Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформляются результаты по итогам проверки трудовой инспекции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Роструд проводит плановые и внеплановые проверки. Плановые проверки — по графику, внеплановые — по жалобе или чтобы проверить, как работодатель исправил нарушения, которые Роструд нашёл во время плановой проверки. И плановые, и внеплановые проверки могут быть документарными и выездными.
Как вы узнаете о проверке
О проведении плановой проверки инспекторы предупредят заранее не менее чем за 3 рабочих дня заказным письмом или электронным документом, подписанным электронной подписью.
Про внеплановую проверку вам могут сообщить любым способом не позднее, чем за 24 часа до начала в таких случаях:
- проверку проводят по заявлению работника;
- у вас уже прошла проверка, по результатам которой вам выдали предписание об устранении нарушений, но вы их не устранили и ГИТ назначил повторную проверку.
Нарушения при предоставлении отпусков
В силу ст. 122 ТК РФ оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. На время отпуска за сотрудником сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ст. 114 ТК РФ).
Очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
Соблюдение графика отпусков обязательно как для работодателя, так и для работника. О времени начала отпуска работник должен быть извещен под подпись не позднее чем за две недели до его начала (ст. 123 ТК РФ).
В случае если работник не полностью реализовал свое право на отпуск в течение трудовой деятельности, на основании ст. 127 ТК РФ при увольнении он имеет право на выплату ему денежной компенсации за все неиспользованные отпуска. Названная норма, рассматриваемая во взаимосвязи с иными нормами трудового законодательства, представляет собой специальную гарантию, обеспечивающую реализацию конституционного права на отдых для тех работников, которые прекращают трудовые отношения по собственному желанию или по инициативе работодателя и по различным причинам на момент увольнения своевременно не воспользовались своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск. Таким образом, право работника будет считаться нарушенным с момента отказа в выплате данной компенсации (см. апелляционные определения Московского городского суда от 08.02.2016 по делу № 33-4426/2016, Красноярского краевого суда от 06.05.2015 по делу № 33-3234/2015, А-13, Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27.07.2015 по делу № 33-2638/2015).
Штрафы по итогам проведенной проверки
Что будет, если трудовая инспекция найдет правонарушения? Сначала выдается предписание. Если работодатель не устраняет нарушения в течение положенного времени, выписывается штраф или деятельность компании временно останавливается. Кто обязан его выплачивать? Все зависит от внутренних правил компании. Это может быть ИП, директор, главный бухгалтер.
Рассмотрим перечень распространенных штрафов 2017 года:
- Нарушение ТК РФ: 1 000-5 000 рублей для ЮЛ.
- Повторное правонарушение: 50 000-100 000 для ЮЛ, 5 000-10 000 рублей для ИП.
- Допуск к работе трудящегося без санитарной книжки: 10 000-20 000 рублей.
- Отсутствие трудового договора или его неверное заполнение: 50 000-100 000 рублей для ЮЛ и 5 000-10 000 рублей для ИП.
- Повторное уклонение от оформления ТД: 30 000-40 000 рублей для ИП и 100 000-200 000 рублей для ЮЛ. Для должностных лиц это грозит закрытием компании сроком до 3 лет.
- Нарушение норм охраны труда: 2 000-5 000 рублей для ИП и 50 000-80 000 рублей для ЮЛ.
- Повторное подобное правонарушение: 30 000-40 000 рублей или закрытие до 3 лет для ИП и 100 000-200 000 рублей или закрытие на срок до 3 месяцев для ЮЛ.
Чем больше ответственности лежит на руководителе или уполномоченном лице с точки зрения закона, тем больший штраф ему предъявляется.
Плановые проверки работодателей
23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.
Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.
С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):
- 1 раз в 2 года – при высоком риске;
- 1 раз в 3 года – при значительном риске;
- 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
- 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.
Как Роструд проверяет работодателей
Роструд может прийти с плановой или внеплановой проверкой:
- в компанию;
- к индивидуальному предпринимателю;
- к обычному человеку, который нанял сиделку, кухарку, уборщицу или кого-нибудь ещё помогать по домашнему хозяйству.
Плановая проверка. Роструд делает плановые проверки по графику. Чтобы составить график, всех работодателей делят на пять категорий риска — в зависимости от опасности работы и наличия нарушений Трудового кодекса. Чем выше риск, тем чаще проходит плановая проверка.
Риск | Как часто проходит плановая проверка |
---|---|
Высокий | раз в два года |
Значительный | раз в три года |
Средний | раз в пять лет |
Умеренный | раз в шесть лет |
Низкий | не проводится |
Что делать при выездной проверке
1. Проверьте документы ревизоров. Изучите удостоверения сотрудников, приказ и запрос с перечнем документов для проверки. В приказе должно быть указано, кто проводит проверку, по каким причинам, что будут делать сотрудники Роструда. Вместе с ними могут прийти другие эксперты — проверьте их документы тоже. Сверьте фамилии и должности сотрудников Роструда из приказа с данными удостоверений.
2. Предоставьте информацию. Предоставьте инспекторам документы и покажите технику, здания, товары. Если посчитаете нужным — покажите документы, которые касаются других ведомств. Роструд не может у вас этого требовать, но вы имеете право сделать это сами.
3. Присутствуйте при проверке. Вы имеете право присутствовать при проверке, давать сотрудникам Роструда пояснения, отвечать на их вопросы и спрашивать их о том, что и как они проверяют.
4. Не мешайте проверяющим. В правилах сказано, что работодатель должен свободно пускать ревизоров на территорию, показывать транспортные средства, товары и услуги, оборудование. Если инспектор посчитает, что нужно взять образцы ваших товаров на экспертизу, не мешайте им.
5. Привлеките менеджеров. В проверке должны участвовать не только владельцы компаний и индивидуальные предприниматели, но и руководители, которые отвечают за определённые виды деятельности. Если проверяют транспортный отдел — позовите руководителя транспортного отдела, проверяют сотрудников — начальника кадрового отдела.
6. Следите за сроками. На малом предприятии инспекторы не должны находиться в общей сложности дольше 50 часов, на микропредприятии — дольше 15 часов. Проверку можно продлить, но решение об этом руководитель Роструда должен подписать за три дня до конца проверки. Получается, что решение о продлении проверки инспекторы должны написать ещё до её начала. Если проверку продляют, вам должны отдать копию такого решения.
7. Не платите за экспертизу. Если Роструд решил сделать экспертизу товаров, которые вы производите, или услуг, которые вы оказываете, не платите за это. Все экспертизы — за счёт государства.
8. Если посчитаете нужным, привлеките к проверке уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей. Вы имеете на это право.
9. Проверьте правильность составления акта. В акте должна быть информация о выявленных нарушениях или об их отсутствии. Если нарушения есть, в акте должны быть указаны статьи закона и пункты нормативных актов, которые работодатель нарушил.
Проверяющий составляет акт проверки в двух экземплярах и прилагает к нему справки, протоколы и пояснения работодателя. Акт должны подписать представитель Роструда и работодатель или его представитель. Если вы не согласны с актом или с тем, что делал при проверке инспектор, сделайте об этом запись в акте.
Если вы откажетесь подписываться, ревизор сделает об этом пометку. Проверяющий отдаёт работодателю под расписку один экземпляр акта с копиями приложений. Если работодатель откажется подписывать акт и давать расписку, Роструд отправит ему документ заказным письмом с уведомлением.
Если вы захотите, чтоб акт прислали вам в электронном виде, Роструд пришлёт документ по электронной почте с электронной подписью.
Если для акта нужны результаты экспертиз, его составляют в течение трёх дней после окончания проверки.
Если работодателя не будет на месте, инспектор составит акт о невозможности проведения проверки. В течение трёх месяцев Роструд может прийти ещё раз, не предупреждая об этом работодателя.
После проверки инспектор ставит запись в журнале по учёту проверок. Если такого журнала нет, делает об этом запись в акте.
Обжалование постановления о назначении административного наказания
Постановление оформляют на основании протокола об административном наказании.
Работодатель также вправе обжаловать постановление соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ или в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд (ст.361 ТК РФ).
Срок подачи такой жалобы составляет 10 суток дня вручения или получения копии постановления (п.1 ст.30.3 КоАП РФ). В случае пропуска срока подачи жалобы, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу по ходатайству лица, подающего жалобу.
Если постановление о назначении административного наказания обжалуется в порядке подчиненности руководителю государственной инспекции труда или в вышестоящий орган (Роструд РФ), то жалоба на постановление должна быть рассмотрена соответствующим должностным лицом в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела (п.1 ст.30.5 КоАП РФ).
Если же постановление обжалуется непосредственно в суд, то срок рассмотрения жалобы составляет 2 месяца со дня ее поступления (п.1.1 ст.30.5 КоАП РФ).
Комментарии к ст. 360 ТК РФ
1. В соответствии со ст. 356 ТК федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
С учетом положений ст. 356 ТК комментируемая статья дополнительно закрепляет, что основной формой надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда является осуществление инспекционных проверок соблюдения трудового законодательства любыми организациями, действующими на территории РФ, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателями — физическими лицами и устанавливает общие принципы и порядок инспектирования работодателей.
2. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок инспектирования работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда, помимо ТК являются Конвенция N 81 МОТ, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», КоАП.
Отдельные вопросы организации надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда регулируются нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. См., например, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, Положения о государственных инспекциях труда в субъектах РФ, утв. Приказами Роструда от 24 марта 2005 г. N 139-227.
3. Единые порядок и процедура проведения проверок должностными лицами органов государственного надзора и контроля регулируются положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Федеральный закон N 134-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ он регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на его проведение в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, его положения применяются и к отношениям, связанным с осуществлением федеральной инспекцией труда государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, поскольку указанные отношения не поименованы в перечне исключений из сферы применения данного Закона, содержащемся в его п. 3 ст. 1.
Вместе с тем следует учитывать положение п. 5 ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ, устанавливающего, что, если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора. Конвенция N 81 МОТ согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» является именно международным договором.
Как предусмотрено ст. 2 Конвенции, система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы.
Инспектор труда, снабженный документами, удостоверяющими его полномочия, имеет право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток в любую организацию, охватываемую контролем инспекции.
Если государственный инспектор труда сочтет, что уведомление работодателя о проводимой проверке позволит последнему принять меры к сокрытию сведений о нарушении трудовых прав работников и тем самым будет снижена эффективность контроля, он может не сообщать работодателю или его представителю о своем присутствии (ст. 12 названной Конвенции).
Таким образом, применительно к отношениям, связанным с осуществлением уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, следует руководствоваться как положениями Федерального закона N 134-ФЗ, так и положениями Конвенции N 81 МОТ, которые в ряде случаев отличаются от его требований.
4. В соответствии со ст. 16 Конвенции N 81 МОТ организации инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения законодательных положений. В соответствии с требованиями п. 4 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено должностными лицами государственного органа надзора и контроля (в том числе федеральной инспекции труда) не более чем 1 раз в 2 года.
Число внеплановых проверок, проводимых по информации работников или их представителей о возникновении аварийных ситуаций, изменениях или нарушениях технологических процессов, возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, максимальным пределом не ограничено.
Внеплановые (оперативные) проверки проводятся в случаях, когда предметом инспекционной проверки является контроль за исполнением обязательных требований (предписаний) об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных в результате предыдущей плановой инспекционной проверки.
Внеплановая инспекционная проверка может проводиться также:
при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан;
при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
5. Статьей 7 Федерального закона N 134-ФЗ установлен порядок проведения мероприятий по контролю, руководствуясь которым государственные инспекторы труда осуществляют конкретную проверку соблюдения законодательства о труде на основании приказа (распоряжения) руководителя соответствующей инспекции труда.
В распоряжении (приказе) указываются: 1) номер и дата; 2) наименование соответствующего органа федеральной инспекции труда; 3) фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; 4) наименование подлежащей контролю (надзору) организации; 5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; 6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; 7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении инспекционной проверки предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, работодателю (его полномочному представителю) либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением установленного образца.
Что проверяет трудовая инспекция
Проверка предполагает, что подпадает под нее любая норма трудового законодательства. У инспектора есть правомочие требовать ему предоставить такие акты:
- трудовые соглашения, личная карточка на каждого сотрудника;
- трудовые книжки, журнал учета данных актов;
- график отработанных часов, табели учета;
- больничные листы, акты, согласно которым проводились осмотры работников;
- расчетные листы;
- графики, согласно которым назначается отпуск, документация, связанная с ним;
- ведомости бухгалтерского типа, счета индивидуального значения;
- уставная документация компании;
- оформление трудовых отношений с лицами, являющимися гражданами других стран.
Кроме того, проверить требуется положение относительно начисления заработка, личные данные каждого работника. Нужно документально доказать, что все работники прочитали указанные документы. Точный перечень актов, которые должны быть проверены, зависят от того, какое основание используется для производства проверки.
Нужно понимать, как руководство организации может подготовиться к проверочным мероприятиям. Чаще всего, происходят нарушения, связанные с применением к работодателю санкций в виде штрафов. Причиной становится отсутствие необходимой документации.
В каждой компании должны быть разработаны акты локального назначения. Это касается даже самой маленькой фирмы. К примеру, это правила внутреннего трудового распорядка или положение, где прописаны личные данные каждого сотрудника.
Проверяемому лицу может быть вручен и оригинал акта, и его копия
Подпунктом 9 п. 1 ст. 21 НК РФ определено право налогоплательщика на получение копии акта налоговой проверки. Данному положению корреспондирует норма пп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ, которой установлена обязанность налогового органа направлять налогоплательщику копию акта налоговой проверки.
В свою очередь, в п. 5 ст. 100 НК РФ, в котором говорится об обязанности налоговых инспекторов вручить акт проверки в течение пяти дней с даты составления этого акта, не содержится оговорки о том, что налогоплательщику должен быть вручен именно оригинал.
ФНС со ссылкой на названный пункт в Письме от 27.08.2007 № 06-1-02/558 также пояснила, что проверяемому лицуподлежит вручению копия указанного акта.
Выводы судей обусловлены в том числе п. 14 ст. 101 НК РФ, из которого следует, что факт вручения налогоплательщику копии акта вместо оригинала сам по себе не является безусловным основанием для отмены решения по результатам проверки. В рассматриваемой ситуации права налогоплательщика не нарушены, так как он не лишен возможности представить свои возражения на акт и участвовать при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Внесение изменений в акт проверки
Внесение изменений в акт проверки должно быть согласовано с проверяемым лицом
О праве инспекторов внести изменения в акт проверки после его вручения проверяемому лицу ни в Налоговом кодексе, ни в Требованиях не сказано ни слова. В то же время справедливости ради надо признать, что и прямого запрета на подобные действия контролеров не установлено.
Кроме того, в п. 2 Требований сказано, что в акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя). При этом исправление ошибок в акте с помощью корректирующего или иного аналогичного средства не допускается.
Из сказанного следует, что налоговое законодательство не предоставляет налоговому органу право самостоятельно вносить какие‑либо изменения и дополнения в принимаемые акты налоговых проверок и решения. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС ПО от 01.11.2011 по делу № А55-3313/2011, ФАС ВСО от 31.10.2008 № А78-6071/07‑С3-8/317‑Ф02-5344/08 по делу № А78-6071/07‑С3-8/317.
Вместе с тем по смыслу п. 2 Требований изменения в акт проверки все же могут быть внесены. Речь здесь идет о так называемых технических ошибках, допущенных самими контролерами при оформлении акта. Ведь исправление подобных ошибок не связано с установлением новых обстоятельств выявленных правонарушений. Соответственно, такие действия контролеров не нарушают права налогоплательщика и не могут привести к принятию неправомерного решения по результатам проверки. Но в любом случае внесение изменений в акт налоговой проверки (в том числе в целях исправления технических ошибок) должно быть согласовано с проверяемым лицом (п. 2 Требований).
Что нового предлагают?
До конца июля 2021 года депутаты Госдумы обещают рассмотреть законопроект, который уточнит сроки проведения проверок юридических лиц, у которых имеются филиалы, представительства и обособленные структурные подразделения. Авторы инициативы предлагают дополнить ч.4 ст.13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» правилом, что общий срок плановой проверки не может превышать 60 рабочих дней в течение трех лет.
Отметим, что в законодательстве подобную норму в отношении некоторых видов государственного и муниципального контроля ввели еще в 2011 году. Но из-за расплывчатости формулировок ситуация, когда компанию с обособленными подразделениями в разных регионах проверяют несколько раз и с превышением установленного срока в 60 дней, не изменилась. Чаще всего нарушают правило Россельхознадзор, Роспотребнадзор, МЧС, иногда затягивает сроки и Роструд, выяснили в Госдуме.
Чтобы снизить административную нагрузку на организации, которые имеют филиалы в различных субъектах РФ, в законе № 294-ФЗ предлагается четко указать, какие предусмотрены сроки проверки трудовой инспекции: в новом варианте они не могут превышать 60 рабочих дней независимо от наличия обособленных подразделений. И эта норма будет распространяться на все без исключения виды муниципального и государственного планового контроля.
Виды внеплановых проверок ГИТ. Особенности документарной проверки
Трудовая инспекция может провести как документарную, так и выездную внеплановую проверку. Последняя проводится, если по одним только документам невозможно оценить соответствие деятельности предприятия закону (п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ).
Вопреки распространенному мнению выездной проверке необязательно предшествует запрос документов. Во-первых, это косвенно подтверждается формулировкой ч. 5 ст. 2 Закона 294-ФЗ. Во-вторых, так считают и суды (см., например, решение Кировского райсуда Екатеринбурга от 12.12.2012 по делу № 2-8354/28(12)). Но если у инспекторов была возможность дать оценку деятельности работодателя по документам, выездная проверка может быть признана неправомерной.
Документарный контроль проходит в следующем порядке:
- Изучаются документы работодателя, уже имеющиеся в распоряжении ГИТ (материалы предыдущих проверок, административные дела и т. д.).
- При необходимости ГИТ направляет запрос работодателю с требованием о предоставлении документов.
- Работодатель в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса инспекции обязан его исполнить.
Документы необходимо предоставлять в копиях, удостоверенных подписью ИП или руководителя организации (или представителя по доверенности). Трудовая инспекция не вправе требовать оригиналы документов или нотариальные копии.
При выявлении в представленных документах несоответствий, ошибок и противоречий работодателю будет предложено дать пояснения и представить подтверждающие их документы. Если ГИТ сочтет их недостаточными (равно как если работодатель проигнорирует предложение), проверка может трансформироваться в выездную.
Основания для проведения проверки
Трудовая инспекция проводит проверки в следующих случаях:
- при поступлении заявлений от сотрудников организации о фактах нарушения работодателем трудового законодательства;
- при наличии жалобы со стороны работника предприятия о нарушении его трудового права. К таким нарушениям, например, относятся:
- задержка выплаты или невыплата заработной платы;
- неверный расчет компенсаций при увольнении;
- невыплата пособий или оплаты за сверхурочную работу;
- отсутствие желания работодателя заключать трудовой договор;
- некорректно оформленный трудовой договор, влекущий за собой нарушение прав работника;
- несоответствие фактических условий труда формулировкам трудового договора.
- при поступлении от сотрудника предприятия просьбы о проверке соответствия его рабочего места условиям требований Охраны труда;
- по окончании срока для устранения нарушений трудового законодательства, предписанных работодателю.
Плановая проверка трудовой инспекции
Как и следует из их названия, плановые проверки представляют собой особые мероприятия трудовых инспекций, которые проводятся в соответствии с заранее утвержденным графиком. То есть для инициирования такой проверки никаких особых оснований уполномоченному лицу не потребуется.
Проведение плановых проверок является возможным в отношении абсолютно любых организаций, вне зависимости от рода их деятельности, а также иных факторов. Стандартная периодичность таких мероприятий составляет один раз в три года.
Если говорить о главных основаниях, при наличии которых плановая проверка обязательно должна быть инициирована, к таковым можно отнести следующие:
- Учреждение еще ни разу не проверялось, однако с момента его официального открытия уже прошло три года.
- Закончился трехлетний период с момента последних проверочных мероприятий в конкретной организации.
- Работодатель является бизнесменом и осуществляет свою предпринимательскую деятельность уже в течение 3 лет. Отсчет данного периода времени необходимо начинать с момента официальной постановки физического лица на учет в налоговой организации.
Необходимо помнить, что вышеуказанный перечень оснований является исчерпывающим. То есть плановая проверка не может быть инициирована уполномоченным лицом по каким-либо иным причинам.
Если же говорить об основных мероприятиях, которые входят в каждую проверку организации, их можно разделить на две главные разновидности:
- проверку различной кадровой документации внутри учреждения. Сюда можно включить самые различные материалы, имеющиеся в организации. Главное, чтобы все они имели прямое отношение к непосредственной деятельности компании;
- проверку безопасности работ, которые выполняются в организации. Сразу следует отметить, что здесь ход проверки, а также иные важные нюансы данного мероприятия напрямую будут зависеть от конкретной организации и направления ее деятельности.