Отчетность сельскохозяйственных организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отчетность сельскохозяйственных организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Когда появилось банкротство физлиц, судебной практики по этому направлению ещё не было. Ни должники, ни кредиторы не понимали, как должно работать банкротство физлиц. Но люди начали банкротиться, «обкатывая» тем самым процедуру банкротства. Многие вопросы, возникающие в процессе, решались в пользу должников.

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

А что кредиторы? Они практически ничего не делали. Поначалу они пассивно наблюдали за банкротством своего должника и ничем ему не мешали. Например, раньше в банкротстве гражданина часто не учитывалось совместно нажитое имущество супругов, и кредиторы ничего не делали, чтобы выделить из него долю и взыскать эту долю. На торги выставлялось только имущество должника.

Пока шли первые банкротства, кредиторы сидели тихо не потому, что спокойно относились к списанию долгов. А потому, что не знали, как именно искать имущество должника, оспаривать его сделки, доказывать недобросовестность и подводить к тому, чтобы суд не списал долги.

Но постепенно кредиторы научились «вставлять палки в колеса» и освоили механизмы, позволяющие это делать. Теперь кредиторы — уже не отстранённые наблюдатели за процессом банкротства, а активные участники этого процесса.

Что именно делают кредиторы? К чему надо готовиться тем, кто собирается банкротиться?

Должнику очень важно подать заявление о банкротстве самому. Ведь если это сделают кредиторы, то и финансового управляющего они «выберут». И уж он-то точно сделает так, чтобы у вас были проблемы. Будет искать все, что у вас есть и нет, оспаривать сделки и доказывать вашу недобросовестность. Все это запросто может привести вас к несписанию долгов.

Но если вы подали заявление сами, расслабляться рано. Теперь нередки случаи, когда кредиторы добиваются отстранения «вашего» финансового управляющего от дела и добиваются, чтобы суд утвердил лояльного к ним управляющего.

Ваши интересы уж точно не будут у него в приоритете. И хорошо, если в такой ситуации должник остаётся не один, а с юристами, которые ему помогают в банкротстве. А если нет?

Юристы «БОЛЬШОГО ДЕЛА» отлично знают процедуру банкротства, поэтому для нас не имеет значения, с чьей стороны «пришел» финансовый управляющий. Он обязан соблюдать закон о банкротстве, быть объективным и беспристрастным, он не имеет права «тянуть одеяло» на кредиторов. Если лояльный кредитору финансовый управляющий начнёт действовать против вас, трактовать ваши действия предвзято, мы быстро примем меры. Он поймёт, что с вами шутки плохи, и нарушения ваших прав не останутся без реакции. Серьезное нарушение прав должника грозит финансовым управляющим скверными последствиями, вплоть до лишения статуса ФИ (что по сути означает запрет на профессию). Записаться к юристу

За несколько лет кредиторы, кажется, изучили все схемы, которые применяют должники для вывода имущества. Тем более схемы эти — топорные. Все эти продажи квартир маме, папе, брату, переоформление недвижимости на жену или мужа — все это кредиторы отлично знают.

Должнику может казаться, что он все продумал и не «подкопаешься». Некоторые должники возмущаются «я ведь ни в чём не нарушал закон! Разве я не имею права продать свою квартиру своей матери?». Да, это законно. Но это не значит, что такую сделку нельзя отменить в суде. Кредиторы исследуют все сделки, которые должник совершал за 3 года до начала банкротства. И если находят хоть малейшую зацепку, пытаются эти сделки отменить.

Не устаем повторять: ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно прятать имущество до банкротства. Вы можете наделать ошибок, которые потом будет очень трудно или даже невозможно исправить. На кону — ваше имущество и шанс списать долги через банкротство.

Раньше единственную квартиру или дом в процедуре банкротства не забирали. Это было «железобетонное» правило. Исключения — ипотечное жильё.

Но в апреле 2021 года произошло значимое событие — Конституционный суд разрешил лишать должников единственного жилья. В Постановлении КС РФ от 26.04.2021 № 15-П суд прописал, что должны исследовать суды, решая забирать у должника единственное жильё или нет:

  • сумма долга;
  • стоимость жилья, метраж;
  • сколько человек живёт в этом жилье;
  • когда должник купил квартиру и когда появились его долги;
  • было исполнительное производство по долгам, когда он покупал жильё или нет;
  • и даже обстоятельства, из-за которых жилье стало единственным.

Теперь кредиторы будут активно «копать» в этом направлении и доказывать, что недвижимость должна быть изъята и продана. А суды, ссылаясь на Постановление Конституционного суда, могут принять решение о реализации единственного жилья.

Это в теории. А на практике многое будет зависеть того, насколько правильно должник подготовился к банкротству, и есть ли у него юридическая поддержка.

Уж как только кредиторы не стараются убедить суд, что должник действовал недобросовестно. Вот лишь несколько их самых частых «аргументов»:

  • должник завысил доходы, когда заполнял анкету при оформлении кредита. При этом банки «забывают», что сами предлагают указывать «прочие доходы». В большинстве анкет даже пункт такой есть;
  • оформляя кредит, должник заведомо знал, что платить по нему не будет. Но это лишь предположения банка, которые ему, как правило, нечем доказать. Доказать, о чем думал должник, банк не может. Но зато может потрепать нервы в ходе процедуры;
  • до банкротства должник продал имущество и большую часть денег утаил. Например, продал авто за 500 тыс. рублей, а по кредиту заплатил только 100 тыс. рублей. Но кредитор забывает, что помимо него есть еще кредиторы. Да и к тому же у должника могли возникнуть непредвиденные проблемы, требующие расходов (заболел, нужны были лекарства, например).

В практике БОЛЬШОГО ДЕЛА много разных примеров лукавства кредиторов. Например, один кредитор очень не хотел, чтобы суд ввёл реализацию имущества должника, потому что понимал, что реализовывать особо нечего. Кредитор пытался убедить суд, что у должника есть не только пенсия, но и другие доходы, а значит, надо вводить реструктуризацию долгов. Кредитор представил в суд несколько фото, которые якобы доказывали, что должник торгует на рынке и имеет от этого доход. Этот аргумент был очень слабым, и мы без труда убедили суд, что эти фотографии ничего не доказывают. Суд списал пенсионеру долги.

Кредиторы будут очень стараться, ведь если у них получится, долги останутся с вами. И вы будете до конца их выплачивать.

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Под терминологией сельскохозяйственная компания зачастую подразумевается собой юридическое лицо, у которого основной вид деятельности является переработка либо производство сельхоз продукции. При этом выручка не должна быть менее 50% от суммарного дохода.

Осуществление трудовой деятельности в сельском хозяйстве в обязательном порядке должно соответствовать действующему законодательству, в том числе подлежать налогообложению. Это позволяет в будущем не попадать в неловкие ситуации, а также решать множество вопросов согласно законам РФ.

Особенности банкротства сельскохозяйственной организации напрямую зависят от таких факторов, как:

  • вид деятельности;
  • сезонность;
  • природные условия.

Основным требованием при рассмотрении вопроса арбитражным судом о возможном банкротстве принято считать экономико-правовой аспект. В том случае, если управляющий орган обнаружит признаки фальсификации либо искусственное создание компанией банкротства, последуют мгновенное штрафные санкции, которые могут перейти на уголовное производство.

Большинство компаний, которые занимаются производством сельхоз. продукции, работают не совсем официально. По мнению экспертов, именно это позволяет им удерживаться “на плаву”.

Компании, которые только начинают осуществлять свою трудовую деятельность, зачастую сталкиваются с монополистами в этой области. Кроме этого, отсутствие опыта в ведении подобной маркетинговой политики зачастую приводит к процедуре банкротства. Поэтому многие специалисты утверждают, что подбор квалифицированных специалистов в компанию является ключевым моментом непопадания под риск банкротства.

Процедура банкротства сельскохозяйственных компаний включает в себе три стадии, а именно:

Прохождение каждой стадии несет за собой проведение финансового анализа, оценка которого зависит от сезонности производства, природного климата, различного влияние на осуществление трудовой деятельности. Более того, происходит оценка действий, направленных не только на увеличение прибыли компании, но и в том числе, удовлетворение требований кредиторов.

Читайте также:  Важные изменения по налогу на прибыль с 1 января 2023 года

Финансовое оздоровление наравне с внешним управлением вводятся только на один сезон сельскохозяйственных работ. При составлении графика проверки берется также период, который необходим для переработки и дальнейшей реализации готовой продукции.

Признание несостоятельности любого юридического лица – не простая процедура. Условия ее могут различаться в зависимости от вида деятельности организации. Банкротство сельскохозяйственного предприятия и фермерского хозяйства имеет свои особенности и предполагает соблюдение определенных правил и установленной законом последовательности. В статье мы рассмотрим как осуществляется банкротство КФХ и сельскохозяйственных предприятий, как порядок и как избежать ликвидации.

Признание несостоятельности КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) или другого сельхозпредприятия регулируется ФЗ «О банкротстве» № 127. В первую очередь, до начала процедуры банкротства следует убедиться, что предприятие по праву отнесено к занятым в сельском хозяйстве. Для этого требуется одновременное соблюдение нескольких условий:

  • организация, которая будет признана банкротом, должна иметь статус юридического лица;
  • предприятие создавалось с целью изготовления или переработки продукции сельскохозяйственного назначения;
  • доля дохода, полученного от продажи сельхозпродукции, не должна быть меньше половины в общей сумме выручки предприятия.

В отношении организаций, занимающихся уловом рыбы, оговорено, что доход, полученный от продажи рыбы, должен быть не меньше 70% в общем объеме полученной выгоды.

Например, известен случай в судебной практике (Волго-Вятский округ, 2009 г.), когда колхозу было правомерно отказано как арбитражным судом первой, так и второй инстанции в переводе прав по договору купли-продажи. Основанием для отказа послужили результаты проверки финансовой отчетности колхоза, которые показали, что выручка от продажи сельхозпродукции не достигла половины в общем объеме выручки в том году, когда была инициирована процедура признания предприятия несостоятельным. Примечательно то, что годом ранее этот показатель составил 98% в общем объеме выручки, а два года назад – 95%.

Новости об отмене банкротства: правда или нет?

Основания для подачи на банкротство и порядок проведения этой процедуры утверждены федеральным законом № 127-ФЗ. В этом нормативном акте есть отдельные главы и статьи для банкротства разных видов организация, граждан и предпринимателей. Следовательно, если бы государство хотело отменить банкротство для всех граждан, либо для отдельных категорий должников, оно внесло бы изменения в закон № 127-ФЗ. Или аннулировало бы этот закон полностью, «под корень».

Никаких предложений и инициатив об отмене банкротства в Госдуме и в правительстве нет. Если вы видите новости с таким заголовком, то скорее всего попали на сайт с недостоверной информацией. Никаких законопроектов по этому вопросу не внесено и не планируется вносить.

Для чего необходимо банкротство должнику?

В первую очередь для того, чтобы соблюсти требования закона и не подвергнуться судебному преследованию. В том числе, по уголовным статьям за мошенничество или статьям административного кодекса, предполагающим огромные штрафные санкции. Ведь долги, по которым просрочены регулярные платежи, растут буквально в геометрической прогрессии, и безнаказанным это остаться не может.

Разумеется, объявление о несостоятельности юридического лица – крайняя мера. Но она позволит:

«Заморозить» на время процедуры банкротства штрафы, пени, неустойки по долгам, которые при долговременной просрочке регулярных платежей могут даже превысить сумму основного долга. Это даст возможность реструктуризировать долг и расплатиться с ним, не дойдя до стадии распродажи активов

На время процедуры снять арест с имущества юрлица-должника и выплатить долги под контролем и руководством временного финансового управляющего

В ходе процедуры договориться с кредиторами миром. Например, заключить соглашение о «кредитных каникулах», либо реструктуризировать долг таким образом, чтобы его можно было вернуть, не ликвидируя компанию

И, наконец, если долги так велики, что восстановление жизнедеятельности компании невозможно, списать большую их часть. На законных основаниях и с последствиями, пусть и неприятными, но не фатальными.

Варианты решений суда

Поданное в арбитражный суд заявление о несостоятельности юрилица регистрируется. Затем суд начинает его рассмотрение и изучение. Текст самого иска изучается на предмет его соответствие всем юридическим требованиям. Приложенные документы — на релевантность и соответствие реальному положению вещей. Чтобы полнее оценить финансовую ситуацию банкрота, суд рассылает запросы во всевозможные компетенции инстанции.

Суду необходимо понять – какие меры, предусмотренные в законе, целесообразно применить в отношении банкрота. Задача эта кропотливая и требующая немало времени. Как правило, оно занимает у суда около двух месяцев. После того, как вся необходимая информация собрана и проанализирована, судья принимает одно из четырех решений:

Отклонить иск, не найдя в деле оснований для банкротства. Дело закрывается.

Приостановить дело о банкротстве, в случае, если за прошедшее время стороны договорились и заключили мировое соглашение. В этом случае дело не закрывается. Оно будет возобновлено, если должник нарушит условия мирового соглашения.

Принять решение о реструктуризации долга и санации компании. Так поступают в том случае, если есть предпосылки к тому, чтобы компания расплатилась с долгами род руководством временного управляющего. То есть, перестала быть неплатежеспособной и вернулась к нормальному функционированию.

Сразу запустить конкурсное производство под руководством арбитражного управляющего. Это означает, что все ликвидные активы предприятия будут реализованы. Вырученные средства пойдут на погашение долгов. Остаток долгов будет списан. Юридическое лицо ликвидировано.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но 1 октября 2019 года).

Объекты, признаки и стадии банкротства в сельском хозяйстве

Согласно ФЗ №127 объектом банкротства может стать юридическое лицо, созданное с целью производства с/х продукции, а также ее переработки. Доля дохода от сельскохозяйственной деятельности при этом должна быть равна половине всех доходов либо превышать этот показатель. Юридические лица, осуществляющие лов рыбы, должны иметь показатель 70% доходов от этого вида деятельности.

На законодательном уровне закреплены следующие признаки неблагополучной экономической ситуации, которая может привести к выводу о несостоятельности:

  • образовавшаяся кредиторская задолженность свыше 500 тыс. руб.;
  • срок ее превышает 3 месяца.

С инициативой о возможности признания сельхозпроизводителя банкротом может выступить:

  • сама организация;
  • ее контрагенты, кредиторы;
  • органы, в функции которых входит взимание обязательных выплат, налогов, сборов и контроль за соблюдением графика этих выплат.

Банкротство с/х производителя характеризуется рядом стадий, отражающих возможность оздоровления производства (ФЗ №127, ст. 178):

  1. Наблюдение. На этой стадии проводится анализ финансового состояния организации. Учитываются фактор сезонности, времени сбора урожая или получения иной сельскохозяйственной продукции, наличие производственных мощностей для ее хранения до момента реализации и получения дохода, рыночная ситуация, способствующая либо препятствующая получению достаточного для выхода из кризиса дохода. Намечаются меры по финансовому оздоровлению.
  2. Финансовое оздоровление, экономическая оптимизация хозяйства. Длится до момента окончания этапа производственных работ, по завершении которого может быть получена продукция к реализации, имеющая характер сырья либо уже переработанная до соответствующего рыночным потребностям состояния. Форс-мажорные обстоятельства — неблагоприятные погодные условия, стихийные бедствия, эпидемии с/х животных — учитываются при определении времени этапа оптимизации. Он может быть продлен на срок до года.
  3. Введение внешнего управления. Ему подконтролен процесс реализации продукции до завершения с получением дохода от продажи. Внешний управляющий наделяется полномочиями не более чем на 2 года, если не возникнет форс-мажор. Указанное обстоятельство может стать причиной продления внешнего управления не более чем на один год. Нередко на данном этапе возникают перспективы получения государственной помощи предприятию-банкроту, позволяющему более эффективно преодолеть возникший кризис. Об этом говорит ФЗ №260 от 25-07-11, ст. 8. В ней перечислены риски, страхование которых поможет получить с/х предприятию государственную помощь в случае гибели урожая или поголовья животных. Внешнее управление предполагает устранение прежнего руководства организации от исполнения его функций.
Читайте также:  Суд над судьей из-за нарушения неприкосновенности судей

Результаты прогноза (однолетний период)

 Фактическое 
состояние
организаций
 Предсказанные значения 
 Процент совпадения, 
%
 Банкрот 
 Не банкрот 
Банкрот 
 25 (24) 
 3 (4) 
 89,29 (85,71) 
Не банкрот 
 2 (2) 
 26 (26) 
 92,86 (92,86) 
Итого... 
 27 (26) 
 29 (30) 
 91,07 (89,29) 

Согласно ст. 3 ФЗ «О развитии сельского хозяйства»: сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год [2, c. 27].

Так, сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация и индивидуальный предприниматель при их соответствии в совокупности следующим трем признакам: осуществление ими производства сельскохозяйственной продукции, ее первичной и последующей (промышленной) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) и реализации этой продукции; указанная продукция соответствует перечню, утвержденному Правительством РФ; доля дохода от реализации этой продукции в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее чем 70% за календарный год.

Рассмотрим первую группу из 3-х признаков отнесения лиц к сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть как организации, так и индивидуальные предприниматели, которые должны осуществлять: производство сельскохозяйственной продукции; ее первичную переработку; последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах); реализацию этой продукции.

Таким образом, в определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя названы организации и индивидуальные предприниматели, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, причем производящие и перерабатывающие такую продукцию не для собственного потребления, а на продажу.

Таким образом, указанным Постановлением установлен критерий, позволяющий однозначно определить наименование сельскохозяйственной продукции, производство или переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители.

Третьим признаком, является количественный признак, согласно которому непременным условием отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к категории сельскохозяйственных товаропроизводителей является наличие в их доходе от реализации товаров, работ и услуг доли дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляющей не менее 70% за календарный год.

Для того чтобы определить, относятся ли граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, к сельскохозяйственному товаропроизводителю, необходимо установить, подпадают ли они под критерии, установленные для них Федеральным законом от 7 июля 2003 г. №112-ФЗ. Так, понятие личного подсобного хозяйства дано в ст. 2 указанного Закона: личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства [3, cт. 2881].

Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется. Важным является тот факт, что реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные) снабженческие, заготовительные), признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями только при условии, если они созданы в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. №193-ФЗ.

Если обратиться к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», то в нем содержится понятие не сельскохозяйственного товаропроизводителя, а сельскохозяйственной организации как юридического лица. Этот Закон разделяет процедуру признания несостоятельным (банкротом) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Согласно ст. 177 упомянутого Закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами, деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки. Выручка рыболовецких артелей (колхозов) от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем 70% общей суммы выручки [5, cт. 4190].

Закон о банкротстве распространяется и на сельскохозяйственные организации индустриального типа, к которым относятся сельскохозяйственные организации (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и др.): не использующие сельскохозяйственные угодья для осуществления сельскохозяйственного производства; у которых доля кормов, выращенных на сельскохозяйственных угодьях, находящихся в их собственности, владении и (или) пользовании, и использованных для собственного производства животноводческой продукции, составляет менее 20% общего объема использованных кормов, но при условии что такие организации отвечают признакам, указанным в Законе о банкротстве.

Поэтому Закон достаточно сужает круг тех сельскохозяйственных организаций, которые могут быть признаны банкротами.

Понятие и признаки рыболовецкой артели (колхоза) определены Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», в соответствии с которым рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту рыбной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов рыболовецких артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций.

Необходимость в регламентации особенностей банкротства сельскохозяйственных организаций обусловлена спецификой предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Эта специфика связана, прежде всего, с использованием в качестве основного средства производства земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, деятельность сельскохозяйственных организаций зависит в немалой степени от природно-климатических условий, носит сезонный характер, что так или иначе учитывается законодателем при ее регулировании.

Более того, действующее законодательство учитывает социально-экономическую значимость сельскохозяйственных организаций и принимает ряд мер, направленных на то, чтобы не доводить такие организации до банкротства [21, c. 312].

Итак, сельскохозяйственная организация — это юридическое лицо, которое основным видом своей деятельности имеет производство сельскохозяйственной продукции или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также у которой выручка от этой реализации этой продукции составляет не менее чем 50% общей суммы выручки. К данным сельскохозяйственным организациям применяется § 3 Главы IX ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) определяет особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций.

При продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на торгах предприятие должника. Оценка имущества должника и продажа предприятия должника осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством и / или переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

В случае отсутствия таких лиц преимущественное право приобретения имущества, которое используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом, при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

Арбитражный управляющий продает предприятие должника или имущество должника лицу, имеющему право их преимущественного приобретения, по цене, определенной на торгах. В случае если о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения заявили несколько лиц, предприятие должника или имущество должника продается по цене, определенной на торгах, лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым [20, c. 40].

Сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право заявить о своем желании приобрести имущество и имущественные права в течение одного месяца. Если они не воспользуются в указанный срок своим преимущественным правом, имущество и имущественные права должника выставляются на торги в порядке, предусмотренном ст. 111 Закона о банкротстве.

Таким образом, при продаже имущества и имущественных прав сельскохозяйственной организации на первых торгах выставляется предприятие должника. При продаже предприятия денежные обязательства и обязательные платежи должника не включаются в состав предприятия, кроме тех обязательств должника не включаются в состав предприятия, кроме тех обязательств должника, которые возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и могу быть переданы покупателю предприятия. Сложность процедуры продажи имущества сельскохозяйственной организации в том, что с одной стороны, оно подлежит продаже с открытых торгов, а с другой стороны, определены лица, имеющие преимущественное право на приобретение имущества.

Читайте также:  Регистрация иностранца по виду на жительство в 2023 году

Список использованной литературы

1. Юлова Е.С. Конкурсное производство. — М.: МГИУ, 2008. — 263 с.

. Апушова Т.С. Финансовое оздоровление сельскохозйственных организаций: автореф. дис. канд. эконом. наук. — Элиста, 2008. — 24 с.

. Дикарев А.С. Комментарий к Федеральному закону от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2011.

. Комментарий к Федеральному закону О несостоятельности (банкротстве) (постатейный) / под ред. В.Ф. Попондопуло. — М.: Проспект, 2011. 776 с.

. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) (постатейный) / под ред. Е.А. Рыбасовой. М.: Юстицинформ, 2011. — 624 с.

. Сапожникова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей (постатейный). — М.: Юстицинформ, 2010. — 128 с.

. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. — М.: Волтерс Клувер, 2007. — 368 с.

. Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров по Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 // СПС КонсультантПлюс. 2009.

. Круглова О.Г. Социальный вопрос при банкротстве сельскохозяйственной организации: проблемы, связанные с отчуждением социально значимых объектов и жилищного фонда социального использования // Юрист. — 2008. — №2. — С. 15-19.

. Мелентьева С.Л. Банкротство сельскохозяйственных предприятий // Арбитражный управляющий. — 2012. — №1. — С. 40 — 41.

. Оленина М.Б. Банкротство сельскохозяйственных организаций // Арбитражный управляющий. -2011. — №3. — С. 40.

. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ О несостоятельности (банкротстве) // Собрание законодательства РФ. — 28.10.2002. — №43. — ст. 4190.

. Федеральный закон от 09.07.2002 №83-ФЗ О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей // Собрание законодательства РФ. — 15.07.2002. — №28. — ст. 2787.

. Файзрахманова Л.М. Особенности несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций // Правосудие в Поволжье. — 2008. — №5. С. 14-19.

. Комментарий к Федеральному закону от 29.12.2006 №264-ФЗ О развитии сельского хозяйства (постатейный) / А.П. Анисимов, Р.Т. Бакирова, А.Я. Рыженков, А.Е. Черноморец // СПС КонсультантПлюс. 2012.

. Федеральный закон от 29.12.2006 №264-ФЗ О развитии сельского хозяйства // Собрание законодательства РФ. -01.01.2007. — №1 (1 ч.). — ст. 27.

. Федеральный закон от 08.12.1995 №193-ФЗ О сельскохозяйственной кооперации // Собрание законодательства РФ. — 11.12.1995. — №50. — ст. 4870.

Возбуждение процедуры банкротства

Приняв к рассмотрению заявление кредитора(ов) о признании должника несостоятельным (банкротом), арбитражный суд возбуждает процедуру банкротства, и вводит первый ее этап – наблюдение.

На данном этапе проводится комплексный анализ финансового состояния должника, с учетом всех значимых факторов. Подвергаются анализу все причины, которые привели к финансовой дестабилизации должника, в том числе:

  • возможность исполнения требований перед кредиторами за счет использования прибыли за текущий производственный период;
  • участие Должника в программах целевой поддержки сельхозпроизводителей;
  • природно-климатическая ситуация в регионе – на предмет соответствия климатических условий виду производимой сельхозкомпанией продукции;
  • использования и текущее состояние технических средств, задействованных в производстве, переработке и сохранении продукции;
  • уровень подготовки персонала, наличие ошибок в управлении, несоответствие предложений фактическому спросу;

и прочие определяющие факторы.

Этапы финансового оздоровления и внешнего управления вводятся последовательно, согласно нормам, установленным в ст.178 Закона о банкротстве.

Причиной банкротства «Ливенского мяса» стало заражение свиней африканской чумой. Поголовье скота пришлось полностью уничтожить, а потому у агрофирмы образовалась крупная задолженность перед:

селекционно-гибридным – 1,4 млн руб.;

муниципальной администрацией – 1,8 млн руб.;

– свыше 5 млн руб.;

организацией «Агро-Альянс» – почти 6 млн руб.;

ФНС РФ – 24 млн руб.;

«Россельхозбанком» – около 1,5 млрд руб.

«Ливенское мясо» признали банкротом в декабре 2021 года. Несостоятельность агрофирмы осложнена тем, что ее бывших руководителей обвиняют в преднамеренном разорении компании. Теперь они проходят фигурантами уголовных дел.

Организация ранее привлекалась к ответственности из-за неправильной утилизации биологических отходов, а также из-за антисанитарии в загонах для скота. Россельхознадзор останавливал деятельность свинофермы на 3 месяца. Впоследствии несоблюдение правил санитарии привело к локальной эпидемии африканской чумы.

После убоя свиней компания перепрофилировалась на мелкий и крупный рогатый скот. Потому власти Орловской области считают, что «Ливенское мясо» тоже можно будет возродить, правда, уже под другим названием.

Нормативное регулирование несостоятельности КФХ и С/Х предприятий

Признание несостоятельности КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) или другого сельхозпредприятия регулируется ФЗ «О банкротстве» № 127. В первую очередь, до начала процедуры банкротства следует убедиться, что предприятие по праву отнесено к занятым в сельском хозяйстве. Для этого требуется одновременное соблюдение нескольких условий:

  • организация, которая будет признана банкротом, должна иметь статус юридического лица;
  • предприятие создавалось с целью изготовления или переработки продукции сельскохозяйственного назначения;
  • доля дохода, полученного от продажи сельхозпродукции, не должна быть меньше половины в общей сумме выручки предприятия.

В отношении организаций, занимающихся уловом рыбы, оговорено, что доход, полученный от продажи рыбы, должен быть не меньше 70% в общем объеме полученной выгоды.

Реализация имущества должника

В случае неэффективности проведенных мероприятий по финансовому оздоровлению потенциального банкрота арбитражному управляющему необходимо реализовать имущество КФХ или другого сельскохозяйственного предприятия. В отношении предприятий сельского хозяйства при продаже его активов существуют определенные нюансы.

Во-первых, на торги выставляется организация в целом. Если при проведении торгов не нашлось желающих купить такой лот, то следующим этапом является объявление о реализации производственных активов, то есть основных средств, участвующих в процессе производства, сбора, хранения и продажи сельхозпродукции. Если же и в этом случае имущество банкрота не нашло потенциального покупателя, то оно реализуется через публичное предложение, например, на аукционе. Во время распродажи цена на лоты уже не увеличивается, а имущество достается первому покупателю, изъявившему желание приобрести его.

В первую очередь предпочтение в продаже имущества КФХ или сельхоз предприятия, объявленного банкротом, отдается сельскохозяйственным организациям, находящимся по близости. Если по соседству с банкротом нет таковых, то преимущество в покупке получают сельхозпредприятия региона. Перечисленные организации должны быть осведомлены о запланированных торгах в первую очередь.

Как избежать признания несостоятельности?

Что же делать, если кредитор требует срочного погашения задолженности, грозясь при этом инициировать процедуру признания организации банкротом? В этом случае можно предложить три варианта развития событий. Какой из них станет приемлемым для конкретного хозяйства, решать собственнику и руководству:

  1. Вариант первый основан на реорганизации предприятия путем присоединения к другому предприятию и смене юридического адреса. Такие действия, как правило, наталкивают на мысль, что мотивом их является уклонение собственника хозяйства от погашения своих обязательств перед кредиторами, в том числе и бюджетом. Такая реорганизация не защитит собственников потенциального банкрота от ответственности;
  2. Вариант второй характеризуется большими усилиями. Финансовая стратегия будет направлена на противостояние требованиям кредиторов. Реальные, а не формальные возражения против суммы исковых заявлений кредиторов действительно способны привести к уменьшению первоначальной величины их требований или же к смещению сроков погашения долга на определенный период на удобное для должника время. Например, если поставщик требует рассчитаться за поставленный товар, то можно возражать по качеству или комплектации поставки, требовать назначить независимую оценку. Но, приступая к реализации такого плана, важно привести в полное соответствии бухгалтерский учет организации, для чего необходимо инициировать аудиторскую проверку и исполнить все замечания, отраженные в аудиторском заключении. Чтобы мероприятия по предотвращению банкротства увенчались успехом, необходимо погасить задолженность по заработной плате работникам, если таковая имеется. Работники, перед которыми имеются непогашенные обязательства по оплате труда, могут выступать инициаторами привлечения руководства организации к ответственности.
  3. Вариант третий предполагает реструктуризацию долгов и мировое соглашение с кредитором. Первый и второй способы приведут к тому, что должник не сможет в дальнейшем под своим именем вести коммерческую деятельность. Мировое соглашение позволяет избежать банкротства, продолжить бизнес и сохранить «лицо» перед деловыми партнерами. Реструктуризация долга подразумевает обязательство организации погасить свои долговые обязательства, а кредитора – предоставить рассрочку или отсрочку платежа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *