Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соборное уложение 1649 года, его принятие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия во главе с князем Н. И. Одоевским. В неё вошли князь С. В. Прозоров, окольничий князь Ф. Ф. Волконский и два дьяка — Гаврила Леонтьев и Фёдор Грибоедов. Тогда же было решено начать практическую работу Земского собора 1 сентября.
В лето 7156 го(да), 20 июля, в 16 день, государь царь и великии князь Алексеи Михайлович, всея Русии самодержец, в двадесятое лето возраста своего, в третьее лето Богом хранимыя своея державы, советовал с отцем своим и богомольцом, святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы, и с епископом, и со всем освященным Собором, и говорил с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми, которые статьи написаны в правилех Святых Апостол, и Святых Отец, и в градцких законех греческих царей, а пристойны те статьи к государьственным и к земским делам, и те бы статьи выписать, и чтобы прежних великих государей, царей и великих князей росийских, и отца его государева, блаженныя памяти великого государя, царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Русии, указы и боярские приговоры на всякие государьственные и на земские дела собрать, и те государьские указы и боярские приговоры с старыми судебниками справити. А на которые статьи в прошлых годех, прежних государей в Судебниках указу не положено, и боярских приговоров на те статьи не было, и те бы статьи по тому же написати и изложити по его государеву указу общим советом, чтобы Московского государьства всяких чинов людем, от болшаго и до меншаго чину, суд и росправа была во всяких делех всем ровна. И указал государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Русии то все собрати, и в доклад написати бояром, князю Никите Ивановичю Одоевскому, да князю Семену Васильевичю Прозоровскому, да околничему князю Федору Федоровичю Волконскому, да дьяком Гаврилу Левонтьеву, да Федору Грибоедову.
А для того своего государева и земского великого царьственного дела указал государь, по совету со отцем своим и богомольцем, святейшим Иосифом патриархом Московским и всея Русии, и бояре приговорили выбрать из столников, и из стряпчих, и из дворян московских и из жилцов, из чину по два человека, также всех городов, из дворян и из детей боярских взяти из больших городов, опричь Новагорода по два человека, а из новгородцов с пятины по человеку, а из менших городов по человеку, а из гостей трех человек, а из гостиные и из суконные сотен по два человека, а ис черных сотен и из слобод, и из городов с посадов по человеку, добрых и смышленых людей, чтобы его государево царьственное и земское дело с теми со всеми выборными людьми утвердити и на мере поставить, чтобы те все великие дела, по нынешнему его государеву указу и Соборному Уложенью, впредь были ни чем нерушимы.
И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, бояре князь Никита Ивановичь Одоевской с товарыщи, выписав ис правил Святых Апостол и Святых Отец, и из градских законов греческих царей, и из старых судебников прежних великих государей, и из указов блаженные памяти великаго государя, царя и великого князя Михаила Феодоровича всея Русии, и из боярских приговоров, и которых статей в прежних судебниках, и во указех прежних государей, и в боярских приговорех не написано, и те статьи написав вновь к государю приносили.
И в нынешнем во 157-м году, октября с третьего числа, государь царь и великий князь Алексей Михайловичь всея Русии самодержец, со отцем своим и з богомольцем святейшим Иосифом, патриархом Московским и всея Русии, и с митрополиты, и со архиепископы и с епископом, также и с своими государевыми бояры, и с околничими, и з думными людьми того собрания слушал, и выборным людем, которые к тому общему совету выбраны на Москве и из городов чтено, чтобы то все Уложенье впредь было прочно и неподвижно. И указал государь то все Уложенье написать на список и закрепити тот список святейшему Иосифу, патриарху Московскому и всея Русии, и митрополитом, и архиепископом, и епископу, и архимаритом и игуменом, и всему освященному собору, и своим государевым бояром, и околничим, и думным людем, и выборным дворяном и детем боярским, и гостем, и торговым и посадъцким людем Московского государьства и всех городов Росийского царства. А закрепя Уложение руками, указал государь списати в книгу, и закрепить тое книгу дьяком Гаврилу Левоньтьеву, да Федору Грибоедову, а с тое книги для утверженья на Москве во все приказы и в городы, напечатать многие книги, и всякия дела делать по тому Уложению.
И по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, то Уложение на список написано. И святейший Иосиф, патриарх Московский и всея Русии, и митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и весь освященныи собор также и бояре, и околничие, и думные люди, и выборные дворяне, и дети боярские, и гости, и торговые посадцкие люди к тому Уложению на списке руки свои приложили. И с того Уложенья списан список в книгу, слово в слово, а с тое книги напечатана сия книга.
А как то Уложение по государеву, цареву и великого князя Алексея Михайловича всея Русии указу, чтено выборным людем, и в то время в ответной полате, по государеву указу сидел боярин князь Юрьи Алексеевичь Долгорукой, да с ним выборные люди.
О ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ, ЧТОБ НА ГОСУДАРЕВЕ ДВОРЕ НИ ОТ КОГО НИКАКОВА БЕСЧИНЬСТВА И БРАНИ НЕ БЫЛО
1. Будет кто при царском величестве, в его государеве дворе и в его государьских полатах, не опасаючи чести царского величества, кого обесчестит словом, а тот, кого он обесчестит, учнет на него государю бити челом о управе, и сыщется про то допряма, что тот, на кого он бьет челом, его обесчестил, и по сыску за честь государева двора того, кто на государеве дворе кого обесчестит, посадити в тюрму на две недели, чтобы на то смотря иным неповадно было впередь так делати. А кого он обесчестит, и тому указати на нем бесчестье.
2. А будет кто в государеве дворе кого задерет, из дерзости ударит рукою, и такова тут же изымати, и неотпускаючи его про тот его бой сыскати, и сыскав допряма за честь государева двора посадити его в тюрму на месец. А кого он ударит, и тому на нем доправити бесчестье. А будет кого он ударит до крови, и на нем тому, кого он окрававит, бесчестье доправити вдвое, да его же за честь государева двора посадити в тюрму на шесть недель.
3. А будет кто при царьском величестве вымет на кого саблю, или иное какое оружье, и тем оружьем кого ранит, и от тоя раны тот, кого он ранит, умрет, или в те же поры он кого досмерти убьет, и того убойца, за то убойство самого казнити смертию же. А хотя будет тот кого тот убойца ранит, и не умрет, и того убойца по тому же казнити смертию, да из животов его взяти убитого кабалныя долги.
4. А будет кто при государе вымет на кого какое ни буди оружье, а не ранит, и не убиет, и того казнити, отсечь рука.
5. А будет кто в государеве дворе, и не при государе, на кого оружие вымет, а не ранит, и того посадити на три месяцы в тюрму. А будет ранит, и на нем раненому доправити бесчестие и увечье против окладу вдвое, да его же дати на поруки в том, что ему без указу ис того города, где он кого ранит, не съежжати до тех мест, покаместа раненой обможется или умрет. А будет раненой обможется, и тому, кто его ранит, отсечь рука. А будет тот раненой от раны умрет, и того, кто его ранит, казнити смертию.
6. Такоже царьского величества во дворе на Москве, или где изволит царьское величество во объезде быти, и ис пищалей и из луков и из и(ы)ного ни ис какова оружья никому без государева указу не стреляти, а с таким оружьем в государеве дворе не ходити. А будет кто в государеве дворе на Москве, или в объезде кого ранит, или кого убиет досмерти, и того казнити смертию же.
7. А будет кто на государеве дворе, на Москве, и в объезде, учнет ходити с пищальми и с луками, хотя и не для стрелбы, и ис того оружья никого не ранит и не убиет, и тем за ту вину учинити наказание, бити батоги и вкинути на неделю в тюрму.
8. А кому лучится стояти в государевых в дворцовых селех, и тем в государевых прудех и в озерах рыбы на себя не ловити. А будет кто без государева повеления в дворцовых селех учнет в государевых прудех и в озерах рыбу ловити, и на том взяти на государя пеня, или ему наказание учинити, что государь укажет.
9. А будет кто царьского величества во дворе украдет что ни буди впервые, и сыщется про то допряма, и того бити кнутом. А будет того же татя с краденым в государеве дворе поймают в другие, и того бити кнутом же, да вкинути на полгода в тюрму. А будет тот же тать поиман будет с краденым в государеве дворе в третьие, и ему за то отсечь рука, чтобы на то смотря иным неповадно было воровати, в государеве дворе красти.
О ПРОЕЗЖИХ ГРАМОТАХ В И(Ы)НЫЕ ГОСУДАРЬСТВА
1. А будет кому лучится ехати из Московского государьства для торгового промыслу или иного для какого своего дела в и(ы)ное государство, которое государство с Московским государством мирно,.и тому на Москве бити челом государю, а в городех воеводам о проезжей грамоте, а без проезжей грамоты ему не ездити. А в городех воеводам давати им проезжие грамоты безо всякого задержания.
2. А будет которые воеводы проезжих грамот кому вскоре давати не учнут, и тем учинят кому простой и убытки, и в том на них будут челобитчики, и сыщется про то допряма, и воеводам за то быти от государя в великой опале. А что они кому учинят убытка, и то на них доправити вдвое, и отдати челобитчиком.
3. А будет кто поедет в которое государьство без проезжия грамоты, и быв в и(ы)ном государьстве приедет в Московское государьство, а иной кто учнет на него извещати, что он ездил бес проезжие грамоты самоволством для измены, или для иного какова дурна, и по тому извету про того, кто ездил в и(ы)ное государство без государевы проезжие грамоты, сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет про него в сыску скажут, что он впрям ездил в и(ы)ное государство бес проезжие грамоты для измены, или для иного какова лихого дела, и того по сыску за измену казнити смертию.
4. А будет в сыску объявится, что он ездил в и(ы)ное государство бес проезжие грамоты для торговаго промыслу, а не для измены, и ему за то учинити наказание, бити кнутом, чтобы на то смотря иным неповадно было так делати.
5. А которых порубежных городов в уездех государевы дворцовые села и черные волости, и всяких чинов людей вотчины и поместья сошлися с Литовскими и с Немецкими с порубежными землями, и государевы земли проходили в Литовскую и в Немецкую сторону, а Литовская и Немецкая земля проходила в государеву сторону, а государевых дворцовых и черных волостей крестьяне и помещики и вотчинники и их люди и крестьяне чрез те Литовския и Немецкия порубежныя земли ездят из города в город бес проезжих грамот, и съезжаются с литовскими и с немецкими людми, и им того в вину не ставити для того, что они с литовскими и с немецкими с порубежными людми живут смежно.
6. А будет кто порубежных городов помещики и вотчинники почают в людех своих и во крестьянех какое дурно или измену, и им про то извещати государю, и в городех о том воеводам подавати изветныя челобитныя, и людей своих и крестьян приводити. А воеводам тех людей, на кого будет извет, роспрашивати и сыскивати про них, против извету, всякими сыски накрепко и писати о том к государю, а тех людей, на кого будет извет, до государева указу сажати в тюрму.
Еще одна группа глав была посвящена гражданским правам с разделением на вещные и обязательственные:
- вещные права – права на обладание движимым и недвижимым имуществом через наследование, пожалование, выдел, куплю, приобретательную давность (землей, вотчинной или поместьем, вещью нужно было обладать пять, пятнадцать и сорок лет соответственно), находку; важно отметить, что по Уложению право собственности приобретается независимо от владения;
- обязательственные права – права, регулирующие договорные отношения и сделки, включающие личный найм (в некоторых случаях требовалась государственная регистрация сделок в соответствующих Приказах).
Второй царь из рода Романовых (первым был Михаил Федорович, его отец) стоял у руля русской власти с шестнадцати лет — с 1645 года — и оставался на троне вплоть до своей смерти в 1676 году. Не будем в данной статье касаться подробностей биографии Алексея, кратко скажем лишь о его деяниях в качестве правителя Руси, дабы можно было составить впечатление о нем как о руководителе государством и понять, какие события предшествовали принятию Соборного уложения.
Итак, в 16 лет юный еще Алексей стал царем. К этому он, несмотря на усиленное обучение с младых ногтей, был не слишком готов. Бремя ответственности, улегшееся на плечи молодого царя, оказалось сильнее, нежели Романов мог предполагать. А потому первое время — до тех пор, пока не вник самостоятельно — он прислушивался к мнению своего бывшего дядьки (так именовали воспитателей, гувернеров) Бориса Морозова.
Необходимость перемен
Учитывая все вышесказанное, учитывая реформы, осуществляемые Романовым в разных областях, совершенно логичным кажется и стремление усовершенствовать имеющееся законодательство. Прежде чем выяснять, в каком году было принято Соборное уложение и чем характеризовалось, отметим, что на момент царствования Алексея Михайловича в стране действовал Судебник 1550 года, принятый еще Иваном Грозным. За сто лет он несколько устарел, мало того, все побывавшие за этот временной промежуток на престоле стремились внести свою лепту в правотворчество — а посему отдельные законодательные акты постоянно издавались, переиздавались, дополнялись — одним словом, единичных законов и правил накопилось великое множество, и некоторые из них не то что не добавляли, а прямо противоречили друг другу.
Кроме того, тогда существовала норма, согласно которой законодательные документы выходили в разных ведомствах, поскольку издавались по запросу того или иного приказа. Из-за этого возникала некая рассогласованность, разбросанность актов, что тоже способствовало путанице и хаосу. Доходило до натуральных беспорядков — один чиновник мог внести запись о том или ином акте в нужный документ, но никого другого, в том числе вышестоящего, об этом уведомить не считал необходимым. Впрочем, возможно, подобное положение вещей тянулось бы и впредь еще неизвестно сколько, однако настоящей причиной появления нового кодекса оказался вспыхнувший в 1648 году Соляной бунт.
Соборное уложение 1649 года позиционируется как первый печатный памятник русского права. Трудно переоценить значение, которое оно имело для отечественного законодательства, ведь именно в этом документе впервые были закреплены новые черты наступающего времени и подытожены основные правовые вехи прошедших лет.
Конечно, Соборное уложение не было первым подобным печатным документом в мировом законодательстве. Похожие кодексы к тому времени уже появлялись и в иных странах – например в Литве, Дании, Баварии, Пруссии, Австрии, во Франции и так далее. Однако Соборное уложение имело выгодное отличие от всех этих европейских сводов правил – все они были крайне длинными и потому неудобными для восприятия. Так, например, один только прусский законодательный акт содержал более 19 тысяч статей – для сравнения, в уложении отечественном их насчитывалось всего 968 штук.
Самое важное новшество в промышленности XVII в. — появление мануфактуры. Что это такое? Во-первых, это крупное производство; во-вторых, мануфактуре свойственны разделение труда и ручной труд. Значительные по размерам предприятия, использовавшие ручной труд, на которых разделение труда находилось в зачаточном состоянии, называются простой кооперацией. Если в кооперации применялся наемный труд, то она называлась простой капиталистической кооперацией. Это, например, артели бурлаков, тянувших струги по берегам рек, а также соляные промыслы.
Мануфактурное производство в России имело свои особенности. Крупные предприятия возникали не на базе перерастания мелкого товарного производства в мануфактуру, а путем перенесения в Россию готовых форм из стран Западной Европы, где мануфактура существовала уже целое столетие. Далее, инициатором создания мануфактур было государство. Чтобы привлечь иностранных купцов к вложению капиталов в производство, государство предоставило им ряд существенных привилегий: основатель завода в течение десяти лет получал денежную ссуду, к заводам были приписаны дворцовые крестьяне, заготавливавшие руду и древесный уголь. В свою очередь, владелец предприятия обязывался отливать для нужд государства пушки и ядра. «Мирная» продукция типа гвоздей и сковородок поступала на внутренний рынок только после выполнения государственного заказа.
Однако, поначалу молодой царь Алексей Михайлович выбрал совсем не ту девушку, которую хотел боярин Морозов. Это было Евфимия Всеволожская, которая очень приглянулась государю. Она и в дальнейшем, уже в зрелые годы, отличалась изумительной красотой. И тогда
Морозов задумал помешать царскому браку. И вот уже Евфимию Всеволожскую взяли во дворец, ее наряжают к царскому венчанию, и тайные недоброжелатели очень туго затянули косу молодой девушки, и она упала в обморок.
Было вынесено решение о том, что царская невеста государевой радости непрочна, то есть она нездорова, и поэтому брак расстроился. Алексей Михайлович очень горевал. И следующие смотрины состоялись только через год. На этот раз боярин Морозов твердо взял дело выбора будущей царицы в свои руки. Он заранее устроил так, что государь обратил внимание на двух красивых девушек. Дочерей дворянина Ильи Милославского. Дело в том, что этот дворянин жил на дворе у боярина Морозова, то есть он был его клиентом. Алексей Михайлович сразу же полюбил одну из девушек, велел привести ее к себе в Грановитую палату, беседовал с ней и решил на ней жениться. Правда, для порядка был организован смотр невест, но результат его был заранее известен.
И так, Мария Ильинична Милославская стала первой женой царя Алексея Михайловича, и всего через 10 дней после свадьбы боярин Борис Иванович Морозов женился на родной сестре молодой царицы Анне, но, если между Алексеем Михайловичем и Марией Ильиничной было согласие и любовь, это был замечательный брак, он дал 13 детей, то между Борисом Морозовым и Анной Милославской не было любви и согласия. Морозов был более, чем в два раза старше. И злые языки поговаривали, что он очень ревновал свою молодую жену. Даже, будто бы сослал какого-то англичанина в ссылку за особое внимание к его молодой супруге.
Самый главный закон в Соборном уложении
Самое главное в соборном уложении 1649 года — это положение об окончательном юридическом закрепощении крестьян. Уже с 15 века мы наблюдаем ограничения права крестьянского перехода. Шаг за шагом государство стесняло волю крестьян, но в середине 17 века в этом долгом процессе наступил перелом. В чем же причины окончательного закрепощения крестьян? Вообще, надо заметить, что это общий процесс для многих стран восточной Европы. Не только в России, но и в Речи Посполитой, в Пруссии, Австрии и в других землях было крепостное право.
Одна из причин этого закрепощения крестьян на востоке Европы была в том, что в западной Европе бурно развивались города и для них нужно было очень много хлеба, и на востоке Европы, на плодородных землях, сложилось товарное производство хлеба. Для большего количества хлеба нужно было интенсивный крестьянский труд, их прикрепляют к земле и таким образом снабжают этим хлебом города.
Но в России крепостное право было особенно тяжелой формой и держалось дольше. И здесь уже важна еще одна причина. Дело в том, что в военном отношении России приходилось соответствовать всем последним достижениям. Нужно было выставлять сильную армию на поле боя. А теперь, когда на смену феодальным армиям приходят большие наемные армии, это все обходилось намного дороже, поэтому требовало больше денег. Но в мало плодородных землях России трудно было собрать большие государевы подати.
Вот почему приходилось для решения задач нового времени использовать старые рычаги, характерные для средневековья, это самодержавие и крепостное право.
Усиление крепостного права и самодержавия это два самых важных сюжета в Соборном уложении 1649 года. Но в этом обширном своде законов содержалось и множество других важных моментов. В особенности, это касается отмены белых мест. Белыми местами называли такие дворовые места в городах, которые оказывались освобожденными от налогов. Как это происходило? Кто-то из горожан, занимаясь, например, торговлей или каким-то ремеслом, давал на себя кабальную запись монастырю или боярину и становился не свободным человеком, а становился его холопом. Сейчас бы вряд ли кто-нибудь с удовольствием поменял таким образом свой социальный статус. Но в средневековье это мало кого останавливало, ведь речь шла не о дворянах, а о простонародье, и эти люди нуждались более в защите, чем в свободном статусе.
Так вот, кабальная зависимость от монастыря или от боярина позволяла такому горожанину перестать быть посадским человеком, то есть формально он жил в своем дворе, занимался, как раньше своими же промыслами, но больше не платил никаких податей вместе со своим городом. Представим себе, что в классе 30 учеников. Им дано задание решить 60 примеров. Но вот 10 учеников принесли справки о том, что они формально более не являются учениками данного класса и данной школы и, хотя, ходят на уроки, больше никаких заданий не выполняют. Это значит, что на треть у каждого оставшегося ученика увеличивался объем домашней работы, и это не только тяжело, но это и несправедливо.
Вот почему посадские люди требовали отменить белые места и вернуть беломесцев обратно в посад. И вот это требование горожан было удовлетворено. В Соборном уложении это было записано. И после издания Соборного уложения было проведено, так называемое, посадское строение, от слова устраивать, упорядочивать, в результате, которого беломесцы стали обратно горожанами, посадскими людьми.
Вот эта норма Соборного уложения была очень заметной вехой в истории складывания городского сословия в России, поскольку служила консолидацией посадских людей.
В чем состоит историческое значение Соборного уложения?
Соборное уложение было принято в правление Алексея Михайловича Романова – второго представителя новой династии. Новоиспеченному царю было важно найти поддержку среди феодального дворянства и утихомирить посадский и купеческий люд. Также царь хотел заручиться поддержкой Церкви, так как православие в ту пору играло огромную роль среди населения. Таким образом, Соборное уложение – это документ, который на государственном уровне подтверждал права и привилегии высших сословий. При этом многочисленное крестьянство, в связи с отменой “урочных лет”, оказалось навсегда закрепощено к земле помещика. Документ никак не отражал чаяния и права низших слоев населения. Таким образом, Соборное уложение стало юридическим оформлением феодально-крепостнических порядков в Русском государстве XVI века. Историческое значение этого акта трудно переоценить, ведь это большой прорыв в правовой культуре России. Не зря текст с переводом Соборного Уложения 1649 году считается одним из важнейших исторических памятников средневекового Российского государства.
Соборное уложение 1649 года
16 июля 1648 г. В Москве был созван Земский собор, на котором дворяне подали царю Алексею Михайловичу челобитную о составлении Уложения. Для выработки проекта Уложения была создана специальная комиссия (приказ) во главе с князем Н.И. Одоевским. Практическая работа над проектом была завершена к 1 сентября 1649 года. Слушание проходило в двух палатах: в одной были царь, Боярская дума и Освящённый собор, в другой выборные люди разных чинов, депутаты от дворян и посадских людей. Внешне оно представляло собой слиток, состоящий из 959 узких бумажных столбцов. В конце его шли подписи участников Собора (315 человек), в местах склейки столбцов стояли подписи дьяков. С этого подлинного свитка были отпечатаны 1200 экземпляров Уложения, что не обеспечило потребности в издании, поэтому в XVII – начале XVIII в. книга переписывалась вручную.
Соборное уложение – первый в отечественной истории свод законов Российского государства, принятый 29 января 1649 года на Земском соборе, проходившем в 1648-1649 годах. Сам памятник не имеет заголовка, в предисловии называется просто «Уложенье». Вполне допустимо использование в качестве определений Уложение 1649 года, Уложение царя Алексея Михайловича и других, употребляемых в исторической и юридической литературе как синонимы.
Причины составления Уложения
Созыв данного собора был вызван рядом восстаний, происходивших в русских городах. Самым сильным из них и опасным для власти было выступление в Москве в июне 1648 года. Взошедший на престол в 1645 году в 16-летнем возрасте юный царь Алексей Михайлович передал значительную часть власти и ответственности своему «дядьке»-воспитателю Б.И. Морозову. Тот не сумел наладить управление страной, которое было поражено коррупцией и произволом со стороны бояр, воевод, прочих чиновников. Со ссылкой на путешественника-иностранца XVII века А. Олеария, в исторической традиции московское восстание 1648 года нередко именуют «соляным бунтом», но это не отражает его настоящих причин, среди которых повышение цены на соль не было в числе основных. Выступившее население Москвы (посадские люди и стрельцы, холопы и дворовые) пыталось подать царю челобитную с жалобой на взятки, поборы и не правый суд со стороны лиц, находящихся у власти. Бунтовщики требовали отстранить и жестоко наказать особо ненавистных сановников из правительства, возглавляемого Морозовым. Стихийный мятеж стал облекаться в организованные формы с более четкими требованиями, когда к движению через несколько дней примкнули дворяне и другие служилые люди, собранные в столице для отправки на охрану южной границы. Они же вместе с верхушкой купечества перехватили инициативу переговоров с царем. Такое развитие событий поставило верховную власть в сложное положение. С одной стороны, служилые люди были привилегированным сословием и не были заинтересованы в продолжении бунта. С другой стороны, с их интересами и вооруженной силой нельзя было не считаться. Простое подавление выступления стало невозможным. 16 июля был созван Земский собор с участием выборных от дворян и торговых людей. Квинтэссенцией их требований стало предложение о составлении нового Уложения для приведения в порядок и совершенствования письменного законодательства.
Подготовка и принятие Уложения
Комиссию по подготовке предварительного текста Уложения возглавил ближний боярин царя и воевода князь Н.И. Одоевский (1605-1689). Есть все основания считать, что он был не номинальным главой, а реальным руководителем работы над текстом Уложения, как человек умный, твердый, авторитетный. В комиссию вошли еще два князя, боярин Ф.Ф. Волконский и окольничий С.В. Прозоровский, а также два дьяка, Г. Леонтьев и Ф.А. Грибоедов. Состав комиссии оказался весьма работоспособным и опытным, поскольку в сравнительно короткий срок (1,5 месяца) выполнил поставленную задачу. 1 сентября 1648 года, как и было намечено, Земский собор в расширенном составе делегатов возобновил работу, получив письменный проект Уложения. Работа собора велась в двух палатах. Одна включала царя, Боярскую думу и Освященный собор, то есть высших церковных иерархов. Другая называлась Ответной палатой, в ней преобладали дворяне и представители посадов. В предварительный текст вносились поправки как на заседаниях собора, так и в ходе продолжавшейся работы комиссии Одоевского над текстами коллективных челобитных, что привезли с собой на собор выборные в качестве наказов избирателей. Торопиться с решением вопросов законодательства заставляла обстановка в стране, которая оставалась тревожной и взрывоопасной. Зимой 1648-1649 года волнения в разных местах усилились. 29 января 1649 года составление и редактирование Уложения закончилось, оно было принято и подписано всеми членами собора. Эти подписи оставили 315 человек: патриарх Иосиф, 6 архиереев, 6 архимандритов и игуменов, протопоп Благовещенского собора – духовник царя, 27 членов Боярской думы (бояре, окольничие, печатник и думный дьяк), 5 дворян московских, 148 дворян городовых, 3 «гостя» – привилегированных купца, 12 выборных от московских сотен и слобод, 89 посадских людей из разных городов, 15 выборных от московских стрелецких «приказов»-полков.
Система наказаний выглядела следующим образом: смертная казнь (в 36 случаях), телесные наказания, тюремное заключение, ссылка, бесчестящие наказания, конфискация имущества, отстранение от должности, штрафы.
- Смертная казнь — повешение, отсечение головы, четвертование, сожжение (по делам религиозным и по отношению к поджигателям), а также «заливание раскалённого железа в горло» за фальшивомонетничество.
- Телесные наказания — разделялись на членовредительные (отсечение руки за кражу, клеймение, урезание ноздрей и т. д.) и болезненные (битьё кнутом или батогами).
- Тюремное заключение — сроки от трёх дней до пожизненного заключения. Тюрьмы были земляными, деревянными и каменными. Тюремные сидельцы кормились за счёт родственников или подаянием.
- Ссылка — наказание для «высокородных» лиц. Была следствием опалы.
- Бесчестящие наказания — также применялись для «высокородных» лиц: «отнятие чести», то есть лишение званий или понижение в чине. Мягким наказанием этого типа был «выговор» в присутствии людей того круга, к которым относился правонарушитель.
- Штрафы — назывались «продажа» и назначались за преступления, нарушающие имущественные отношения, а также за некоторые преступления против жизни и здоровья человека (за увечье), за «понесение бесчестья». Также применялись за «лихоимство» в качестве основного и дополнительного наказания.
- Конфискация имущества — как движимое, так и недвижимое имущество (иногда и имущество жены преступника и его взрослого сына). Применялось к государственным преступникам, к «лихоимцам», к чиновникам, злоупотреблявшим должностным положением.
- Устрашение.
- Возмездие со стороны государства.
- Изоляция преступника (в случае ссылки или тюремного заключения).
- Выделение преступника из окружающей массы людей (урезание носа, клеймение, отсечение уха и т. д.).
Следует особо отметить, что помимо общеуголовных наказаний, существующих по сей день, были и меры духовного воздействия. К примеру, мусульманин, обративший православного в ислам, подлежал смертной казни путём сожжения, неофита же следовало отправить напрямую к Патриарху, для покаяния и возвращения в лоно Православной церкви [4] . Видоизменяясь, эти нормы дошли до XIX века и сохранились в Уложении о наказаниях 1845 года.
Значение Соборного Уложения
- Соборное Уложение обобщило и подытожило основные тенденции в развитии российского права XV—XVII веков.
- Оно закрепило новые черты и институты, свойственные новой эпохе, эпохе наступающего российского абсолютизма.
- В Уложении впервые была осуществлена систематизация отечественного законодательства; была сделана попытка разграничения норм права по отраслям.
Соборное уложение стало первым печатным памятником российского права. До него публикация законов ограничивалась оглашением их на торговых площадях и в храмах, о чём обычно специально указывалось в самих документах. Появление печатного закона в значительной мере исключало возможность совершать злоупотребления воеводами и приказными чинами, ведавшими судопроизводством. Соборное Уложение не имеет прецедентов в истории российского законодательства. По объёму оно может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз.