Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к уставам НКО в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В большинстве случаев средства в рамках субсидий выделяются некоммерческим организациям в 2023 году, на конкурсной основе. Местный муниципалитет, преследующий достижение определенных социальных или общественных целей, проводит отбор НКО, которые могут лучше других организаций справиться с поставленной задачей.
Что такое конкурс субсидий НКО?
Сведения о предстоящем конкурсном отборе размещаются на официальном сайте государственного органа, с указанием:
- ссылки на нормативный акт, предполагающий выделение субсидии некоммерческой организации;
- сроков подачи заявок;
- времени и месте принятия заявлений участников;
- телефонного номера для проведения консультаций по поводу участия.
Отдельно взятой НКО разрешается подавать запрос на включение в состав отбора один раз, с правом отказа от указанного намерения не позже начала мероприятия.
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
- Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации. Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников. - Фонд.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты. - Общественная или религиозная организация. Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
- Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов. Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей. Финансирование: взносы членов объединений. - Учреждения.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции. Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Ежеквартально сдают расчёт 6-НДФЛ. Срок сдачи — до 30 числа месяца, следующего за отчётным периодом.
Ежемесячную отчётность по сотрудникам в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.
III. Возможные пути совершенствования законодательства 1. Перевод ряда организационно-правовых форм из некоммерческих организаций в коммерческие
Как отмечалось выше, одним из недостатков действующего российского законодательства является не вполне последовательное проведение в нем принципа запрета на распределение прибыли, полученной некоммерческой организацией в ходе своей деятельности, между ее участниками. Это способствует нивелированию различий между некоммерческими организациями и коммерческими, делая в известной степени условной данную классификацию.
Так, согласно п. 5 ст. 116 ГК РФ, посвященной потребительскому кооперативу, отнесенному к некоммерческим организациям, доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой потребительским кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами. Негосударственные пенсионные фонды, причисляемые Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» к некоммерческим организациям, на деле осуществляют деятельность по исключительно коммерческому использованию денежных средств граждан и распределению между ними полученных в результате доходов. Пункт 3 ст. 14 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» позволяет членам товарной биржи получать дивиденды, если это предусмотрено учредительными документами биржи.
В другом случае законодатель, хотя прямо и не предусматривая возможность распределения прибыли некоммерческой организации между ее участниками, фактически допускает такое распределение в иной форме. Так, согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» члены некоммерческого партнерства вправе, если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами, получать при выходе из некоммерческого партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членами некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами. Подобным же образом члены некоммерческого партнерства вправе получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства соответствующую часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами. Аналогичное право предоставлено п. 4 ст. 8 Федерального закона «О некоммерческих организациях» члену некоммерческого партнерства, исключенному из него по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами .
Как справедливо указывает О.В. Ивкова, «принимая во внимание то, что имущество некоммерческого партнерства нередко формируется непосредственно за счет доходов от предпринимательской деятельности, это право является исключением из общего запрета распределения прибыли между участниками (членами) некоммерческих организаций» (Ивкова О.В. Критерии разграничения юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации // Кодекс-info. 2003. N 7 — 8).
Имеется два возможных пути решения данной проблемы. Первый: установление запрета на распределение прибыли между участниками организации определенной формы, для которой такой запрет отсутствует, с сохранением ее статуса как некоммерческой. Второй: перевод такой организационно-правовой формы из разряда некоммерческих организаций в коммерческие с сохранением возможности распределения прибыли между участниками.
К примеру, казахстанский законодатель применительно к потребительским кооперативам избрал первый путь, установив в п. 4 ст. 108 Гражданского кодекса Республики Казахстан, что доходы, полученные потребительским кооперативом, не могут распределяться между его членами и направляются на уставные цели . Однако такое законодательное решение вряд ли является оправданным, поскольку противоречит природе потребительских кооперативов и целям их создания, преследуемым членами таких кооперативов.
Этот подход получил поддержку и в отечественной цивилистической доктрине (см.: Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица. Очерк истории и теории: Учебное пособие. М.: Статут, 2003. С. 238).
С другой стороны, по тем же соображениям представляется ошибочным и сам подход (которого придерживаются как российский, так и казахстанский законодатель), заключающийся в принципиальном разведении производственных и потребительских кооперативов и отнесении первых к коммерческим организациям, а вторых — к некоммерческим. В литературе гражданского права высказывается обоснованное мнение о том, что у потребительских кооперативов гораздо больше общего с кооперативами производственными, нежели с остальными видами некоммерческих организаций. Основная цель любого кооператива со времени их появления в XIX в. и до наших дней состояла и состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей их членов. Достигаться данная цель может путем осуществления предпринимательской деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Но извлечение прибыли здесь является не самоцелью, а средством достижения другой цели — удовлетворения потребностей членов кооператива . Прибыль, получаемая любым кооперативом от его деятельности, используется на развитие кооператива, вознаграждение его членов соответственно их участию в делах кооператива, жилищное и иное строительство, повышение образовательного, культурного уровня членов, их социальное обеспечение и на другие предусмотренные уставом цели. Именно поэтому предпочтительным является решение не казахстанского, а российского законодателя, допустившего распределение доходов потребительского кооператива между его членами (п. 5 ст. 116 ГК РФ).
Представляется, что предлагаемые меры по совершенствованию российского законодательства на основе вышеуказанных принципов позволят упорядочить отечественную систему некоммерческих организаций, что послужит достижению большей правовой определенности общественных отношений некоммерческой сферы в Российской Федерации. Необходимость законодательных изменений в этом отношении явно назрела . При этом, как справедливо указывают разработчики ГК РФ, «опыт последних лет убедительно показал, что совершенствование правового регулирования в этой области не может далее осуществляться просто путем принятия новых отдельных законов и внесения разрозненных поправок в уже существующие. Для того, чтобы привести законодательство о юридических лицах в стройную систему, необходимо прежде всего разработать комплексную концепцию его реформирования, основанную на тщательном анализе действующих правовых норм Гражданского кодекса и других законов. Это позволит выявить ошибочные, недостаточные и противоречивые, а также чрезмерные законоположения и в итоге подготовить согласованные предложения о внесении необходимых изменений и дополнений в ГК РФ и другие законодательные акты» . При этом главную консолидирующую и упорядочивающую роль должен сыграть именно кодифицированный гражданский закон — ГК РФ . Будут ли приняты предложения, изложенные выше , — покажет время, в любом случае главной целью настоящей статьи было возбудить интерес юридической общественности к описанным проблемам и пригласить к содержательной дискуссии, которая наверняка принесет свои плоды.
Преимущества и недостатки разных видов НКО
Каждая из ОПФ некоммерческих объединений имеет свои достоинства и отрицательные стороны. Они отражены в таблице.
Вид НКО | Плюсы | Минусы |
Потребкооператив | Распределение выручки; Стабильность торговли; Господдержка; |
Ответственность за долги; Сложный документооборот; Необходимость дополнительных вложений в случае убытков. |
НП | Сохранность прав на имущество; Нет ответственности за кредиторку; Свобода выбора организационной структуры. |
Прибыль не распределяется; Разработка документации. |
Ассоциация | Преобразование в товарищество; Безвозмездное пользование услугами участниками. |
Ответственность бывших членов по долгам сохраняется в течение 2 лет. |
Фонд | Предпринимательство; Неограниченное число учредителей; Отсутствие ответственности по долгам; Имеет собственное имущество. |
Ежегодная публичная отчетность; Возможность признания банкротом; Не преобразовываются. |
Религиозные объединения | Не имеют материальных прав | Не отвечают по долгам. |
Учреждения | Оказание услуг за плату. | Отвечает перед кредиторами; Имуществом распоряжается собственник |
Общественные организации | Не отвечают по задолженности; Допускается предпринимательство; Свобода в выборе целей, методов работы. |
Члены не претендуют на переданные активы и взносы |
Унитарные НКО, т. е. не имеющие членов, обладают преимуществом быстро решать возникающие трудности. К недостаткам относится проблема в принятии окончательных решений при большом количестве учредителей.
Во-первых, доходы, получаемые при данном типе хозяйствования, не приобретают форму прибыли и не распределяются в виде дивидендов между людьми, создающими некоммерческую организацию, работающими в ней или причастными к контролю над ней. Поэтому-то некоммерческие организации называются неприбыльными. Вместе с государственными бюджетными учреждениями они формируют неприбыльный сектор экономики, который часто рассматривается в качестве третьего сектора экономики. Хотя некоммерческие организации не являются в традиционном смысле акционерными обществами (здесь отсутствует акционерный капитал), однако существует определенный механизм контроля за их деятельностью (особенно финансовый) со стороны попечителей, вкладчиков-учредителей и налоговых служб. Контроль над деятельностью некоммерческих организаций может быть разной степени жесткости, реализуясь в большей или меньшей самостоятельности их управленческих структур.
Во-вторых, важная особенность некоммерческого типа хозяйствования состоит в ориентации на максимизацию достижения специфических целей организаций, зафиксированных в ее уставе. Целью деятельности некоммерческих организаций является удовлетворение социально-благотворительных, культурно-образовательных и иных общественно-полезных потребностей. Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные заведения, больницы, научно-исследовательские центры фундаментального профиля, симфонические оркестры, музеи, а также религиозные организации, благотворительные фонды и др. Все они, будучи субъектами рыночной экономики, заботятся о собственных доходах, но их экономические интересы подчинены стремлению как можно полнее реализовать свои конкретные миссии. Чтобы добиться этого, экономические интересы некоммерческих организаций сознательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а формирование стратегии их деятельности и общий контроль над ее осуществлением возлагаются на тех, кто не может получить персональную выгоду от максимизации прибыли, зато заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей миссии.
В-третьих, бюджет некоммерческих организаций формируется за счет:
• всего населения в виде правительственных субсидий и налоговых льгот;
• благотворительных вкладов, имущественных взносов организаций и частных лиц;
• поступлений на общественно-полезные цели, ради которых эта некоммерческая организация и создана.
В зависимости от преобладания указанных выше источников финансирования принято различать следующие типы некоммерческих организаций:
• учреждения, главным источником финансирования которых являются государственные расходы;
• некоммерческие организации, финансируемые преимущественно за счет членских взносов;
• некоммерческие организации, представляющие собой благотворительные организации и фонды, для которых основным источником поступления средств являются благотворительные вклады, пожертвования населения и организаций.
Виды и сроки регистрации НКО в Москве под ключ (актуально на 29.01.23):
Вид услуги | Срок |
---|---|
Регистрация в Минюсте общественных объединений | 30 рабочих дней |
Регистрация в Минюсте иных НКО (союзов, фондов, кооперативов, учреждений, партнерств, товариществ и пр.) | 14 рабочих дней |
Регистрация НКО в ИФНС | 2 недели |
Регистрация потребительских кооперативов и ТСН в налоговых органах | 7 рабочих дней |
Общий срок регистрации НКО в Москве под ключ | 1,5–2 месяца |
Как открыть некоммерческую организацию
Прежде чем заниматься открытием НКО, необходимо чётко определиться с целью её учреждения, со сферой деятельности. Несмотря на то, что доходов у организации не будет, необходимо зарегистрировать юридическое лицо (в какой-либо организационно-правовой форме некоммерческого предприятия) и получить свидетельство о постановке на учёт в налоговой службе. Как и коммерческие фирмы, НКО будет сдавать отчётность о своей деятельности, о количестве денежных вливаний извне и так далее.
Учитывая, что государство, несмотря на экономический кризис, занимается финансированием полезной для общества деятельности некоммерческих предприятий, имеет смысл заниматься социально значимыми вопросами, помогать населению и повышать социальный уровень развития. Порой подобная деятельность оказывается не менее оправданной, чем промышленное производство.
- Артемьева Т.В., Тульчинский Г.Л. Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. СПб: Лань. 2010. С. 288.
- О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
- О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ.
- Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ.
- Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н.
- Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
- Шекова Е.П. Оценка инвестиционных проектов некоммерческой организации // Финансовый менеджмент. 2002. N 6.