Понятие и цели уголовного наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие и цели уголовного наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Система карательных мер в уголовном праве – это закреплённый законодательно закрытый список типов уголовно-правого принуждения, сформированный в определённом порядке. В этом списке типы санкций расположены от самого лёгкого и до самого тяжкого по возрастанию тяжести меры пресечения.
Эта система используется судом с целью осуществления продуктивного воздействия на подсудимого. Учитывая опыт и судебные прецеденты, председательствующий назначает тот тип принуждения, который закреплён в списке допустимых санкций. Назначить кару выше той, что указана за конкретное преступление, суд не вправе, несмотря на то что ему государство делегировало свои полномочия в отправлении правосудия.

Понятие системы уголовного наказаний

Законодатель соорудил систему так, чтобы соблюсти принципы:

  • равенства всех граждан перед законом;
  • справедливости;
  • законности;
  • вины;
  • гуманизма.

Отличие наказания от иных мер государственного принуждения

Уголовное наказание устанавливается в соответствии с уголовным законом. Единственный источник – действующий Уголовный кодекс (ч. 1 ст. 1 Уголовного кодекса).

Административная ответственность устанавливается как законами (прежде всего, Кодексом об административных правонарушениях), так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

Дисциплинарная ответственность – законодательством о труде (в частности, Трудовым кодексом), различными законами, подзаконными актами, устанавливающими категорий рабочих и служащих. Материальная ответственность устанавливается законодательством о труде, Гражданским кодексом и в некоторых случаях нормами административного права.

Общественное воздействие (принуждение) устанавливается в соответствии с общественными ценностями, обычаями, традициями. Иными словами – в соответствии с общепринятыми в данном обществе нормами права и морали (причем, ощутимый приоритет отдается, как ни странно, именно последним).

Нелишне также отметить и то, что в подобных случаях, немаловажное значение имеет структура отдельно взятого общества – его численный состав, демографические характеристики, национальная принадлежность.

Ведь, зачастую, от этих признаков и зависят вышеупомянутые коллективные ценности, обычаи и традиции, которые складывались в этом обществе на протяжении многих веков и которые порой выглядят в глазах другого общества непонятными, грубыми, нецивилизованными и, как следствие, совершенно ненужными.

Общественная ответственность за нарушение таких традиций налагается непосредственно от имени общества, а уголовное наказание осуществляется от имени государства.

Административные взыскания налагаются широким кругом уполномоченных на то органов и должностных лиц: исполнительной власти (налоговыми органами, таможенными органами, органами экспортного контроля, органами морского и железнодорожного транспорта, органами государственной жилищной инспекции и т.д.

), местного самоуправления (комиссиями по делам несовершеннолетних), а также судами. Данные положения закреплены в разделе 3 Кодекса об административных правонарушениях, который так и называется «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях».

  • Дисциплинарные взыскания налагаются органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции.
  • Меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а в отдельных случаях – в административном порядке.
  • Меры общественного воздействия (принуждения) устанавливаются со стороны общества или отдельных его групп.
  • Уголовное наказание назначается только судом.

Основанием для назначения административной ответственности является административное правонарушение («Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности…» – ст. 1.7. Кодекса об административных правонарушениях); для дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального ущерба или гражданско-правовой деликт.

Основой для назначения уголовного наказания является «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» (ст. 8 Уголовного кодекса) или, проще говоря, совершение преступления – «общественно опасного деяния, запрещенного настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса).

Субъектами административной ответственности являются физические лица (в том числе и должностные лица – это прямо указано в ст. 2.4. Кодекса об административных правонарушениях), юридические лица (ст. 2.10. КоАП), военнослужащие (ст. 2.5. Кодекса об административных правонарушениях), а также иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – ст. 2.6. КоАП.

Вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным, так как предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п., но и меры не определены в законодательстве; общественное воздействие может быть обращено как на физических, так и на юридических лиц.

Субъектами уголовного права могут быть только физические лица.

Только уголовное наказание влечёт за собой судимость. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производства по делам об административных правонарушениях.

Меры дисциплинарной ответственности – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства. Дела о материальной ответственности решаются, как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Меры общественного воздействия (принуждения) не регулируются законодательством. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

В целом можно сделать вывод, что уголовное наказание обладает рядом черт, отличающих его от других мер государственно-правового и общественного воздействия (принуждения), и свести эти черты к следующему:

  • 1) осуждение лица, виновного в совершении преступного деяния, от имени государства;
  • 2) наибольшая острота репрессии (в отличие от административных или гражданско-правовых видов принуждения);
  • 3) применение наказания только к лицам, виновным в совершении преступления;
  • 4) возможность применения уголовного наказания только по приговору суда;
  • 5) судимость – последствие, присущее лишь уголовному наказанию[1].

Система наказаний в УК РФ

Статья 44 УК РФ содержит исчерпывающий перечень видов наказаний, построенный по определенной системе и по определенным принципам. Включенные в этот перечень виды наказаний располагаются от менее тяжкого к наиболее тяжкому. В таком же порядке наказания располагаются и в санкциях статей Особенной части УК РФ. Это обязывает суд начинать рассмотрение вопроса о мере наказания осужденному с самой мягкой. Данный принцип соответствует общим началам назначения наказания, содержащимся в ст. 60 УК РФ, согласно которому наиболее строгий вид наказания назначается исключительно в тех случаях, когда менее строгий вид наказания не может обеспечить достижение целей наказания, и тем самым ориентирует суды при выборе вида и размера наказания, предусмотренного за соответствующее преступление.

При назначении наказания по конкретному уголовному делу суд не может руководствоваться ст. 44 УК РФ непосредственно, а обязан выбрать наказание только из числа тех, которые названы в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой подсудимый признан виновным.

Статья 44 УК РФ содержит так называемую полную систему наказаний. В отношении несовершеннолетних применяется усеченная система наказаний, предусмотренная в ст. 88 УК РФ.

Смертная казнь, являющаяся исключительной мерой наказания, в настоящее время не применяется.

Определение и признаки наказания. Отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения

Уголовное наказание как самостоятельный институт впервые появился с разделением общества на классы, с образованием государства и права, с возникновением понятия преступления. В доклассовом обществе отдельные его члены совершали действия, противоречащие сложившимся нормам поведения, обычаям. Однако эти действия не являлись преступлениями, равно как и меры, которые они влекли за собой, не являлись наказанием. Характеристика определенных действий как преступных связана с правовой оценкой этих действий и применением за их совершение мер государственного принуждения. При этом понятие преступления и наказания, а также установление различных видов наказаний за совершение преступлений определяются конкретными историческими условиями, в которых развивается общество и государство.

Первым отечественным законодательным источником, в котором впервые упоминается термин «наказание», является Соборное Уложение 1649 г. Так, в частности, в главе XXII этого нормативного акта указывалось, «за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание». До этого, например, в Псковской Судной грамоте, в Судебниках 1497 и 1550 гг. законодатель использовал термин «казнити».

Однако определение наказания в отечественном законодательстве впервые было дано только в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. В соответствии со ст. 7 Руководящих начал, «наказание – это те меры принудительного воздействия, посредством которых власть обеспечивает данный порядок общественных отношений от нарушителей (преступников)». В дальнейшем, вплоть до принятия УК РФ 1996 г., определений наказания ни в одном отечественном источнике уголовного права законодатель не давал.

Так как в теории уголовного права учеными предлагались различные трактовки уголовного наказания, закрепление законодателем определения уголовного наказания в ч. 1 ст. 43 УК РФ имеет большое теоретическое значение. Законодательное определение позволяет также установить отличие уголовного наказания от иных мер государственного принуждения. Важным является такое определение и в практике работы следственных и судебных органов.

В соответствии с ч. 1 ст. 43 УК РФ, «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав этого лица». Из данного определения можно выделить следующие признаки уголовного наказания:

1. Уголовное наказание – это мера государственного принуждения.

Применение наказания носит принудительный характер, обеспечивается силой государственной власти. Принудительный характер наказания означает, что оно назначается и исполняется вопреки воле осужденного лица. В случаях уклонения от назначенного судом наказания лицо может быть подвергнуто другим, более суровым мерам уголовно-правового воздействия.

2. Уголовное наказание применяется от имени государства и только по приговору суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, только суд осуществляет правосудие в Российской Федерации. Это означает, что никакие иные государственные органы не имеют права реализовывать функцию судебной власти, в частности рассматривать и разрешать уголовные дела, назначать уголовное наказание.

Обвинительный приговор выносится от имени государства и является единственным правовым актом, в котором может быть назначено уголовное наказание за совершенное преступление.

3. Уголовное наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления.

Назначение наказания невозможно без вины. Если суд не установит вину конкретного лица в совершении преступления, то такое лицо не может быть подвергнуто уголовному наказанию. Уголовное наказание за невиновное причинение вреда не допускается.

4. Уголовное наказание заключается в лишении или ограничении прав или свобод лица, совершившего преступление.

Наказание может причинить моральные страдания, лишение свободы, ущемление имущественных прав и т.д.

При таком виде наказания, как лишение свободы, осужденный ограничивается в целом ряде личных прав, и, прежде всего, он лишается свободы, разрываются социальные связи. При применении штрафа осужденный лишается материальных благ, при лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью ограничивается в трудовых правах и т.д. При этом тяжесть назначенного наказания всегда зависит от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного и других обстоятельств.

Читайте также:  Документы для оформления полиса ОСАГО в 2023 году

5. Уголовное наказание носит личный характер.

Уголовному наказанию по российскому уголовному законодательству не подлежат юридические лица. Оно возможно только в отношении индивидов – физических лиц.

6. Уголовное наказание влечет особое правовое последствие – судимость.

Этот признак наказания не назван законодателем в ч. 1 ст. 43 УК РФ, однако он является характерным и отличительным свойством только уголовного наказания.

Рассмотренные признаки уголовного наказания позволяют отличить его от иных мер государственного принуждения.

Так, уголовное наказание имеет общие признаки с принудительным исполнением решения по гражданским делам, так как и то и другое выносятся судом от имени государства и осуществляются в принудительном порядке. Однако взыскание по гражданскому делу суд выносит не в связи с совершением преступления, а по поводу споров имущественного или личного неимущественного характер. Кроме того, такое взыскание не всегда носит личный характер (так как оно возможно и в отношении юридических лиц) и не влечет судимости.

Уголовное наказание отличается и от такой меры государственного принуждения, как административное наказание. Некоторые из административных наказаний весьма схожи с уголовными наказаниями (арест, исправительные работы, штраф). Но административные наказания возможны не за совершение преступлений, а за совершение административных правонарушений, они выносятся не от имени государства, а от имени государственных органов или должностных лиц, не всегда носят личный характер, не влекут судимости.

Уголовное наказание отличается и от мер дисциплинарного взыскания, которые налагаются в порядке служебного подчинения за нарушения обязанностей по службе. В отличие от уголовного наказания, дисциплинарное взыскание налагается не от имени государства, а от имени должностного лица или организации за совершение дисциплинарного проступка, не влечет судимости.

Уголовное наказание следует отличать и от таких мер государственного принуждения, как принудительные меры медицинского характера и принудительные меры воспитательного воздействия.

Принудительные меры медицинского характера могут быть назначены не приговором, а определением суда за совершение преступления, и только трём категориям лиц, указанных в ст. 97 УК РФ. Цели применения принудительных мер медицинского характера указаны в ст. 98 УК РФ: это излечение лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых преступлений. Такие меры не влекут судимости.

Принудительные меры воспитательного воздействия применяются в соответствии с определением суда к несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет за совершение преступлений небольшой или средней тяжести (ст. 90-91 УК РФ). От уголовного наказания они отличаются по целям применения и по видам. В отличие от уголовного наказания, они не влекут судимости.

Необходимо отметить, что следует различать такие понятия, как «уголовное наказание» и «уголовная ответственность». Уголовное наказание представляет собой реализацию уголовной ответственности по обвинительному приговору суда. Наказание является важнейшим этапом уголовной ответственности. С момента совершения преступления лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности, но необязательно этому лицу может быть назначено наказание: в случаях и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, к нему могут быть применены принудительные меры медицинского характера или принудительные меры воспитательного воздействия, это лицо может быть освобождено от уголовной ответственности.

Законодатель также разграничивает эти понятия. Так, например, глава 11 УК РФ посвящена освобождению от уголовной ответственности, а глава 12 УК РФ – освобождению от уголовного наказания.

Понятие и признаки уголовного наказания

Уголовный кодекс даёт чёткое определение наказания – это тип воздействия государством, который устанавливается председательствующим после вынесения приговора. Данная мера вменяется гражданину, совершившему общественно опасное действие или бездействие и приговорённого судом к санкциям, которые представляют собой ущемление конституционных прав человека. Говоря иначе, это ответственность перед государством и социумом за совершенное деяние в виде ущемления конституционных прав граждан.

Подлежит наложению мер только тот, чья вина полностью доказана. Строгость взыскания определяет суд, издавая по окончании заседания документ, содержащий номер и название статьи или статей УК, по которым подсудимый признан виновным, а также меры пресечения. Только председательствующий вправе вынести вердикт и назначить взыскание.

Уголовному наказанию присущи индивидуальные признаки, отличающие его от других мер понуждения:

  1. Присущ личностный критерий. Подвергается методам государственного понуждения только тот гражданин, который совершил преступление. Организация не привлекается как подсудимый в судебном процессе и наказания она не понесёт.
  2. Выражается во временном или постоянном ограничении свободы и других конституционных прав человека.
  3. Влечёт юридические последствия – факт судимости в биографии. Несмотря на то что по истечении времени, соответствующего каждому типу взыскания, судимость считается погашенной, в биографии она остаётся и не убирается.
  4. Устанавливается только судом после признания вины.
  5. Выдвигается государством в лице органов судебной власти.
  6. Вид репрессалии со стороны государства.
  7. За совершённое деяние назначается только та мера пресечения, которая установлена УК, назначить меру пресечения свыше той, что указано в УК не вправе ни один председательствующий.
  8. Вменяется только тому, кто судом признан виновным.

Согласно этим признакам, наказание – карательный элемент от лица государства, направленный на конкретную личность.

У этого воздействия на нарушителя выделяют обязательные признаки, к которым относятся:

  1. Это особый тип государственного принуждения, убеждающий граждан не нарушать законодательство, а если нарушили, то отвечать по строгости закона. Другие виды принуждения со стороны государства заменяют взыскания.
  2. Если законодатель не упоминает об определённых способах и видах воздействия, значит, они не применяются. Вменяется только то, что прописано в УК.
  3. Отправлять правосудие от лица государства и наказывать за противоправные деяния правомочны судебные органы. У муниципалитетов, городских округов и администраций городов таких полномочий нет.
  4. Объект наказания – это личность в её смыслах, так этот тип принуждения касается психической, социальной и биологической составляющих личности.
  5. Причиной применения взыскания служит противоправное действие или бездействие, несущее в себе угрозу конкретному человеку, группе лиц или стране в целом.

Эти обязательные признаки более детально характеризуют взыскание. Это строгая мера государственного воздействия на жителей с целью предотвращения совершения запрещённых законом деяний.

Законодательно закреплены специальные признаки взыскания, относящиеся только к нему:

  • это высшая мера ответственности, самая распространённая среди других её видов. Статистика судов по уголовным делам показывает, что 85% обвиняемых караются согласно УК РФ;
  • подсудимый не получает взыскание, которое не указано в Уголовном законе. Вменяется карательное мероприятие, соответствующее деянию;
  • УК предусматривает само карательное мероприятие и его типы. Выйти за пределы вменяемой статьи разрешается только тогда, когда это допускается УК РФ.

Эти признаки присущи только уголовному взысканию. У других типов государственной репрессалии они отсутствуют.

Нужно разделять уголовное наказание и ответственность. Разница выражается в том, что ответственность присутствует и наступает всегда.То есть, за каждое своё действие гражданин ответственен перед законом, государством и социумом. Наказание наступает в случае, если вина лица, осуждённого за нарушающие права других граждан действия, полностью доказана. Это следствие наступления ответственности. В законодательстве эти два понятия чётко разграничены.

Отличие уголовного наказания от других мер государственного принуждения

Цель восстановления социальной справедливости заключается в том, чтобы оградить государство, общество и каждую личность в отдельности, от произвола преступности. Наказание виновного должно свидетельствовать о торжестве справедливости и законности в обществе; сама деятельность правоохранительных органов ориентирована, прежде всего, на восстановление справедливости, нарушенной в результате противоправного деяния, носящего общественно-опасный характер.

— Исправление осужденного. Эта цель предполагает, что назначенное наказание должно способствовать удержанию лица от совершения новых преступлений, его превращению в законопослушного гражданина. Речь не идет о том, чтобы превратить преступника в высоконравственную личность. Цель исправления состоит в том, чтобы в процессе претерпевания ограничений и лишений, связанных с наказанием, преступник переоценил свое прошлое поведение и пришел к выводу о том, что несовершение в дальнейшем преступлений будет для него гораздо полезней и выгодней, чем продолжение преступной деятельности.

В УК 1960 года была сформулирована еще одна цель уголовного наказания — цель перевоспитания осужденного в духе честного отношения к труду, точного исполнения законов, уважения к правилам общества. В поддержку этого положения Н.С. Ной писал: «Исправление и перевоспитание как главная цель наказания может считаться достигнутой лишь в том случае, если достигнуто моральное исправление человека, совершившего преступление, т.е. если новое преступление он не совершает не из-за страха перед законом, а потому, что это противоречило бы его новым взглядам и убеждениям». Вероятно, Н.С. Ной слишком много возлагает на наказание, навряд ли в ходе отбывания наказания преступник превратится в высокоразвитую личность. Вообще считается, что та атмосфера, которая царит, в исправительных учреждениях (по крайней мере в нашей стране на данном этапе) не может способствовать перевоспитанию человека. Вообще сложно говорить о перевоспитании взрослых людей со сложившимися взглядами и понятиями. Ведь даже подростки не всегда поддаются перевоспитанию. Поэтому неудивительно, что новый УК отказался от такой цели.

Закрепленная же в УК цель исправления осужденного предполагает превращение преступника в законопослушного человека. Речь, конечно не идет, что в ходе отбывания наказания он превратиться в высоконравственную личность. Реальная задача, которую можно решить в ходе исправления, — убедить и заставить осужденного хотя бы под страхом наказания не нарушать уголовный закон, т.е. не совершать в будущем новых преступлений. Цель исправления осуждённого заключается в том, чтобы лицо, в отношении которого применяется наказание, стало добропорядочным членом общества, уважающим его законы.

— Предупреждение совершения новых преступлений. УК не подразделяет цель предупреждения новых преступлений на цели специального и общего предупреждения. Но в теории уголовного права это деление существует.

Отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения.

Понятие и признаки уголовного наказания.

Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица (ч. 1 ст. 43 УК РФ).

Наказание – логическое следствие нарушения гражданином уголовно-правового запрета, порождающего конфликтное отношение и необходимость его разрешения обществом, государством.

Основными признаками наказания являются:

1. Это мера государственного принуждения, т.е. наказание является правовым последствием совершения преступления.

2. Применяется к лицу, признанным виновным в совершении преступления, т.е. за действия (бездействия) которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления.

3. Наказание носит личный характер и всегда направлено против совершителя преступления и ни в при каких обстоятельствах не может быть переложена на других лиц.

4. Наказание назначается по приговору суда и от имени государства.

5. Наказание влечет за собой особое правовое последствие — судимость, которая может быть погашена или снята в соответствии со ст. 86 УК РФ.

Читайте также:  Курение на работе: Перекур или Штраф?

6. Наказание связано с лишением и ограничением прав и свобод лица, признанного виновным, лишает его определенных благ и причиняет ему моральные страдания.

7. Эти признаки отличают уголовное наказание от других мер государственного принуждения (административных, дисциплинарных и т.д.).

В части 2 ст. 43 УК РФ названы три цели наказания: восстановление социальной справедливости; исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.

Отличие уголовного наказания от других видов государственного принуждения.

1. По источнику права (принадлежности санкции к отрасли права). Это формальный критерий отграничения.

Наказание как мера государственного принуждения устанавливается уголовным законом, в России — УК РФ. Например, при назначении мер административной ответственности источниками права будут законы (федеральные конституционные и федеральные), в которых содержатся административно-правовые нормы; в том числе соответствующие кодексы (КоАП, Таможенный Кодекс и др.); постановления Федерального Собрания, содержащие административно-правовые нормы; нормативные акты Президента, Правительства, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (например, инструкции и положения Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусматривающие дисциплинарную ответственность для подчинённых сотрудников).

2. По основаниям ответственности. Это формально-материальный критерий отграничения.

Уголовные наказания назначаются за совершение деяния, содержащего состав преступления. Другие меры государственного принуждения назначаются за совершение деяний, содержащих составы соответственно административного, дисциплинарного, гражданско-правового правонарушения.

Меры административной ответственности применяются за совершение административных проступков. Административные проступки — это правонарушения, посягающие, главным образом, на порядок государственного управления (нарушение правил уличного движения, противопожарной безопасности, санитарных правил и др).

Меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания) применяются к лицам, совершившим дисциплинарный проступок т.е. противоправное нарушение трудовой, служебной или учебной дисциплины.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушения гражданского законодательства, состоящие в неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых обязательств, в причинении тем или иным субъектом того или иного имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.д.

3. По процессуальной форме.

Наказание выносится только по приговору суда. Никакой другой орган не имеет право налагать уголовные наказания. В то время как проступки имеют другие процессуальные формы: решение суда, постановления государственных органов, приказы и распоряжения должностных лиц.

Уголовная ответственность и наказание

Введение

Одной из важных задач нашего государства является искоренение преступности и все причины ее порождающие, решение этой задачи осуществляется совместными усилиями всех государственных органов, общественных организаций и всех слоев общественности. Отсюда многообразие форм и методов, используемых в борьбе с преступностью. Все эти меры опираются на Конституцию и Уголовное законодательство РФ.

Цель данного исследования — анализ соотношения наказания и уголовной ответственности.

Актуальность работы заключается в том, что в современной уголовно-правовой науке одна из главных проблем — это ошибочное отождествление разных институтов: уголовная ответственность и уголовное наказание. Конечно, об их полном отличии говорить нельзя, но роль, которую играет каждая из указанных категорий, требует их дифференциации.

Разграничение уголовной ответственности и наказания прослеживается в уголовном кодексе, но законодатель не раскрывает определения уголовной ответственности, ее сути и целей. Однако данный термин используется в различных нормах как общей так и особенной части уголовного закона. Уже в ст. 1 УК РФ говорится о том, что «новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Кодекс». Ст. 8 УК РФ говорит об основаниях уголовной ответственности. Ст. 19 УК – об общих условиях уголовной ответственности. Так же термин используется и в других нормах УК РФ (ст. ст. 22, 23, 34, 75 и т.д.). Пробел в законодательстве восполняет доктрина. Под уголовной ответственностью принято понимать как обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть меры государственного принуждения1. Либо – реальное применение уголовно-правовой нормы, выраженной в отрицательной оценке специальным органом государства – судом – поведения лица, совершившего общественно опасное деяние, и в применении к нему мер государственного принуждения2. В отличии от уголовной ответственности определение уголовного наказания в действующем УК РФ есть. В ст. 43 сказано: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица». А в ч.3 данной статьи указывается сущность рассматриваемого института: «Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». Из всего этого можно сказать, что законодатель определяет наказание, его цели, сущность, но игнорирует понятие уголовной ответственности. В связи с этим можно поддержать мнение ученых (например, А. В. Кладкова3), которые критикуют отсутствие в Кодексе понятия уголовной ответственности и предлагают ввести его. Это положительно отразится на теории и практике уголовного прав, т.к. отсутствие данного определения затрудняет разграничение институтов уголовной ответственности и наказания

Выделим следующие задачи проводимого исследования:

1. Дать характеристику уголовной ответственности ее видам и основаниям.

2. Раскрыть сущность и основные цели наказания.

Уголовное наказание. Уголовная ответственность.

Понятие уголовного наказания предусмотрено в ст.43 УК. Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая обвинительным приговором суда лицу, виновному в совершении преступления.

Признаки уголовного наказания:

1. Наказание – это мера государственного принуждения. Потому что наказание назначается и исполняется государством, а именно полномочными на то органами, и назначение и исполнение обеспечивается принудительной силой государства и не зависит от желания виновного. Термин «мера» используется потому, что пределы принуждения определены законом и, следовательно, оно не может быть безграничным;

2. Назначить уголовное наказание может только суд (в отличие, например, от административного наказания);

3. Уголовное наказание может быть предусмотрено только обвинительным приговором суда. В оправдательных приговорах нет уголовного наказания;

4. Уголовное наказание назначается за совершение преступления, а не в связи с совершением. Этим самым уголовное наказание отличается от принудительных мер медицинского характера, которые применяются в связи с совершением преступления;

5. Уголовное наказание всегда содержит карательный элемент, хотя не исчерпывается им. Сегодня сложилось 2 представления, что такое карательный элемент:

а). Разработана профессором Ременсоном А. Л. (основатель томской школы уголовно-исполнительного права). Он понимал кару, как объективную категорию (в объективном смысле) – объективная способность наказания причинять осужденному морально-нравственные страдания. В каждое уголовное наказание заложен элемент, который включает в себя морально-нравственные страдания;

б). Субъективное понимание кары. Появилось в 90-х годах. В каждом конкретном случае надо устанавливать является ли это ограничение карательным или нет. Эта позиция ничего позитивного с точки зрения построения системы наказания не дает. Сторонник этого подхода профессор Дуюнов.

6. Уголовное наказание влечет судимость. Судимость – правовое состояние человека, которому было назначено уголовное наказание.

Соотношение уголовного наказания с уголовной ответственностью и с мерами уголовно-правового характера.

Понятие наказания. Отличие наказания от иных мер воздействия.

Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений (ст. 43 ч. 2).

Восстановление социальной справедливости. С обще-социальных и философско-правовых позиций восстановление социальной справедливости применением наказания подразумевает ее обеспечение одновременно на нескольких уровнях:

  1. Уровень требования к справедливости наказания, предъявляемый к обществам с позиций господствующих в нем представлений о должном поведении и ожидаемых мерах, указывающих на адекватный ответ на отклоняющееся поведение. Население оценивает справедливость наказания, главным образом с позиции его общей соразмерности, общественной опасности содеянного, а также способности условного обеспечения возмещения причиненного вреда. Назначение наказания, отвечающего ожиданиям общественности, способствует повышению авторитета государства и воспитывает у людей уважение к закону.
  2. Уровень требований к наказанию со стороны государства, который находит отражение в санкциях, предусмотренных уголовным законом за конкретные преступления. Справедливой может быть признана такая санкция, которая не только соответствует тяжести описанного в законе преступного деяния, но и согласуется также с санкциями, предусмотренными за совершение других преступлений, тем самым суду предоставляются разумные возможности по индивидуализации наказания.
  3. Уровень требований к наказанию, подлежащего к учету со стороны суда. Оно должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного (ч. 1 ст. 6 УК РФ, ч. 1 и 3 ст. 60).
  4. Уровень учета интересов потерпевшего. В соответствии со ст. 52 Конституции, ст. 2 УК РФ, уголовный закон должен обеспечивать права и свободы человека и гражданина. Соответственно, наказание должно тем или иным образом удовлетворять мнение потерпевшего о содеянном. (Наказание не возмещает никакого материального ущерба).
  5. Уровень учета законных интересов осужденного. Он имеет право на справедливое наказание, а суд обязан назначить ему наказание соразмерное содеянному и личности виновного.

Исправление осужденного. Уголовный кодекс не содержит понятия исправления, оно содержится в уголовно-исполнительном кодексе. Исправление – это формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, нормам, правилам, традициям человеческого общежития, к труду и стимулированию право-послушного поведения. Исправление может оцениваться на 2х уровнях:

  1. основной (внешний) – законопослушное поведение осужденного, независимо от его воззрений и взглядов;
  2. внутренний – положительное изменение мировоззрения осужденного.

Предупреждение совершения новых преступлений. Имеет 2 аспекта:

  1. Частное предупреждение (специальная, частная превенция). Принудительно-воспитательное воздействие наказания на самого осужденного с целью исключить совершение им новых преступлений. Средства такого предупреждения:
    1. устрашение;
    2. поставление осужденного в условия на период отбывания наказания, которые либо исключают, либо существенно затрудняют совершение преступления;
    3. изменение сознания осужденного путем его общего, политического, правового и т.д. воспитания с целью приспособить к социальной жизни и сделать безопасным для общества.
  2. Общее предупреждение (общая превенция).

Чтобы детальнее разбираться в понятии наказания и его юридической природе, необходимо разграничивать уголовное воздействие и другие способы государственного воздействия. Несмотря на то, что цели у них схожи, различия существенные.

Отличается санкция от других методов государственного принуждения по следующим характеристикам:

  1. Правовой источник. Уголовное принуждение описывается только Уголовным законом. Ни один другой закон не прописывает формы и применение карательных мероприятий к гражданину, которого председательствующий признал виновным.
  2. Уголовное взыскание нацелено только на лицо, совершившее преступление. Государственное принуждение применяется к лицу, совершившему правонарушение. Эти два, на первый взгляд похожих понятия, совершенно различны по своей правовой природе.
  3. Назначается председательствующим, в отличие от других видов принуждения. Другие виды репрессалий назначаются органами муниципалитетов или уполномоченными на то лицами государственных органов.
  4. Отличия по типу и размеру ограничения. Кара в представлении уголовного права являет собой серьёзные ограничения прав и свобод для гражданина, совершившего преступление. Иные репрессалии отличаются не столь значимыми запрещениями и лишениями.
  5. Правовое последствие в виде судимости. Административное или гражданское правонарушение таких последствий не несёт.

Указанные характеристики дают понимание, что взыскание – это не предупредительная мера, а серьёзные последствия совершения преступления. Избежать этих последствий после вынесения обвинительного приговора судом невозможно.

Существуют меры воздействия общества, которые применяются от лица организации. От иных мер они отличаются юридической природой и их применение не делегировано государством. В настоящем законодательстве общественные методы не рассматриваются как вид взыскания для лиц, виновных в противоправных деяниях.

Нельзя путать формы принуждения медицинского характера и карательные мероприятия. Принуждение, носящее медицинский характер, относится к иным видам принуждения государства и назначается председательствующим на неопределённый срок в то время, как при вынесении приговора обязательно указывается срок и размер санкции.

Читайте также:  Тарифы на страхование от производственных травм хотят оставить на том же уровне

В чем отличие уголовного наказания от иных мер уголовно-правового характера

Система карательных мер в уголовном праве – это закреплённый законодательно закрытый список типов уголовно-правого принуждения, сформированный в определённом порядке. В этом списке типы санкций расположены от самого лёгкого и до самого тяжкого по возрастанию тяжести меры пресечения.
Эта система используется судом с целью осуществления продуктивного воздействия на подсудимого. Учитывая опыт и судебные прецеденты, председательствующий назначает тот тип принуждения, который закреплён в списке допустимых санкций. Назначить кару выше той, что указана за конкретное преступление, суд не вправе, несмотря на то что ему государство делегировало свои полномочия в отправлении правосудия.

Законодатель соорудил систему так, чтобы соблюсти принципы:

  • равенства всех граждан перед законом;
  • справедливости;
  • законности;
  • вины;
  • гуманизма.

Соблюдение этих принципов очень важно при отправлении правосудия. Иначе подсудимый вправе обратиться в вышестоящую инстанцию с просьбой осуществить правосудие с соблюдением вышеуказанных принципов.

В установленную систему не входят карательные элементы, которые унижали бы честь и достоинство личности, и наносили вред психическому и физическому состоянию человека. Поэтому пытки не используются,как карательные действия, и введён мораторий на смертную казнь.

Уголовное наказание — весьма сложное явление, вы­полняющее самые разные функции и ставящее перед собой самые разные цели. Обычно называют четыре основные функции уголовного наказания — возмездие, предупреждение, исправление и восстановление соци­альной справедливости.

Цели использования уголовного наказания

Уголовное наказание ставит перед собой гораздо более узкие цели применения, чем уголовные законы. Основополагающая цель уголовного законодательства заключается в охране и защите общества от посягательств, которые способны подрывать условия его существования. Целью использования уголовного наказания является тот результат, которого желает достичь государство (включая правоприменителя) и общество посредством назначений и исполнений принудительных мер воздействия.

Применение уголовного наказания предусмотрено для нескольких целей (см. ч. 2 ст. 43 УК РФ):

  • социальная справедливость, ее достижение и восстановление, в процессе чего возмещается причиненный преступлением вред человеку, обществу, стране, заглаживается иным образом, назначается наказание, соразмерное опасности для общества совершенного деяния и личности виновных;
  • процесс исправления осужденных в виде реализации мер принуждения в такой мере, чтобы они утрачивали общественную опасность, осознавали нецелесообразность осуществленных преступлений, убедились в необходимости вести себя правомерно;
  • предупреждение новых деяний преступного характера, включая частную и общую превенцию.

Общая превенция наказания характеризуется созданием в сознании человека образа требуемого правомерного поведения, включая убежденность в недопущении совершения преступления. Ее сущность состоит, во-первых, в формировании в сознании граждан РФ и других лиц модели требуемого правопослушного поведения, а, во-вторых, в качестве примера использовать наказание для удержания указанных лиц от совершения преступления. Частную превенция наказания отличает применение уголовного наказания в виде принудительных мер к лицам, которые совершили преступление. Она осуществляется с целью исключения совершения нового преступления.

Замечание 2

Здесь назначение уголовного наказания не несет и не может нести в цивилизованном обществе цель причинить физические страдания или унизить человеческое достоинство.

Цели уголовного наказания имеют большое значение, которое выражается:

  • отражением государственной политики в сфере противостояния преступности;
  • обеспечение справедливого приговора.

Можно сказать, что указанные цели связаны между собой и взаимообусловлены, но, к сожалению, их не всегда можно достичь. От того, в какой мере они достигаются, в большей степени будет зависеть эффективность наказания. Эффективность уголовного наказания можно определить посредством реальности достижения его целей, включая число латентных и зарегистрированных преступлений, общественное мнение о состоянии преступности и правопорядке, уровень рецидивной преступности и др.

Понятие наказания и его признаки

Наказание — это предусмотренная уголовным законом мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в лишении или ограничении его прав и свобод.

Признаки уголовного наказания:

  • это особая форма государственного принуждения к лицу, виновному в совершении какого-либо преступления, предусмотренного уголовным законом;
  • назначается от имени государства и только по приговору суда;
  • имеет всегда строго индивидуальный и публичный характер;
  • носит карательный характер и приводит к существенному ограничению прав и свобод виновного;
  • влечет судимость.

Отличие наказания от других видов государственного принуждения заключается в следующем:

  • наказание содержит наибольший из всех видов принуждения объем правоограничений, что позволяет говорить о наличии в нем кары;
  • уголовное наказание назначается только по приговору суда, тогда как другие виды принуждения могут исходить от различных государственных органов, например, органов внутренних дел, таможенных органов и др.;
  • назначение наказания судом основывается на результатах специально проводимого предварительного расследования;
  • наказание применяется только к виновным в совершении преступления;
  • наказание порождает судимость, чего нет при иных видах государственного принуждения;

15.2.

Цели наказания

Цели наказания — это те конечные социально полезные результаты, на достижение которых направлено установление в законе и фактическое применение судом конкретного вида уголовного наказания.

Цели наказания определены в законе. В соответствии с ч. 2 ст. 43 УК «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений». Таким образом, из данного определения можно выделить следующие цели наказания.

  • Восстановление социальной справедливости. Это означает, что наказание представляет собой справедливый акт правосудия. Наказывая лиц, виновных в совершении преступлений, судебные органы защищают государственные, общественные и охраняемые законом личные интересы граждан. Наказание назначается в строгом соответствии с законом. В нем воплощаются такие принципы, как законность, равенство граждан перед законом, вина, справедливость и гуманизм. Восстановление социальной справедливости как цели наказания предполагает как можно более полное восстановление нарушенных преступлением интересов личности, общества, государства.
  • Исправление осужденного.Исправление достигается тогда, когда человек, понесший наказание, понимает недостойность своего поведения, недопустимость совершения преступлений и не совершает их хотя бы уже потому, что боится наказания.
  • Предупреждение совершения новых преступлений. В данном случае имеется в виду как специальное, так и общее предупреждение.

Специальное предупреждение заключается в том, что применением наказания к конкретному преступнику преследуется цель не допустить, чтобы это лицо совершило преступление вновь. Указанная цель достигается путем применения наказания, а в его рамках, предусмотренных Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами, профилактических мер, а также проведением комплекса воспитательных мероприятий со стороны государственных органов и общественных объединений. Общепризнано, что показателем эффективности достижения указанной цели могут служить данные о рецидиве преступлений среди лиц, уже отбывших уголовное наказание.

Общее предупреждение достигается, во-первых, путем угрозы применения наказания за совершение общественно опасных действий, предусмотренных в Особенной части УК, во-вторых, реальным применением наказания за совершенное преступление, в этом случае цель общего предупреждения реализуется опосредованно, т.к. наказание воздействует на неустойчивых граждан путем его применения к лицам, виновным в совершении преступления.

Уголовное наказание – лишение права

Лишение права заниматься определенной деятельностью либо занимать определенную должность (ст. 47 УК РФ) является наказанием, представляющим собой запрет в осуществлении профессиональной или иной деятельности (например, врачебной или педагогической) или запрет на занимание должностей на государственной службе либо в органах самоуправления. Данный вид наказания может быть как основным, так и дополнительным, он назначается на срок от 1-го года и до 5-ти лет. Более подробно о наказании в виде лишения права Вы можете прочитать на нашей в статье «Лишение права занимать определенные должности».

При осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления суд может назначить наказание в виде лишения специального, почетного или воинского звания, лишить виновного государственных наград и классных чинов (статья 48 УК РФ).

Понятие, признаки и цели наказания. Система и виды наказаний. Их классификация.

Уголовное наказание представляет собой одну из форм уголовно-правового воздействия, в которой наиболее остро проявляется реакция государства на совершение преступления. Сущность уголовного наказания — кара, но понимаемая не как намеренное причинение страданий, а как справедливое воздаяние виновному за совершенное им преступление, которое заключается в осуждении совершенного преступления и порицании лица, его совершившего.

В статье 43 УК дана законодательная дефиниция наказания. Оно определяется путем указания на следующие его характерные признаки:

  • наказание есть мера государственного принуждения;
  • наказание применяется только к лицу, признанному виновным в совершении преступления;
  • наказание назначается только по приговору суда;
  • наказание состоит в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного;
  • целями наказания являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение новых преступлений.

В своей совокупности эти признаки определяют юридическую природу наказания, его роль и место в системе воздействия на преступность и позволяют отличать уголовное наказание от других мер уголовно-правового воздействия, а также от всех иных мер принуждения (как материально-правовых, так и процессуальных), применяемых государством.

Определяя уголовное наказание как меру государственного принуждения, законодатель одновременно подчеркивает, что:

  • одним из важнейших признаков наказания является принуждение; наказание применяется к осужденному независимо от его согласия;
  • упомянутое принуждение исходит от государства — наказание представляет собой реакцию государства на совершение преступления, назначается от имени государства и обеспечивается силой государственной власти;
  • это принуждение не может быть беспредельным, наказание должно назначаться строго в пределах, установленных законом — иметь определенный вид и размер, определяемые с учетом характера и степени общественной опасности преступления в соответствии с установленными законом правилами (гл. 10 УК).

В силу ст. 49, 118 Конституции уголовное наказание носит строго личный характер и может быть назначено только лицу, признанному виновным в совершении преступления. Не может быть подвергнуто наказанию лицо, вина которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке.

Только суд (судья) вправе, рассмотрев материалы уголовного дела, признать лицо виновным в совершении преступления, осудить его и назначить ему наказание, предусмотренное уголовным законом. Правоприменительным актом, содержащим такие решения, может быть только приговор суда.

Основания для назначения ответственности

Основаниями для применения меры ответственности к осужденному является наличие состава преступления в совершенных им действиях, а также доказанная вина осужденного.

Доказательство вины осуществляется в ходе судебного разбирательства, где детально исследуются все необходимые и важные обстоятельства (в частности, свидетельские показания, вещественные доказательства, например, следы, отпечатки пальцев и прочие моменты, указывающие на то, что именно обвиняемый был причастен к совершению противоправных деяний).

При назначении ответственности учитываются и другие важные обстоятельства, такие как:

  • характер противоправного деяния и степень его опасности для общества;
  • возраст и личностные характеристики обвиняемого;
  • количество человек, замешанных в совершении противоправных действий (например, если преступление было совершено не одним лицом, а группой, это является основанием для применения более строгих санкций);
  • мотивация, сподвигшая преступника на совершение преступления;
  • возможность достижения тех или иных целей при помощи наказания.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *