также:  Административная ответственность за порчу общедомового имущества

Помимо этого, в обязанности ГИТ входит осуществление следующих функций:
• контроль органов опеки и попечительства, а также организаций, в которых осуществляют трудовую деятельность несовершеннолетние и недееспособные, либо ограниченно дееспособные лица;
• урегулирование коллективных трудовых споров в организациях, относящихся к государственной собственности;
• контроль обеспечения в организации условий безопасности труда, соответствующих нормам действующего законодательства;
• оценка соблюдения работодателем требований охраны труда.
В обязанности органов ГИТ также входит предоставление юридических консультаций гражданам и участие в судебных заседаниях в качестве специалиста по трудовым вопросам.

Основные полномочия федеральной инспекции труда

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале.

Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.

Полномочия трудовой инспекции и ее основные задачи

Проверка соблюдения нормативов трудового законодательства начинается с предъявления руководству проверяемой компании стандартного документа. Данный документ содержит описание цели конкретной ревизии, полное наименование проверяемой компании, данные инспектора и сроки проведения.

  • осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства,
  • устраивать ревизионные проверки в любое время,
  • изучать мнение работников компании при помощи проведения устного опроса,
  • инспектировать документы по сотрудникам и компании в целом, делать их копии. Документы, которые могут проверять инспекторы: учредительный пакет документов,
  • коллективный договор,
  • штатное расписание,
  • табели (журналы) учета рабочего времени,
  • зарплатные ведомости,
  • трудовые договоры с сотрудниками и их трудовые книжки,
  • документы по охране труда,

Что такое Федеральная трудовая инспекция

Более удобным вариантом является электронное обращение. Оно подойдёт тем, кто не хочет тратить время на дорогу в инспекцию, а также тем, кто не может посетить её по объективным причинам (например, не может ехать в областной центр из районного города). Необходимо зайти на единый портал «онлайнинспекция.рф».

Федеральная служба по труду и занятости, трудовая инспекция или федеральная инспекция труда — что это за организация и в каких случаях стоит обращаться к её помощи? Отечественные законодательные акты наделяют трудящихся россиян и иностранцев комплексов прав и гарантий, призванных обеспечить им безопасность на работе, равноправие и своевременную оплату обязанностей по трудовому договору. Однако не все работодатели стремятся соблюдать установленные законом требования. Пренебрежение правами работников встречаются повсеместно. Именно надзором и профилактикой таких правонарушений занимается трудовая инспекция.

Как получить консультацию трудовой инспекции

Существует два способа обращения:

  1. Устный, носит консультационный характер. При вербальном общении сотрудники инспекции разъяснят работнику алгоритм действий и проанализируют конфликтную ситуацию в соответствии с законодательными нормами.
  2. Письменный. Подается на рассмотрение в виде заявления или жалобы. В тексте документа должна быть указана следующая информация:
  • Наименование территориального органа, которому адресовано заявление.
  • ФИО работника и название предприятия, на котором он работает.
  • Описательная часть (содержит информацию о допущенных работодателем нарушений).
  • Перечень прилагаемых к заявлению документов.
  • Дата и подпись заявителя.

Жалоба, которая соответствует требованиям делопроизводства, в обязательном порядке будет рассмотрена членами комиссии.

Стоит отметить, что анонимные обращения не принимаются к рассмотрению. В тексте обращения в обязательном порядке должны быть указаны реквизиты заявителя: его ФИО, должность, табельный номер (при наличии) и контактный телефон.

Какие документы нужно приложить к заявлению

С точки зрения закона, работник не обязан лично доказывать факт нарушения трудовых прав. Однако, если он желает уладить конфликт как можно быстрее, следует заранее подготовить следующие документы:

  1. Копии внутренних приказов, с помощью которых работодатель пытается привлечь работника к выполнению не предусмотренных обязанностей.
  2. Заявления свидетелей, готовых в дальнейшем подтвердить изложенное в письменном виде мнение о факте наличия нарушения.
  3. Копия трудового соглашения и иных локальных инструкций, условия которых были нарушены работодателем.
  4. Копия должностной инструкции.
  5. Копии больничных листов, графиков отпусков, табелей рабочего времени и иные учетные документы.
  6. Фото или видео подтверждение нарушений.

Безусловно, в случае наличия грубого нарушения трудовых прав, инспекция самостоятельно изыщет необходимые доказательства. Однако, чем больше документов будет прилагаться к жалобе, тем скорее вопрос будет решен в пользу заявителя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *