Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчёт ущерба по ОСАГО при ДТП – методика РСА в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пожалуй, основным критерием, влияющим на стоимость восстановительного ремонта, является регион проживания автовладельца. Связано это с тем, что рыночные цены в различных городах порой существенно отличаются друг от друга.
Как рассчитать размер ущерба при ДТП по РСА
После введения в работу ЕМРУ, страхователям больше не приходится переживать, что недобросовестный страховщик целенаправленно занизит стоимость. Абсолютно все оценщики, будь то работники страховой организации или сотрудники независимой экспертизы, используют в своих расчетах электронную ценовую базу автозапчастей от РСА.
Соответственно пересчитывать сумму компенсации за отделом урегулирования убытков, даже если ОСАГО не покрывает ущерб, не имеет никакого смысла. Не стоит на это зря выкидывать деньги и тратить время.
А вот на что действительно важно обратить внимание, так это на то, что в акте, описывающем повреждения машины, должны быть учтены все испорченные детали. Если что-то не будет описано, то и в расчете на страховую выплату учитываться не будет.
Следует понимать, что при проведении оценки с использованием базы РСА, эксперты в обязательном порядке учтут и износ поврежденных деталей. Данный показатель измеряется в процентах и основными факторами, влияющими на его уровень, являются срок эксплуатации автомобиля и его пробег.
Откроем вам еще несколько фактов об износе деталей, которые полезно знать каждому автовладельцу:
- Если повреждена деталь, неисправность которой препятствует использованию автомобиля, износ будет равен нулю.
- При наличии сильной коррозии на оцениваемом агрегате, его изношенность составит 100%.
- Износ шин рассчитывается следующим образом: от высоты рисунка протектора новой запчасти необходимо отнять имеющуюся высоту на поврежденном колесе. Затем разделить полученную сумму на высоту протектора новой шины за минусом самой маленькой разрешенной величины износа. Результат умножается на 100%.
Что говорят эксперты про новую методику
Как обычно, мнения разнятся. Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс считает, что внедрение новой методики поможет существенно снизить количество судебных заседаний по страховым выплатам, поскольку схема расчета будет прозрачной и понятной как для страховой компании, так и для владельца пострадавшего автомобиля.
Однако глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян высказал опасение, что средняя цена в справочнике все равно будет некорректной, поскольку на одном и том же сайте есть дорогие оригинальные запчасти и совсем дешевые реплики из Китая. Также существенно отличается стоимость запчастей в наличии и под заказ.
Пока ЦБ не дал полноценного разъяснения, как именно будет высчитываться средняя стоимость запчастей, но самым логичным было бы брать за основу цену, установленную официальным производителем.
Если страховая занижает ущерб
Оценка ущерба по ОСАГОПо ОСАГО выплаты производятся без учета транспортного налога. Количество расходов на материалы и запасные части ложится целиком на плечи СК. Если, учитывая расчет износа авто, выделяемая сумма компенсации не покрывает все ваши убытки, вы можете обратиться с жалобой к СК. Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет. При расчёте суммы страховой выплаты по полису важно также учесть стоимость планируемых ремонтных работ, издержки на услуги специалистов и цену элементов транспортного средства, подлежащих восстановлению.
Как происходит выплата с учетом износаСегодня величина компенсации составляет 475 тыс. руб. и еще дополнительные 25 тыс. руб. на погребение. Если в ДТП погибло несколько человек, то компенсация выплачивается каждой семье усопшего, который был их кормильцем. При расчете износа по ОСАГО учитываются следующие факторы. Без учёта износа выплаты по ОСАГО могут быть предоставлены страховщиком в случаях, оговорённых страховым договором, а также в ситуациях, когда степень износа является нулевой (например, если в аварию попал новый автомобиль).
Единая методика обязательна для применения экспертами страховщика при расследовании последствий ДТП. Это собрание требований к порядку проведения экспертиз и методикам расчета. Там же установлены типовые коэффициенты пробега и износа. Утвержден документ в 2014 г. Несмотря на то, что в названии методики используется заглавие одного документа, она связывает три:
- «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» N 432-П.
- «О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» N 433-П.
- Электронная база стоимости запчастей.
Всего в документе 7 глав и 10 приложений-справочников. В главах подробно изложен порядок экспертиз после ДТП, процесс установки характера дефектов, описаны алгоритмы расчетов стоимости ремонта. В справочниках изложены:
- № 1 — требования к проведению фотосъемки;
- № 2–3 — перечень типовых повреждений и рекомендации производителей по ремонту кузова (иномарки);
- № 4 — цены на запасные части по регионам. Всего определено 13 зон, в каждой из которых действуют свои цены. Например, запчасти в Санкт-Петербурге и Москве значительно дороже, чем в среднем по России;
- № 5–6 — коэффициенты износа, дополнительные сведения;
- № 7 — детали, для которых износ не предусмотрен (показатель износа — 0);
- № 8 — данные по среднегодовому пробегу машины по регионам;
- № 9 — коэффициенты эксплуатации;
- № 10 — коэффициенты механических повреждений.
Эта методика применяется только для физлиц при страховании автогражданки. Результат каждой экспертизы должен быть оформлен в виде акта.
В настоящее время методика используется для того, чтобы рассчитать ущерб после ДТП, если экспертам СК необходимо выехать на место аварии при наступлении страхового случая. Методики ЕМРУ должны использовать эксперты при проведении независимой оценки повреждения автомобиля. Лицензированные частные специалисты или государственные эксперты во время судебного разбирательства также придерживаются утвержденных правил.
Как подать заявление?
Для получения выплаты УТС по ОСАГО потребуется написать отдельное заявление – вне зависимости от наличия основного заявления, которое подаётся вместе с извещением, о страховом возмещении.
Если вы не оформили такое заявление сразу при подаче основного, то ничего страшного в этом нет. Сроки подачи заявления на УТС не ограничены законодательством 2023 года специально, и потому равны общему сроку исковой давности – 3 года с момента происшествия.
Оно пишется в свободной форме. В заявлении желательно сразу указать банковские данные, куда страховая компания должна перечислить рассчитанную сумму УТС, либо прямо выразить желание получить возмещение наличными в кассе офиса страховщика.
Обратите внимание, самостоятельно делать экспертизу для определения величины утраты товарной стоимости не нужно (если быть точнее, не обязательно). Такая обязанность есть у страховой компании. Более того, если вы подаёте заявление на УТС позднее основного заявления на возмещение по ОСАГО, у вас нет обязанности повторно ехать в офис страховщика для предоставления машины. Расчет делается на основе уже имеющихся у страховой материалов.
Расчет страховой выплаты по ОСАГО онлайн: порядок действий и список доступных калькуляторов
Выплаты по ОСАГО при ДТП: онлайн-калькулятор на сайте РСА для расчета стоимости ущерба, от чего зависит сумма компенсации и как ее вычисляют страховые компании?Как рассчитать стоимость ОСАГО самостоятельно? Подбор самой выгодной страховки:
Рассчитать стоимость Норма времени для ремонта повреждения составляет 3 часа, а для балансировки 0,1 час. При соответствии всем критериям, специалист получает лицензию на проведение экспертной оценки, и его данные вносятся в специальный список, в дальнейшем, размещаемый на сайте РСА. Из реестра можно получить сведения о Ф. И. О., статусе, контактных данных и городе, где проживает специалист.
Единая методика расчета возмещения ущерба
На сайте РСА указано, что расчет стоимости ремонта автомобиля по ОСАГО должен осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Одним из основных нормативных правовых актов в этой сфере является Положение ЦБ РФ № 432-П, устанавливающее единую Методику. Ее применение является обязательным для всех страховых компаний, экспертов и других лиц, участвующих в процедуре определения размера страхового возмещения.
Документ содержит как основные положения о самой процедуре, так и непосредственные формулы со множеством параметров.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Методики, целью проведения расчета является определение наиболее рациональной суммы, необходимой для восстановления транспортного средства до состояния, в котором оно находилось до аварии. Перечень повреждений, причиненных в результате ДТП, определяется по результатам первичного осмотра и может дополняться (изменяться) в будущем при проведении дополнительных осмотров и экспертиз.
Пунктом 3.3 Методики предусмотрено, что размер компенсации, необходимой для проведения восстановительного ремонта, определяется на дату ДТП с учетом особенностей экономических регионов.
В пункте 3.4 приведена общая формула расчета ущерба и установлено, что полученная сумма округляется до сотен рублей.
Как не дать себя обмануть
Чтобы исключить недобросовестные действия СК в отношении расчета выплаты компенсации по полису ОСАГО, следует четко знать свои права, как потерпевшего. Также можно использовать доступные для гражданина России инструменты влияния на мошенников:
- подачу заявления в письменном виде в контролирующие органы: РСА, Центральный Банк
- обращение в суд, прокуратуру
- составление заявления о мошенничестве для передачи в полицию
Существует ряд причин, которые используют страховщики, как предлог для отказа в компенсации либо в занижении страховой выплаты по своим обязательствам:
- виновник аварии не вписан в число лиц имеющих право на управление автомобилем. В этом случае, выплата производится страховщиком пострадавшему владельцу автомобиля. После этого, необходимость выплаты возмещения определяет суд
- зачинщик ДТП оказался в нетрезвом виде. В этом случае страховщик тоже не имеет право на отказ о возмещении затрат на восстановление транспортного средства, но также имеет право в судебном порядки истребовать возмещение расходов с пьяного водителя
- представитель страховой компании отказывается от ответственности из-за не соблюдения сроков подачи по уважительной причине (нахождение на лечении в больнице). В таком случае, следует обращаться с заявлением в прокуратуру или правоохранительные органы для восстановления справедливости и пресечения неправомерных действий
При попытке страховщика уменьшить размер выплаты по договору гражданской ответственности, следует самостоятельно проверить заложенную стоимость:
- проводимых работ
- заменяемых узлов, деталей
- дополнительных услуг
При несогласии с расчетом сотрудников СК, следует обратиться с письменной жалобой или досудебной претензией к руководству компании, а после этого в контролирующие органы. При возникающих сомнениях в честности выполненного осмотра экспертным отделом страховой компании, обязательно стоит привлечь независимого эксперта для установления отсутствия скрытых повреждений автомобиля. Копии результатов экспертизы следует сохранять, а один вариант предоставить страховщику для дальнейших уточнений суммы выплаты.
Составление и применение ЕМРУ привело к уменьшению составления жалоб гражданами России в отношении неправомерности, а также обманных действий со стороны работников страховой сферы. Повысился уровень доверия к системе обязательного страхования гражданской ответственности перед третьим лицом и в целом к существующей системе страхования в РФ.
Что делать в случае занижения компенсации
Причины, которые использует страховщик, как повод для снижения страховых выплат или совсем отказа от любых компенсаций:
- виновник ДТП не добавлен в список лиц, кто в праве управлять транспортным средством.
- инициатор аварии был в состоянии алкогольного опьянения. В данном случае страховая компания не может отказать в компенсации ущерба. В том числе страховщик может подать заявление в суд на страхвоателя-виновника, чтобы возместить затраты от пьяного гражданина.
- страховщик отказывается от своих обязательств из-за нарушения срока подачи заявления по уважительным причинам (например, прохождение лечения в мед учреждении). Тогда необходимо обратится в прокуратуру или полицию для восстановления своих гражданских прав.
Если вы не согласны с расчетом износа ОСАГО, то необходимо обращаться с письменной жалобой либо досудебными претензиями к руководству страховой фирмы.
Далее, если ответа не последует, надо подавать заявление в контролирующий орган. При сомнениях в компетентности осмотра экспертом-страховщиком нужно проводить независимую экспертизу для обнаружения всех повреждений транспортного средства.
Копию результата экспертизы требуется сохранить, а дубликат передать страховой компании для корректировки суммы по возмещению в дальнейшем.
Что поменялось с сентября 2021 года?
- Справочники стоимости запасных частей ранее публиковались для экономических регионов, теперь — для субъектов федерации. Тем самым повышена достоверность справочной стоимости запасных частей для большинства регионов России. Например, ранее в один экономический регион входили Вологодская область и Ненецкий автономный округ. Стоимость запасных частей с учетом расстояния от складов основных поставщиков, очевидно, отличалась для данных субъектов. В новой редакции методики этот пробел устранен и стоимость будет индивидуальна для каждого региона РФ.
- Обновление справочников будет происходить чаще — один раз в три месяца, вместо полугодия в прежней редакции. Это также улучшит достоверность применяемой стоимости запчастей с учетом инфляции.
- В стоимость восстановительного ремонта НЭ обязаны включать «мелкие детали» или расходники, которые ранее отсутствовали в методике.
- Изменен подход к определению временных нормативов по окраске кузовных элементов автомобиля. Если ранее применялась единая методика AZT (института, занимающегося разработкой технологий автомобильного ремонта, в том числе окраски), то в новой редакции НЭ при определении количества нормо-часов по окраске будет руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя поврежденного автомобиля. Так, по стандартам японских заводов, разница во времени на окраску с европейскими марками достигала 25%.
- Для владельцев подержанных автомобилей также введена серьезная новация: НЭ не может исключать из калькуляции окраску кузовных элементов, которые до ДТП имели поврежденную площадь менее 25%. Если на поврежденном в ДТП элементе были незначительные сколы, царапины и потертости, то его окраска будет включена в страховую выплату.
Как рассчитать размер повреждений?
Чтобы вычислить общую стоимость ремонта по формуле Единой методики, необходимо сложить суммы расходов на:
- Детали взамен поврежденных (с учетом износа);
- Материалы;
- Проведение ремонтных работ.
Тем не менее стоит принимать во внимание, что хотя максимальная сумма возмещений на сегодняшний день составляет 400 000 рублей, но на практике выплаты составляют гораздо меньшую сумму. Если вы попали в такую ситуацию, то предлагаем вам свою профессиональную юридическую помощь. Мы поможет вам разобраться в ситуации, отстоять свою позицию и выиграть дело.
Дата обновления: 12 апреля 2021 г.
Ведущий юрисконсульт. Окончила МГУ им. М.В.Ломоносова — бакалавриат и магистратура, по специальности юриспруденция. Регулярно повышает свою квалификацию в ведущих ВУЗах страны. 18-летний стаж в правовом поле начала в качестве работника прокуратуры. Впоследствии открыла частную практику, которую ведет на протяжении более 10-ти лет. Высочайшая правовая культура и десятки выигранных судебных споров позволяют заявлять о наивысшей юридической квалификации.
Расчет размера ущерба в денежном выражении выполняется на основе нескольких действий, которые определены сводом документов, которые были законодательно закреплены в Приказе №315 Министерства юстиции, в Приказе №714 Минздравсоцразвития и в Приказе №124 Министерства транспорта. К этим действия относится:
- Обследование транспортного средства аттестованным экспертом. Данное действие подразделяется на:
- Подготовка машины к экспертному осмотру.
Проведение первичного осмотра.
- Обследование повреждений, полученных кузовом автомобиля.
- Обследование повреждений, полученных каркасом машины.
- Предварительные технические выводы о способах восстановления транспортного средства.
- Изучение имеющейся информации о дорожно-транспортном происшествии. Данное действие предусмотрено для контроля выводов, сделанных сотрудниками ГИБДД, а также для определения настоящих причин всех полученных автомобилем повреждений. Такая работа, включает в себя:
- Анализ на основе сопоставления экспертов имеющихся фактов о ДТП.
- Компьютерное моделирование дорожной ситуации, в которой произошло ДТП.
- Анализ происшествия экспертами узкой специализации (только в случаях, когда другие анализы не смогли дать достоверного ответа).
- Определение перечня работ по восстановлению и ремонту машины. Данное заключение делается на основе 5 параметров:
- Затраты на детали автомобиля.
Затраты на расходные материалы, которые потребуются при замене деталей автомобиля.
- Затраты на работу автомобильных ремонтных мастеров.
- Степень износа заменяемых запчастей.
- Стоимость пригодных для дальнейшего использования запчастей (рассчитывается только полной гибели машины).
- Расчет рыночной цены машины до попадания в аварию. Эта оценочная работа производится для сравнения стоимости ремонта со стоимостью целой машины до аварии. Если стоимость ремонта выше, то для исключения дополнительных финансовых потерь, страховщик может признать машину непригодной для восстановления и выплатить компенсацию равную стоимости машины до ДТП за вычетом сохранившихся деталей.
Все описанные выше положения, связаны с огромным количеством технической информации. Рядовому водителю, не имеющему специализированного образования, невозможно разобраться во всех нюансах.
Цены по всем описанным выше действиям, берутся в единой базе РСА, о которой будет подробно рассказано в отдельном разделе этой статьи.
Страховые компании довольно часто и, к сожалению, успешно практикуют обман своих клиентов. Если человек не подкован и неграмотен в этом вопросе, он рискует стать жертвой и получить некачественные услуги по ремонту автомобиля. Самые распространённые лазейки страховщиков и автосервисов, позволяющие им обманывать своих клиентов:
- Контроль над соблюдением правил страхования, создание этих правил и их корректировка.
- Регулировка взаимодействия СК между собой и с потенциальными клиентами.
- Защита деятельности страховщиков и интересов страхователей.
- Может выступать в качестве независимого оценщика в сфере автострахования.
Третий существенный недостаток унифицированных данных справочника заключается в том, что они не учитывают характер повреждений. Например, если требуется замена двигателя автомобиля после аварии, сервис рассчитает стоимость двигателя, стоимость снятия и установки, но не учтет возможную деформацию металла, которая может разрушить двигатель, а это дополнительные человеко-часы.
Восстановительный ремонт по ОСАГО проводит организация, с которой у страховой компании заключен соответствующий договор.
Как правило, страховщики заключают соглашения с несколькими ремонтными организациями, и страхователь имеет возможность выбрать наиболее подходящую для себя из представленного списка.
При выборе ремонтной компании необходимо учитывать:
- расположение мастерской. Целесообразнее выбирать компании, расположенные рядом с домом или местом работы. В этой ситуации легче контролировать ход ремонта;
- репутацию организации. Ремонт лучше доверять компании, которая имеет множество благодарных клиентов и пользуется спросом среди автовладельцев. Как правило, такими компаниями являются официальные дилеры или крупные организации, работающие более 5 лет.
Доверять ремонт мелким не рекомендуется, так как в организации может отсутствовать необходимое для качественного ремонта оборудование и квалифицированные кадры.