Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто попадает под обязательный аудит с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Если закон не обязывает компанию проводить аудит
Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:
- Убедиться в достоверности отчётности. Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
- Убедиться в профессионализме сотрудников. Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
- Выявить налоговые риски. Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.
Кто продолжит проходить обязательную аудиторскую проверку, несмотря на изменения
Рассматриваемые изменения в Закон № 307 – ФЗ начали действовать с 01.01.2021.
В особом порядке установлено применение новых норм в следующей ситуации.
Организация по старым правилам должна была провести аудит в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год и (или) ранние периоды, а по новым — нет, и аудитором начато исполнение договора о проведении обязательного аудита до 01.01.2021.
При таких обстоятельствах нормы ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ в новой редакции не работают. Новые правила применяются обозначенной организацией уже при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год.
Соответственно, новые правила не действуют в случае, если аудиторы уже начали работать по договорам с теми, кто с 2021 года выведен из-под обязательного аудита.
Установлено, какие аудиторские организации вправе обслуживать общественно значимые организации
Ранее такого реестра не было, но аудиторские организации были обязаны уведомлять о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита отчетности «общественно значимых организаций» Федеральное казначейство.
Это касается аудита отчетности за 2023 год и далее. Сопутствующие аудиту услуги общественно значимым организациям оказывают только такие аудиторские организации начиная с 1 января 2023 года.
Новой редакцией Закона об аудиторской деятельности определены:
- условия внесения сведений в этот реестр;
- орган, уполномоченный вести реестр, – Федеральное казначейство;
- порядок внесения сведений в реестр;
- публичный характер реестра;
- основания для отказа во внесении сведений в реестр;
- основания для исключения сведений из реестра;
- условия завершения аудита отчетности, проводимого аудиторской организацией, сведения о которой исключены из реестра.
Новая обязанность – руководитель аудиторской группы
Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.
Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.
И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.
Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.
Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.
Также введены и определенные критерии, которым теперь должно соответствовать заключение. С 2023 года проверяющие субъекты обязаны в итоговом документе обязательно указать те обстоятельства, которые могут оказать влияние или оказали такое воздействие на достоверность сформированной финансовой отчетности.
Также раскрываются обстоятельства и события, которые могут повлечь неспособность объекта контроля и дальше продолжать свою деятельность.
Другие специфические нюансы:
- руководителем аудита фирмы, которая не является общественно значимой, может быть сотрудник, работающий как в штате по основному месту работы, так и по совместительству;
- руководителем аудита, который проводится в отношении общественно значимой организации, может быть только сотрудник, зачисленный в штат фирмы по основному месту работы.
Проведение аудита и представление аудиторского заключения
Обязательный аудит включает: подготовку к аудиту, его непосредственное проведение, оформление и передачу заключения заказчику. Подробно о нюансах проведения обязательного аудита АО мы писали в отдельной статье.
Аудиторское заключение может дать только аудиторская организация — член СРО (член Ассоциации «Содружество» (СРО ААС)), которая работает по Международным стандартам аудита. В ходе обязательного аудита используется 48 международных стандартов (Приказ Минфина от 9 января 2019 года № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).
Аудиторское заключение, полученное в результате обязательного аудита, необходимо предоставить в ФНС вместе с отчетностью или в срок: не позднее 10 рабочих дней с даты, следующей за датой аудиторского заключения, но не позже 31 декабря года, который идет за годом, по которому составляется отчетность (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ). Форма предоставления: электронная. Таким образом, аудиторское заключение за 2020 год может быть отправлено до 31 декабря 2021 года включительно, но затягивать с аудитом нецелесообразно.
Для организаций, подлежащих обязательному аудиту, будет полезно не просто «проаудироваться» и получить аудиторское заключение до конца календарного года. Гораздо лучше заказать аудит отчетности таким образом, чтобы можно было успеть скорректировать отчетность по результатам аудита (по нашему опыту это требуется достаточно часто) и подать в налоговый орган «уточненку». После утверждения отчетности собственниками исправлять ее нельзя. Исходя из этого, обязательный аудит нужен до того, как состоится годовое собрание собственников (акционеров). Напомним, для ООО срок проведения общего собрания до 30 апреля, а для АО — до 30 июня.
Условия, порядок и сроки представления финансовой отчетности и аудиторского заключения см. в приказах ФНС от 13.11.2019 №ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 № ММВ-7-1/570@.
Этапы аудита и условия подачи аудиторского заключения
Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.
Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:
- подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
- проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
- оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
- передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.
Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.
Кому необходим обязательный аудит
Под обязательным аудитом подразумевается независимая проверка бухгалтерских отчётов компании. Избежать такой проверки невозможно, так как о её обязательном проведении указывается во всех правовых актах. Однако, это правило распространяется не на все предприятия.
Организации, которые попадают под проведение обязательного аудита:
- АО (акционерное общество);
- Застройщики, занимающиеся привлечение финансов УДС (участник долевого строительства);
- Все банковские отделения;
- Фирмы, у которых в году, предшествующем отчётному периоду, актив баланса на последнее число месяца (31 декабря) превышал сумму 400 млн. руб.
- Государственные и муниципальные унитарные предприятия согласно решению их владельцев;
- Компании КФО (консолидированная финансовая отчётность);БКИ (бюро кредитных историй);
- Фонды, которые получили, за предшествующий отчётный период, прибыли более 3 млн. руб.;
- Страховые компании;
- Компании, являющиеся депозитарием;
- Фирмы, чьи ценные бумаги были допущены к биржевым торгам.
Ежегодно, Министерство финансов РФ публикует на своём официальном интернет портале список ситуаций, когда необходимо проведение обязательного аудита.
Кто может проводить обязательный аудит
Заниматься проведением обязательной аудиторской проверки могут только специализированные аудиторские организации. Индивидуальным аудиторам выдали запрет на проведение такого рода проверок.
При выборе организации занимающейся проведением аудиторских проверок, нужно удостовериться о наличии у них членства в СРО. Информация об участниках СРО на проведение аудиторских проверок должны быть указаны на официальном интернет портале. Обязательно стоит проверить период, когда организация была внесена в реестр. От числа, когда организация была внесена в реестр зависит возможность проведения такой проверки (раньше этого периода заниматься проведением проверок не разрешается).
Ещё одним обязательным условием для проведения проверки служит её независимость. Под этим правилом подразумевается, что аудитор не должен быть зависим от проверяющей компании, также они не должны состоять в родственных связях. Если после проведения аудиторской проверки выяснятся данные обстоятельства – данные проведённой проверки могут быть оспорены на законных основаниях.
Если компанией предоставлены все необходимые для проверки регистры и они точно отражают финансовое положение, то аудитором будет вынесено немодифицированное (положительное) заключение. В противном случае будет выдано одно из модифицированных заключений:
- мнение аудитора с оговоркой;
- отрицательное мнение;
- отказ от выражения мнения.
При наличии искажений в бухгалтерских документах компании, их нужно будет исправить. Для этого применяются различные мероприятия, включая полное восстановление бухгалтерского учёта.В документе аудитора содержится следующая информация:
- наименование документа;
- наименование адресата;
- сведения о компании, подвергшейся аудиторской проверке;
- сведения об аудиторе (компании или отдельном специалисте), проводившем проверку;
- перечень документов, который подвергся проверке при аудите;
- мнение аудитора о достоверности проверяемой информации;
- результаты аудита;
- дата составления заключения.
Помимо заключения некоторые компании также составляют аудиторский отчет, в котором описываются подробно все этапы проверки, выявленные при проверки недочеты и иную информацию, которая может пригодится для улучшения качества работы бухгалтерии.
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 22.10.2014).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
- Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
- Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
- Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
- Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
- Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)».
- Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».
- Приказ ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».
- Приказ Минфина России от 05.06.2014 N 45н.
- Приказ Минфина России от 28.08.2014 N 84н.
- Ендовицкий Д.А., Сапожникова Н.Г. Производные инструменты: учет и отчетность: Монография. Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. 184 с.
Обязательный аудит для компаний по другим Федеральным законам
Существуют законы, дающие основание для проведения аудита. Под них попадают следующие субъекты:
- муниципальные организации;
- микрокредитные компании;
- операторы лотерейных игр;
- организатор азартных игр;
- управляющая компания либо спец депозитарий;
- кредитный кооператив с численностью свыше 2 тысяч человек;
- жилищный накопительный кооператив;
- строительная организация многоэтажных домов, использующая средства дольщиков;
- туроператор, осуществляющий реализацию туров.
Особенности раскрытия информации акционерными обществами
Публичные и непубличные акционерные общества обязаны раскрывать свою годовую бухгалтерскую отчетность. Чаще всего для этого ее размещают на официальном сайте организации. На процесс отводится три дня с даты составления заключения, но не позднее трех дней с даты истечения срока предоставления экземпляра годовой финансовой отчетности.
В 2021 году этот срок ограничивается 5 апреля, т.к. ограничения по размещению аудиторского заключения попадает на выходной день, 3 апреля.
Важное замечание про АО, имеющие ценные бумаги и получившие допуск к организованным торгам. Они тоже публикуют промежуточную отчетность вместе с заключением (если эта документация подлежала аудиту).
За нарушение порядка и сроков раскрытия сведений грозят серьезные штрафы. Они намного выше нарушений правил Федресурса. Должностным лицам может быть выписан штраф в размере от 30 до 50 тыс рублей или дисквалификация руководителя на срок до 2 лет (п.2 с.15.19 КоАП РФ). Дополнительно на компанию налагается штраф от 700 тыс рублей до 1 млн рублей.
Когда нужен обязательный аудит ООО — 2020 г.
Несмотря на то, что закон не обязывает напрямую организации в форме ООО проходить обязательный аудит, такие компании тоже могут попасть в список тех, кто должен пройти проверку.
Самым распространенным случаем, когда ООО может попасть под это требование, является превышение пограничного уровня по какому-либо из двух финансовых показателей: выручке или сумме активов.
Пп.4 п. 1 ст.5 закона № 307-ФЗ устанавливает пороговые значения для организаций, которые не обязаны проводить аудит в случаях, если их организационная форма или сфера деятельности не попадают под действие других пунктов.
Так, компании, не являющиеся АО или ПАО, не обязаны проходить проверку, если:
-
объем их годовой выручки — не более 400 млн. руб.;
-
либо сумма активов по балансу на конец года — не более 60 млн. руб.
Как изменится аудиторская деятельность в 2021-ом и 2022-ом годах?
Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимой организации заключают с аудиторской организацией, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям, определенной по результатам проведения открытого конкурса. Его проводят не реже одного раза в 5 лет (ранее – организации, в уставном (складочном) капитале которой доля госсобственности не менее 25%, госкорпорации, госкомпании).
Первое изменение, предусмотренное статьёй 18 закона об аудиторской деятельности, касается числа сотрудников в компаниях, предоставляющих услуги данной направленности. Для того, чтобы они получили статус аудиторских и имели возможность войти в членство СРО, в их штате по основному месту работы должно числиться не менее трёх аудиторов. Данное изменение начнёт действовать с 01.06.22 года.
Согласно статистическим данным, полученным из базы электронного портала “Audit-It”, примерно треть компаний, работающих в данной сфере, не будут соответствовать данному критерию. Согласно информации, полученной из того же источника, штат аудиторов в примерно 40% организаций состоит из трёх специалистов, в остальных же – из более трёх, но при этом неизвестно, является ли данная компания основным местом их работы.
Изменения ФЗ об аудиторской деятельности также предусматривают введение такого обозначения, как «руководитель аудита». Под ним подразумевают аудитора:
- Который стоит во главе группы;
- Ответственен за предоставление соответствующей услуги аудируемому лицу.
Требования к нему прописаны в статье 5.2. Федерального закона и включают в себя определённый опыт ведения аудиторской деятельности, повышение квалификации и чистоту репутации в течение последних 3-ёх ‒ 5-ти лет.
Ответственность, предусмотренная за отказ от проведения обязательной аудиторской проверки
Если организация обязана предоставить заключение, но не сделала этого или сделала не в установленный срок, в законе предусмотрено привлечение виновных к административной ответственности. Сумма штрафов составляет:
- От трёхсот до пятисот рублей для должностных лиц;
- От трёх до пяти тысяч рублей для организаций.
Если проверка контролирующих инстанций выявит отказ от проведения обязательного аудита, будет составлен протокол об административной ответственности со штрафами в размере:
- От пяти до десяти тысяч рублей – при первом нарушении;
- От десяти до двадцати тысяч рублей – при повторном.