Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок расследования и учета инцидентов на ОПО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В локальном Положении о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО необходимо указать, сколько членов комиссии должно участвовать в работе комиссии. Для того, чтобы провести объективное расследование произошедших инцидентов приказом руководителя эксплуатирующей организации издается приказ о создании комиссии.
Структура положения о порядке расследования причин инцидентов
Положение о техническом расследования причин аварий и инцидентов на ОПО подписывается ответственным сотрудником за осуществление производственного контроля и утверждается руководителем организации. Положение состоит из 5-и частей и приложений к нему:
- Вводная часть — содержит термины и определения, классификацию инцидентов.
- Общие положения — содержит информацию о том, кто разработал положение, для чего разработано положение;
- Порядок работы комиссии по техническому расследованию причин инцидента;
- Порядок оформления, учета и анализа материалов технического расследования причин инцидента;
- Сведения, характеризующие опасный производственный объект;
- Приложение N 1. Оперативное сообщение об аварии, случае утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (рекомендуемый образец)
- Информация об авариях на объектах магистрального трубопроводного транспорта (газопровод, нефтепровод, нефтепродуктопровод, аммиакопровод) и сетях газораспределения природного газа и сжиженных углеводородов
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
— принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
— анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
— своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте.
Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168
- Регистрация опасного производственного объекта
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
- Положение о производственном контроле (ППК)
- Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
- Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
- Отчет по производственному контролю
- Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
- Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
- Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
- Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
- Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
- Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
- Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
- Экспертиза промышленной безопасности котельной
- Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации
- Техническое диагностирование
- Техническое освидетельствование сосудов, работающих под избыточным давлением
- Техническое освидетельствование подъемных сооружений
- Обследование строительных конструкций зданий и сооружений
- Неразрушающий контроль
- Отмена экспертизы промышленной безопасности.
- Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
- Постановление Правительства от 01.10.2020 № 1580
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
- Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1437
Положение о порядке расследования причин инцидентов на ОПО.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.
Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,
- Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
- Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
- Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)
- Промышленная безопасность
- Регистрация ОПО
- Перерегистрация ОПО
- Лицензии Ростехнадзора на ОПО
- Экспертиза промышленной безопасности
- Разработка ППК
- Отчет о производственном контроле
- Разработка ПРИ
- Разработка ПМЛА, ПЛА
- Разработка ПЛАРН
- Аттестация по промышленной безопасности
- Обоснование безопасности ОПО
- Обоснование безопасности машин и оборудования
- Консервация ОПО
- Исключение ОПО
Положение о производственном контроле необходимо в следующих случаях:
- При осуществлении проверки Ростехнадзора.
- При получении разрешения на эксплуатацию технического устройства.
- При получении Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО.
- При подаче ежегодной отчетности (сведений) об организации производственного контроля в Ростехнадзор.
Образец положение об инцидентах опо 2021 г
1. Настоящие Правила устанавливают требования к организации и осуществлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (далее соответственно — эксплуатирующая организация, индивидуальный предприниматель, производственный контроль).
2. Настоящие Правила применяются при организации и осуществлении производственного контроля индивидуальными предпринимателями с учетом особенностей регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей, установленных законодательством Российской Федерации.
3. Эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), индивидуальный предприниматель на основании настоящих Правил разрабатывают положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации.
Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), индивидуальным предпринимателем.
4. Положение о производственном контроле содержит:
должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля;
права и обязанности работника или должностных лиц службы производственного контроля, ответственных за осуществление производственного контроля;
порядок планирования и проведения внутренних проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчетов об их результатах, а также порядок осуществления контроля устранения выявленных при этом нарушений требований промышленной безопасности;
порядок сбора, анализа, обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями в эксплуатирующей организации и доведения ее до работников, занятых на опасных производственных объектах;
порядок организации обеспечения промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля;
порядок проведения диагностики, испытания, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах;
порядок обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасных производственных объектах;
порядок организации расследования аварий и учета инцидентов и несчастных случаев на опасных производственных объектах;
порядок учета результатов производственного контроля при применении мер поощрения и взыскания в отношении работников;
порядок организации проведения экспертизы промышленной безопасности;
порядок подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
порядок подготовки и представления сведений об организации производственного контроля.
В случае если указанные сведения содержатся в иных локальных нормативных актах эксплуатирующей организации, в положении о производственном контроле указываются реквизиты таких документов. Сведения, содержащиеся в указанных документах, в состав положения о производственном контроле не включаются.
5. Положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению:
в соответствии с актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте;
в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;
по предписанию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации или их территориальных органов в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в положении о производственном контроле, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
в иных случаях — по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя.
6. В случае если в эксплуатирующей организации создана система управления промышленной безопасностью, производственный контроль является ее составной частью.
- Планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
- Создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы (создаются на основании Федерального закона «О гражданской обороне» и Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований утвержденного Приказом МЧС от 23.12.2005 №999) или заключать договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами/формированиями (их деятельность регламентируется Федеральным законом от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»).
- Проводить обучение работников ОПО действиям в случае аварии или инцидента.
- Иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством.
- Создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать их в рабочем состоянии.
- Страховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.
Организация, планирующая эксплуатировать опасный производственный объект должна произвести оценку готовности к эксплуатации и возможности проведения действий по локализации и ликвидации последствий аварии. Порядок проведения данной процедуры установлен Методическими указаниями по проведению анализа риска опасных производственных объектов утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 10.07.2001 №30.
Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Менеджеры компании с радостью ответят на ваши вопросы, произведут расчет стоимости услуг и подготовят индивидуальное коммерческое предложение.
— Быстрый и полный ответ на вопрос клиента
— Четкие сроки выдачи документа
— Приемлемые цены
Отправить заявку
- Сведения об организации производственного контроля
- Энергоаудит котельной
- Энергоаудит промышленных предприятий
- Переоформление лицензии Ростехнадзора
- Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО
- Система управления промышленной безопасностью
- ПРИ — Порядок учета и расследования инцидентов на ОПО
- План ликвидации аварии ОПО
- Положение о соблюдении промышленной безопасности
ОПО является объектом, поднадзорным многим государственным органам в вопросах безопасности, и должен соответствовать всем их требованиям. Одно из ключевых положений, которое является основополагающим при выяснении причин наступления ситуаций, приведших или способных привести к авариям на ОПО, разрабатывается ответственными работниками предприятия. Оно содержит положение о порядке расследования причин инцидентов и аварий, а так же образцы заполнения актов расследования, статистических форм и отчетов осамой аварии, ее последствиях и принятых мерах по улучшению создавшегося нестандартного положения и передачи зафиксированных данных Ростехнадзору.
Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168
Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.
- Реализация неукоснительных требований законодательства в области промышленной безопасности.
- Документальное закрепление требуемого регламента определения и расследования причин инцидентов на ОПО предприятия.
- Оказание содействия государственным структурам в установлении причин инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
- Выявление и исследование всех обстоятельств и факторов, послуживших причиной происхождения аварии или производственного травматизма на опасных объектах предприятия.
- Определение размеров причиненного ущерба и установление перечня должностных лиц предприятия, виновных в случившемся инциденте.
- Детализированный учет и фиксация всех аварийных (нештатных) ситуаций, произошедших на ОПО.
- Составление плана мероприятий, направленных на заблаговременное упреждение аналогичных аварий и инцидентов.
- Основные положения.
- Перечень применяемых нормативных законодательных актов.
- Используемые термины, понятия и определения.
- Общие сведения:
- информация о должностном лице предприятия, разработавшем Положение;
- определение целей и задач порядок расследования инцидентов.
- Перечень потенциально вероятных инцидентов на опасных объектах предприятия:
- Изложение наиболее вероятных сценариев аварийных (нештатных) ситуаций и случаев производственного травматизма для каждого ОПО предприятия.
- Информационные данные, характеризующие технические (производственные, технологические) особенности опасных объектов.
- Регламент проведения процедуры установления причин аварий, их анализа и учета:
- Задачи технического исследования.
- Принципы оперативного информирования о случившемся инциденте.
- Условия формирования комиссии для выяснения причин произошедшего инцидента (аварии, несчастного случая).
- Критерии оценки корректности и объективности результатов работы комиссии.
- Правила оформления и регистрации результатов установления и рассмотрения причин аварий и инцидентов:
- Перечень сведений, подлежащих обязательному рассмотрению комиссией по техническому расследованию.
- Фиксация результатов работы комиссии.
- Порядок исследования и регистрации аварий и инцидентов на предприятии.
- Приложения:
- Приложение № 1 — установленный режим оперативного извещения об аварии (инциденте) на опасных производственных объектах.
- Приложение № 2 — способы оперативного информирования о случаях повреждения здоровья работников опасных производственных объектах, подлежащих расследованию и учету (групповые, тяжелые, смертельные), возникших вследствие аварии на ОПО.
- Приложение № 3 — заключительный акт технического установления и исследования причин аварии, произошедшего на предприятии.
- Журнал регистрации аварийных ситуаций (инцидентов), возникших на опасных объектах предприятия.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.
Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО
- Протокол места происшествия;
- Эскиз места происшествия;
- Письменную запись показаний очевидцев
Кроме того, комиссия по расследованию для ознакомления требует предъявить:
- Разрешительные документы и медицинские справки на допуск сотрудников на работу на данном объекте;
- Если речь идет о взрывоопасном предприятии, дополнительно предоставляются книги учета расхода опасных материалов на предприятии.
В результате проведения расследования разрабатывается план необходимых действий по устранению последствий и безопасной эксплуатации объекта, а также вносятся рекомендации о наказании виновных сотрудников.
- Антитеррористический паспорт
- Аттестация сварщиков НАКС
- Годовая отчетность в Ростехнадзор
- Декларация промышленной безопасности
- Лицензия на право эксплуатации опасных производственных объектов
- Особенности лицензирования различных ОПО
- Паспорт безопасности для опасных производственных объектов
- План ликвидации аварий
- План ликвидации аварийных ситуаций
- План мероприятий по локализации и ликвидации аварий
- Положение о порядке расследования причин инцидентов на ОПО
- Положение о порядке расследования причин инцидентов ПРИ
- Порядок оформления ОПО
- Разработка положения о производственном контроле на ОПО
- Положение о производственном контроле по промышленной безопасности
- Регистрация опасного производственного объекта
- Сведения об организации производственного контроля
- Этапы регистрации опасного производственного объекта
- Экспертиза проектной документации
- Ежегодный отчет по ОПО в Ростехнадзор
- Ежегодный отчет в Ростехнадзор
- Положение о порядке расследования причин инцидентов
- Положение по ОПО
- План ликвидации аварий (ПЛА)
- Положение о системе управления промышленной безопасностью (СУПБ)
- Сведения об организации производственного контроля на ОПО
- Разработка системы управления промышленной безопасности на ОПО
- Контроль системы вентиляции производственных помещений
- План мероприятий по ликвидации аварий на ОПО
- План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (ПМЛЛА)
- Отчет в Ростехнадзор за 2021 год
Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,
- Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
- Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
- Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)
Выявленные аналогичные повторные нарушения интерпретируются как грубые и предполагают наложение штрафов повышенных размеров, а именно:
- На работников предприятия, курирующих вопросы обеспечения промбезопасности — от 40000 до 50000 рублей (или освобождение от занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет);
- На организации — от 500000 до 1000000 рублей (либо запрет на осуществление деятельности сроком до 3 месяцев).
Ростехнадзор разъясняет: Представление в Ростехнадзор ежеквартального отчета о проишествиях, а также информации об инцидентах, авариях
В соответствии с п. 5 в) Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 846 от 28.10.2009 г., расследованию с оформлением соответствующего акта подлежат аварии, в результате которых произошло отключение объекта электросетевого хозяйства оперативным персоналом вследствие недопустимых отклонений технологических параметров.
При этом отсутствует разъяснения о том, что является недопустимым отклонением технологических параметров.
Указанное обстоятельство не позволяет однозначно определить относится ли тот или иной дефект оборудования к недопустимым отклонениям технологических параметров.
Кроме того, в большинстве случаев указанные отклонения не сопровождаются ограничением электроснабжения потребителей и устраняются в текущем порядке (работы по неплановым и неотложным заявкам).
Прошу разъяснить, что в данном случае является недопустимым отклонением технологических параметров.
Ответ: Недопустимым отклонением технологических параметров объекта электрохозяйства является выход указанных параметров за рамки, определённые проектными решениями, эксплуатационными нормативно-техническими документами и соответствующими инструкциями заводов-изготовителей оборудования объекта электроэнергетики или энергопринимающей установки.
Вопрос от 17.05.2018:
Выявление трещины при плановом осмотре ПС, являющейся мерой профилактического действия, направленной на выявление и предупреждение разрушений ПС не является инцидентом.
Вопрос:
Ответ от 19.10.2017: Специалистами Правового управления Ростехнадзора подготовлен ответ на данное обращение.
В соответствии с пунктом 35 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомном надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480 (далее — Порядок) [»], отчет о происшедших инцидентах, в котором указываются количество и характер инцидентов, а также анализ причин их возникновения и информация о принятых мерах по устранению причин возникновения инцидентов, передается в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, не реже одного раза в квартал.
Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в свою очередь, в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов.
Из вышесказанного следует, что организация, эксплуатирующая ОПО, обязана подавать в Ростехнадзор (его территориальные органы) заявленную выше информацию согласно пункту 35 Порядка [»] в установленные сроки, в том числе, в случае отсутствия инцидентов на ОПО за отчетный период.
Ответ от 02.2019: В соответствии с абзацем 2 пункта 35 Порядка не реже одного раза в квартал в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в которой указывается:количество инцидентов;характер инцидентов;анализ причин возникновения инцидентов;принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов. Следовательно, информация об отсутствии инцидентов в территориальные органы Ростехнадзора не направляется.
Вопрос от 20.03.2016:
Ответ: Управление обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев в рамках компетенции Ваше обращение о представлении информации об инцидентах, произошедших на опасном производственном объекте (далее — ОПО), сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Правилами [»] предусмотрено представление информации в Ростехнадзор (его территориальные органы) о произошедших авариях и инцидентах в рамках сведений об организации производственного контроля ежегодно до 1 апреля.
Порядком [»] предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей ОПО, на котором произошла авария, инцидент, передавать оперативное сообщение по рекомендуемому образцу согласно приложению № 1 к указанному Порядку [»] в течение 24 часов с момента возникновения аварии, инцидента, а также необходимость ежеквартального направления информации о происшедших инцидентах в территориальный орган Ростехнадзора, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый ОПО (не реже раза в квартал).
Вместе с тем понятие «оперативное сообщение», а также рекомендуемый образец, приведенный в Порядке [»], не содержит упоминаний об инциденте.
Указанные противоречия могут быть устранены в рамках выполнения Плана нормотворческой деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Положение о расследовании причин аварий и инцидентов на ОПО
- Основные положения.
- Перечень применяемых нормативных законодательных актов.
- Используемые термины, понятия и определения.
- Общие сведения:
- информация о должностном лице предприятия, разработавшем Положение;
- определение целей и задач порядок расследования инцидентов.
- Перечень потенциально вероятных инцидентов на опасных объектах предприятия:
- Изложение наиболее вероятных сценариев аварийных (нештатных) ситуаций и случаев производственного травматизма для каждого ОПО предприятия.
- Информационные данные, характеризующие технические (производственные, технологические) особенности опасных объектов.
- Регламент проведения процедуры установления причин аварий, их анализа и учета:
- Задачи технического исследования.
- Принципы оперативного информирования о случившемся инциденте.
- Условия формирования комиссии для выяснения причин произошедшего инцидента (аварии, несчастного случая).
- Критерии оценки корректности и объективности результатов работы комиссии.
- Правила оформления и регистрации результатов установления и рассмотрения причин аварий и инцидентов:
- Перечень сведений, подлежащих обязательному рассмотрению комиссией по техническому расследованию.
- Фиксация результатов работы комиссии.
- Порядок исследования и регистрации аварий и инцидентов на предприятии.
- Приложения:
- Приложение № 1 — установленный режим оперативного извещения об аварии (инциденте) на опасных производственных объектах.
- Приложение № 2 — способы оперативного информирования о случаях повреждения здоровья работников опасных производственных объектах, подлежащих расследованию и учету (групповые, тяжелые, смертельные), возникших вследствие аварии на ОПО.
- Приложение № 3 — заключительный акт технического установления и исследования причин аварии, произошедшего на предприятии.
- Журнал регистрации аварийных ситуаций (инцидентов), возникших на опасных объектах предприятия.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.
Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,
- Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
- Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
- Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)
Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168
7. Техническое расследование причин аварии на опасном производственном объекте, аварии гидротехнического сооружения (далее — аварии) направлено на установление обстоятельств и причин аварии, размера причиненного вреда окружающей среде и имуществу физических и юридических лиц, лиц, виновных в произошедшей аварии, а также на разработку мер по устранению последствий аварий и профилактических мероприятий по их предупреждению.
22. Перечень материалов технического расследования причин аварии определяется председателем комиссии по техническому расследованию в зависимости от характера и обстоятельств аварии.
23. Материалы технического расследования включают в себя:
1) правовой акт о назначении комиссии по техническому расследованию;
2) акт технического расследования причин аварии;
3) протокол осмотра места аварии с графическими, фото- и видеоматериалами;
4) письменное решение председателя комиссии о назначении экспертных групп (при наличии) и другие решения председателя комиссии, связанные с обстоятельствами расследования причин аварии;
5) заключения экспертов (экспертных групп) об обстоятельствах и причинах аварии;
6) докладные записки участвовавших аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований (при наличии) о ходе ликвидации последствий аварии;
7) протоколы опроса очевидцев и объяснения лиц, причастных к аварии, а также должностных лиц организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, гидротехническое сооружение, на которых возложена обязанность по осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (безопасности гидротехнических сооружений);
8) копии протоколов об аттестации специалистов, участвующих в организации и осуществлении производственного контроля, а также работников, участвующих в производственных процессах на опасном производственном объекте, и заверенные выписки из журналов инструктажей по охране труда;
9) расчет вреда (экономического ущерба и вреда окружающей среде) от аварии, подписанный руководителем и главным бухгалтером организации, на объекте которой произошла авария, а также справки о размере причиненного вреда и оценке экономического ущерба и вреда окружающей среде от аварии;
26. Территориальный орган Ростехнадзора не позднее 3 рабочих дней со дня окончания расследования направляет в центральный аппарат Ростехнадзора по электронной почте акт технического расследования причин аварии.
Территориальный орган Ростехнадзора в двухнедельный срок направляет в электронном виде материалы технического расследования в центральный аппарат Ростехнадзора.
27. Материалы технического расследования и предлагаемые меры по предупреждению аварий до направления в центральный аппарат Ростехнадзора рассматриваются в территориальном органе Ростехнадзора, проводившем расследование.
По результатам рассмотрения материалов технического расследования в территориальном органе Ростехнадзора могут быть приняты следующие решения:
1) о согласовании выводов комиссии по техническому расследованию;
2) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;
3) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;
4) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию.
Решение территориального органа Ростехнадзора по рассмотрению результатов технического расследования причин аварий прилагается к материалам технического расследования.
28. По результатам рассмотрения материалов проведенного технического расследования в центральном аппарате Ростехнадзора могут быть приняты следующие решения:
1) о мотивированном несогласии с выводами комиссии по техническому расследованию с предложением об их пересмотре;
2) о проведении дополнительного расследования тем же составом комиссии по техническому расследованию;
3) о проведении повторного расследования другим составом комиссии по техническому расследованию.
По результатам рассмотрения материалов технического расследования причин аварии, произошедшей при эксплуатации котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, а также подъемных сооружений, подлежащих регистрации (учету) в соответствующих территориальных органах Ростехнадзора, но не зарегистрированных (неучтенных) в них, центральный аппарат может принять решение о снятии такой аварии с учета территориальным органом Ростехнадзора.
- Положение о производственном контроле
- Положение о расследовании причин инцидентов на ОПО
- Отчет в Ростехнадзор по производственному контролю
- План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО
- Разработка пакета документов промбезопасность
- Восстановление дубликата паспорта на подъемное сооружение
- Аудит промышленной безопасности
- Постановка на учет в Ростехнадзоре подъемного сооружения
- Постановка лифтов на учет в реестре технических устройств
- Постановка на учет в Ростехнадзоре оборудования, работающего под давлением
- Регистрация ОПО в Ростехнадзоре
- Регистрация в Ростехнадзоре газовых котельных и сетей газопотребления
- Разрешение на допуск в эксплуатацию ТЭУ
- Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию сетей газопотребления
- Внесение изменений в реестр ОПО
- Исключение из реестра ОПО
- Паспорт безопасности опасного объекта
- Технический паспорт взрывобезопасности
- План ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН)
- Паспорт антитеррористической защищенности
Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.
- Реализация неукоснительных требований законодательства в области промышленной безопасности.
- Документальное закрепление требуемого регламента определения и расследования причин инцидентов на ОПО предприятия.
- Оказание содействия государственным структурам в установлении причин инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
- Выявление и исследование всех обстоятельств и факторов, послуживших причиной происхождения аварии или производственного травматизма на опасных объектах предприятия.
- Определение размеров причиненного ущерба и установление перечня должностных лиц предприятия, виновных в случившемся инциденте.
- Детализированный учет и фиксация всех аварийных (нештатных) ситуаций, произошедших на ОПО.
- Составление плана мероприятий, направленных на заблаговременное упреждение аналогичных аварий и инцидентов.
Действующая законодательная нормативная база в области промышленной безопасности обязывает все предприятия, эксплуатирующие ОПО, иметь разработанное Положение о порядке расследования причин инцидентов, не устанавливая определенных условий и требований к его разработчикам. Следовательно, любое предприятие при возникновении трудностей в процессе разработки порядок расследования инцидентов вправе обратиться за помощью в данном вопросе к специализированной компании.
Также, привлечение специализированной организации, профессионально занимающейся разработкой документации по промышленной безопасности, актуально в целях экономии времени. После составления ПРИ необходимо в обязательном порядке согласовать с органами Ростехнадзора (РТН). Данная процедура длится в течение 30 рабочих дней, и в случае обнаружения сотрудниками РТН каких-либо недоработок предприятие получает отказ в согласовании предоставленного Положения. Подобных нежелательных потерь временных ресурсов предприятия можно избежать, обратившись за помощью к профессионалам.
Перед тем, как направить на согласование порядок расследования инцидентов, его следует подписать должностным лицом, ответственным за реализацию производственного контроля и утвердить директором предприятия.
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,
- Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
- Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
- Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)
– документ регламентирующий порядок выяснении причин инцидентов, а так же ведения статистики о произошедших инцидентах и принятых мерах для устранения причин.
Разработка документа: 5 рабочих дней
3.1. Материалы расследования должны включать:
- Акт технического расследования инцидента по форме (Приложение 1), к которому прилагаются:
- Протокол осмотра места инцидента с необходимыми графическими фото-видеоматериалами;
- Протокол опроса и объяснения лиц, причастных к инциденту, а также должностных лиц, ответственных за соблюдение требований промышленной безопасности;
- Справки об обучении и проведении инструктажа по технике безопасности и проверке знаний производственного персонала;
- Справки о размере причиненного вреда;
- Другие материалы, характеризующие инцидент.
3.2.По результатам расследования инцидента Генеральный директор издает Приказ, предусматривающий осуществление соответствующих мер по устранению причин и последствий инцидента и обеспечению безаварийной и стабильной эксплуатации производства, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения правил безопасности.
4.1.Учет инцидентов на опасном производственном объекте ведет руководитель, эксплуатирующий опасный производственный объект, или ответственное лицо, назначенное приказом Генерального директора, в специальном журнале, где регистрируется дата и место инцидента, его характеристика и причины, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей природной среде), меры по устранению причин инцидента и отметка об их выполнении (Приложение 2)
4.2.Основной перечень возможных инцидентов для типичного производства приведен в Приложении 3.
4.3. Главный инженер, ответственный за осуществление производственного контроля, организует:
проведение анализа причин инцидентов с привлечением специалистов и сообщает в территориальный орган Ростехнадзора информацию:
- о количестве инцидентов;
- причины их возникновения;
- принятые меры по их устранению.
4.4.Сообщения об инцидентах составляют по форме (Приложение 4).
В случае если на Вашем производственном объекте происходит инцидент, то не реже одного раза в квартал в территориальный орган Ростехнадзора, на территории которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о происшедших инцидентах, в котором указывается:
- количество инцидентов;
- характер инцидентов;
- анализ причин возникновения инцидентов;
- принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов.
Танюшка Ермилова ,очень бы хотелось узнать у Вашего инспектора, а что, существуют в природе требования к разработке «Положения о проведении технического расследования причин инцидентов на ОПО? . И какой интересно пункт «установленных требований» нарушен? Очень голословно и неграмотно. Особенно п.1 : . «на которых могут произойти инцидент.
»
Положение о расследовании причин инцидентов на ОПО Положение разрабатывается в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 №480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору».
ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ НА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ Скачать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госгортехнадзора РФ от 08-06-99 40 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ. Актуально в 2021 году
- Образец договора дарения
- Федеральное законодательство
- Налоговый учет
- Бухгалтерский учет
- Производственный календарь 2021
- Рубрикатор
- Кадровое делопроизводство
- Региональное законодательство
- Сервисы
- Юридический словарь
- Cоглашение о разделе имущества супругов
- План счетов
- Курсы, ставки, индекс
- Формы документов
- Правила бух.
Обязанность по формированию рассматриваемого документа возлагается на предприятия, осуществляющие эксплуатацию объектов, использующие:
- химически опасные, токсичные и воспламеняющиеся вещества;
- оборудование, работающее под избыточным давлением;
- стационарные грузоподъемные механизмы;
- ведущие работы с расплавами черных и цветных металлов;
- проводящие горные работы;
- хранящие или перерабатывающие растительное сырье, способное образовывать взрывоопасные пылевоздушные смеси.
Перечень критериев для отнесения предприятий к опасным и их классификация приведены в Законе №116-ФЗ. При этом стоит учесть, что на необходимость составления не влияет класс опасности, присвоенный опасному объекту.
Разработку можно поручить штатным сотрудникам. Например, это может быть, как специалист, ответственный за промбезопасность, так и работники технического отдела предприятия. Зачастую им не приходится сталкиваться с выполнением данного вида работ в своей повседневной деятельности, что может спровоцировать возникновение недочетов при формировании документа, а также вызвать значительные временные затраты, результатом которых будет нерабочий документ.
Поэтому чаще всего для формирования документации предприятия прибегают к услугам специализированных коммерческих компаний. Во-первых, их специалисты имеют актуальные знания о законодательных требованиях. Во-вторых, такие компании могут разработать полный комплект необходимых внутренних документов, в том числе и по промышленной безопасности. Данный вид услуг предоставляется на платной основе посредством заключения договора.
Постановление Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168
- Отмена экспертизы промышленной безопасности.
- Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 N 420 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»
- Постановление Правительства от 01.10.2020 № 1580
- Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477 О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности
- Постановление Правительства от 15.09.2020 № 1437
3. Порядок определяет процедуру проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах, эксплуатируемых организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности на территории Российской Федерации, в том числе процедуру оформления, регистрации, учета и анализа материалов проведенного технического расследования.
4. Порядок устанавливает обязательные требования для работников организаций, связанных в силу своих функциональных или должностных обязанностей с необходимостью установления обстоятельств и причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на происшедших поднадзорных Службе объектах и включаемых в состав назначаемых комиссий по техническому расследованию либо привлекаемых к участию в проведении технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах.
5. По каждому факту возникновения аварии, инцидента и случаю утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на поднадзорных Службе объектах осуществляется техническое расследование их причин.
См.также Приказ Ростехнадзора от 14.11.2016 №471 «Об утверждении формы акта о причинах и об обстоятельствах аварии на опасном объекте и формы извещения об аварии на опасном объекте».
Положение о порядке расследования инцидентов является обязательным документом для всех предприятий, использующих в своей производственной деятельности опасные объекты, вне зависимости от установленного класса опасности для применяемых опасных производственных объектах.
- Реализация неукоснительных требований законодательства в области промышленной безопасности.
- Документальное закрепление требуемого регламента определения и расследования причин инцидентов на ОПО предприятия.
- Оказание содействия государственным структурам в установлении причин инцидентов на эксплуатируемых опасных производственных объектах.
- Выявление и исследование всех обстоятельств и факторов, послуживших причиной происхождения аварии или производственного травматизма на опасных объектах предприятия.
- Определение размеров причиненного ущерба и установление перечня должностных лиц предприятия, виновных в случившемся инциденте.
- Детализированный учет и фиксация всех аварийных (нештатных) ситуаций, произошедших на ОПО.
- Составление плана мероприятий, направленных на заблаговременное упреждение аналогичных аварий и инцидентов.
- Основные положения.
- Перечень применяемых нормативных законодательных актов.
- Используемые термины, понятия и определения.
- Общие сведения:
- информация о должностном лице предприятия, разработавшем Положение;
- определение целей и задач порядок расследования инцидентов.
- Перечень потенциально вероятных инцидентов на опасных объектах предприятия:
- Изложение наиболее вероятных сценариев аварийных (нештатных) ситуаций и случаев производственного травматизма для каждого ОПО предприятия.
- Информационные данные, характеризующие технические (производственные, технологические) особенности опасных объектов.
- Регламент проведения процедуры установления причин аварий, их анализа и учета:
- Задачи технического исследования.
- Принципы оперативного информирования о случившемся инциденте.
- Условия формирования комиссии для выяснения причин произошедшего инцидента (аварии, несчастного случая).
- Критерии оценки корректности и объективности результатов работы комиссии.
- Правила оформления и регистрации результатов установления и рассмотрения причин аварий и инцидентов:
- Перечень сведений, подлежащих обязательному рассмотрению комиссией по техническому расследованию.
- Фиксация результатов работы комиссии.
- Порядок исследования и регистрации аварий и инцидентов на предприятии.
- Приложения:
- Приложение № 1 — установленный режим оперативного извещения об аварии (инциденте) на опасных производственных объектах.
- Приложение № 2 — способы оперативного информирования о случаях повреждения здоровья работников опасных производственных объектах, подлежащих расследованию и учету (групповые, тяжелые, смертельные), возникших вследствие аварии на ОПО.
- Приложение № 3 — заключительный акт технического установления и исследования причин аварии, произошедшего на предприятии.
- Журнал регистрации аварийных ситуаций (инцидентов), возникших на опасных объектах предприятия.
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
Организации, применяемые в работе опасные объекты, не имеющие составленного и утвержденного ПРИ, могут понести финансовые издержки в виде административных штрафов в соответствии со статьей 9.1 КоАП РФ. В частности,
- Граждане — от 2000 до 3000 рублей.
- Должностные лица организации — от 20000 до 30000 рублей (либо лишение права занимать данную должность сроком от 6 до 12 месяцев).
- Юридические лица — от 200000 до 300000 рублей (либо запрет на осуществление производственной деятельности продолжительностью 90 дней)
Давайте разберемся, чем отличается инцидент от аварии. В статье 1 Закона Российской Федерации от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» указаны основные различия между аварией и инцидентом.
Инцидент – отказ или повреждение технических устройств на опасном производственном объекте (далее – ОПО), а также отклонение от установленного режима технологического процесса. При этом инцидент не является аварией, но систематическое нарушение порядка его расследования, несоблюдение технологии могут привести к аварии.
Авария – разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на ОПО, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. Инцидентом является повреждение технического устройства, но не сооружений. Если повреждены сооружения на ОПО, это уже будет аварией.
Технические устройства – это различное оборудование, системы машин или оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации на ОПО.
Таким образом, технические устройства лишь входят в состав сооружения на ОПО, при этом, не являясь сооружением в целом. К сооружениям относят, например, трубопровод, а вот трубопроводную арматуру – к техническим устройствам в составе этого сооружения. Поэтому если повреждение арматуры не является разрушением и будет устранено на отдельном участке, это не приведет к разрушению магистрального трубопровода. Если же одно из звеньев трубопровода не починить вовремя, неминуемо разрушение технического устройства, а это уже авария.
Надлежащее, объективное и беспристрастное расследование каждого инцидента – важная часть безопасности ОПО. В разделе V порядка, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503 разъясняется, как проводить техническое расследование инцидентов, учитывать инциденты и анализировать полученные данные.
В пункте 29 этого документа указано, что эксплуатирующая организация должна самостоятельно разработать локальный нормативный акт – Положение о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО, утвердить его у своего руководителя. В положении нужно подробно указать, с какой периодичностью комиссия по расследованию обстоятельств инцидента создается: на год, или каждый раз после инцидента. Также нужно конкретно указать, кто будет входить в комиссию по расследованию, при каких условиях время расследования может быть продлено.
В локальном Положении о порядке расследования и учета инцидентов на ОПО необходимо указать, сколько членов комиссии должно участвовать в работе комиссии. Для того, чтобы провести объективное расследование произошедших инцидентов приказом руководителя эксплуатирующей организации издается приказ о создании комиссии.
Напоминаем, что комиссия должна состоять не менее чем из трех участников. Нельзя, чтоб число участников было четным. В этом случае нарушаются принципы коллегиальности большинства. В комиссию по расследованию нельзя назначать руководителя подразделения, в котором произошли инциденты. Это может отразиться на объективности результатов, негативно повлияет на ход расследования и грозит конфликтом интересов.
Обратите внимание! В оперативном сообщении об инциденте один экземпляр направляют в профсоюз. Поэтому целесообразно включить в состав комиссии председателя первичной профсоюзной организации.
По итогам расследования комиссия должна составить акт. Акт о расследовании инцидентов на ОПО — это внутренний распорядительный акт комиссии. В этом документе указывают, при каких обстоятельствах произошел инцидент, что послужило предпосылками для случившегося, какой был нанесен вред, сколько часов или дней не работали технические устройства и по чьей вине.
На этом этапе комиссия устанавливает не только причины инцидента, но и виновных лиц, анализирует, что нужно сделать для того, чтобы предотвратить повторение инцидентов. Акт является основанием для привлечения виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Главное — это разработка плана мероприятий по устранению причин инцидентов для того, чтобы случившееся не произошло вновь. Форма акта должна быть приведена как приложение к вашему локальному нормативному акту — Положению о расследовании инцидентов.
Каждый инцидент нужно зарегистрировать в специальном журнале. В положении о расследовании инцидентов необходимо указать, что журнал должен содержать защиту от подлога и утери данных. Для этого нужно его зарегистрировать в делопроизводстве, прошить, пронумеровать все листы, скрепить печатью. Все записи в журнале ведутся в строгом хронологическом порядке.
Журнал учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах
№ п.п. | Дата инцидента, время в часах, минутах (московское) | Место инцидента | Характеристики и причины возникновения | Продолжительность простоя, в часах |
Экономический ущерб, в том числе окружающей среде, в тыс. руб. |
Мероприятия по устранению причин инцидента | Отметка об исполнении |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
– документ регламентирующий порядок выяснении причин инцидентов, а так же ведения статистики о произошедших инцидентах и принятых мерах для устранения причин.
Положение о порядке расследования инцидентов на ОПО
Наши специалисты помогут Вам решить все вопросы
Силами наших специалистов может быть разработано Положение о порядке технического расследования инцидентов, данное Положение разрабатывается в обязательном порядке на предприятии, которое эксплуатирует опасные производственные объекты, вне зависимости от класса их опасности. В соответствии с существующими положениями, ПТР необходимо согласовывать в органах Ростехнадзора.
Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, должна:
1. участвовать в расследовании причины возникновения аварии на ОПО, а также принять меры по ликвидации выявленных причин и проводить мероприятия в целях профилактики их возникновения в дальнейшем;
2. информировать в соответствии с установленным порядком федеральные органы исполнительной власти по обеспечению промышленной безопасности, а также его территориальные представительства, органы местного самоуправления, население о возникшей аварии.
3. Разрабатывать и согласовывать с территориальным подразделением Ростехнадзора положение о порядке проведения технического расследования причин и инцидентов произошедших на опасных производственных объектах.
Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО (ПРИ)
Предприятиям, эксплуатирующим ОПО, в процессе производственной деятельности которых имелись случаи возникновения аварий, необходимо с периодичностью не реже 1 раза в 3 месяца предоставлять в органы РТН следующие информационные сведения:
- Число произошедших аварий (инцидентов).
- Специфика произошедших аварий.
- Выявленные факторы, ставшие причиной аварии (инцидента).
- Проведенные мероприятия, направленные на искоренение факторов, спровоцировавших аварию.
О необходимости составления указанного документа сообщается в ст. 9 ФЗ-116. Закон обязывает предприятия с действующими ОПО выполнять следующее:
- выявлять, всесторонне анализировать и оперативно устранять факторы, которые привели к аварии;
- сводить к минимуму риск возникновения инцидентов, предпринимая профилактические меры;
- без промедления информировать органы власти о случившемся на производственном объекте.
Для предприятий, игнорирующих требование о разработке документа по расследованию причин аварий, предусмотрена ответственность.
Это крупные финансовые издержки, которые еще больше увеличиваются при повторных нарушениях (к примеру, для юридических лиц изначально назначается штраф до 300 тыс. рублей).
Наказание также может заключаться в отстранении от должности конкретного лица или приостановлении деятельности ОПО на определенный срок.
В каждом случае положение, касающееся возникновения нештатных ситуаций, имеет свои нюансы. Оно разрабатывается согласно установленной форме с учетом специфики производственного объекта. В документе присутствуют разделы:
- Основные положения. Здесь перечисляются сопутствующие нормативные акты, объясняется значение терминов. Дается информация о лице, ответственном за составление документа, обозначаются цели исследования инцидентов.
- Перечень опасных ситуаций, с которыми существует риск столкнуться. Предположения строятся на основе информации об особенностях производственного объекта. Излагаются вероятные сценарии неблагополучного развития событий. Просчитываются последствия теоретически возможных аварий.
- Регламент мероприятий по выявлению причин произошедшего. Описываются условия создания соответствующей комиссии. Устанавливается последовательность проведения расследования. Целью процедуры является не только выяснение причин, но и нахождение виновных ответственных лиц, а также определение размеров нанесенного ущерба. Называются критерии, позволяющие оценить корректность и объективность полученных результатов.
- Требования по оформлению выводов и заключений по окончанию проделанной работы.
- Порядок регистрации несчастных случаев и аварий, происходящих на предприятии.
- Приложения. В них содержится информация о режиме аварийного оповещения, называются способы информирования о травмах персонала и прочее.
- Журнал регистрации инцидентов и чрезвычайных ситуаций. Этот раздел ПТР необходим для ведения статистики событий на производстве.
Законодательная база в сфере промышленной безопасности содержит требование о том, чтобы в каждом случае эксплуатации ОПО было составлено положение о порядке расследования причин инцидентов и аварий. Однако отсутствуют условия относительно разработчиков такого документа. При любых затруднениях предприятие вправе прибегнуть к услугам специалистов в этом вопросе.
Основные моменты, касающиеся процедуры разработки ПТР, содержатся в Приказе №480, выпущенном контролирующим органом в лице Ростехнадзора. Важным нюансом выступает необходимость наличия Положения для каждого субъекта Российской Федерации, если ОПО, эксплуатируемые организацией расположены в разных регионах страны.
Правила внутреннего распорядка эксплуатирующей организации должны предусматривать подписание разработанного ПТР сотрудником, чьи должностные обязанности включают ведение производственного контроля на предприятии. Естественно, утверждает Положение непосредственно руководитель компании, занимающейся эксплуатацией ОПО.