А теперь про те ошибки, которые мы совершили

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «А теперь про те ошибки, которые мы совершили». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ко мне обратился судья, смогу ли я провести экспертизу по вопросу усыновления двухлетнего ребенка. Суть спора была в том, что за него боролись две семьи. Формально они были практически в равных условиях: многодетные, с безупречной репутацией. При этом одна была из числа родственников ребенка, а вторая — приемная.

Пошаговая инструкция для будущих приемных родителей

  1. Пройти медкомиссию.

  2. Получить справку об отсутствии судимости.

  3. Пройти обучение в школе приемных родителей.

  4. Подать заявление в органы опеки.

  5. Если органы опеки выдали разрешение, то потенциальным родителям открывается доступ к базе анкет. Как только ребенок выбран, необходимо получить в органах опеки разрешение о посещении учреждения, где находится ребенок.

  6. Когда выбор сделан, усыновители сообщают об этом в органы опеки. После этого можно подавать заявление в суд по месту проживания ребенка. Копию заявления направляем органам опеки — они в обязательном порядке участвуют в суде.

  7. При удовлетворении заявления суд выносит решение, которое вступает в силу по истечении 10 дней со дня его вынесения.

  8. После этого ребенка разрешается забрать из детского учреждения.

  9. Теперь остается получить в загсе свидетельство об усыновлении.

Нужно ли возить ребенка на обследование перед усыновлением?

До сих пор не знаю, зачем я возила ребенка на обследование. Я ведь с самого начала не поверила бумаге, в которой было написано, что у ребенка внутриутробная инфекция с поражением печени, головного мозга и ЦНС. Кто мог написать такую бяку, не подтвердив это ни одним анализом крови?

Именно в этот день я окончательно решила, возвращаемся из поликлиники, черт с ними, с результатами, не буду я их ждать. Надо бежать в опеку писать заявление на усыновление. Это будет мой малыш! Суд назначен на послезавтра, вот так удача, вот в чем прелесть маленького города, в котором можно быстро все решить и договориться. Я несусь домой, меня трясет, я замерзла и слегла с температурой. Почти все позади меня отпустило, и вот она, простуда! Завтра надо покупать одежду на выписку, я как суеверная беременная женщина не купила ничего, кроме коляски. Весь следующий день я носилась, скупая товары для младенцев. Советы соседки оказались очень кстати, и я не купила ничего лишнего или ненужного.

Требования, предъявляемые к приемным родителям

Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
  • лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.

Приемные родители являются законными представителями приемного ребенка, защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.

К заявлению прилагаются следующие документы:

  • Справка с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за 12 месяцев, или иной документ, подтверждающий доход граждан;
  • Выписка из домовой книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, копия финансового лицевого счета с места жительства;
  • Справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие судимости или факта уголовного преследования за преступления, против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
  • Медицинское заключение о состоянии здоровья;
  • Копия свидетельства о браке (если гражданин состоит в браке);
  • Автобиография;
  • Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение);
  • Письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно, на прием ребенка в семью;
  • Копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являлись или являются усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено).

Как получить разрешение на усыновление

Нужно сначала обратиться к сотрудникам органа по опеке. Там вам после соответствующей проверки дадут заключение о возможности быть усыновителем. А для получения разрешения всем впервые усыновляющим, за исключением родственников высокой близости, нужно пройти специальные курсы приемных пап и мам. Это дает допуск к учетной регистрации как вероятных усыновителей.

После прохождения школы нужно подготовить документы для получения разрешения и подать их в опеку. Иностранцам и проживающим за границей такое заключение выдают в государствах по месту регулярного проживания. Нужно написать заявление, в котором указать основные данные паспортов своего и лиц, проживающих вместе с вами. Также нужно сообщить, что нет судимости. Для пенсионеров — размер ежемесячных пенсионных выплат.

Читайте также:  Сколько длится перерыв на обед

Отдельно к заявлению прилагаются:

  • краткая автобиография с указанием места и даты рождения, данных об обучении, проживании, работе, семейном положении;
  • медзаключение о здоровье по форме 164/у;
  • копия свидетельства выпускника Школы приемного родителя;
  • справку по должности и средней зарплате за последний год, другое фиксирующее доходы подтверждение;
  • для людей в супружестве — копию свидетельства брака;
  • для иностранцев – выданный в их государстве документ, что нет судимостей;
  • для незамужних и неженатых проживающих в РФ иностранцев — подтверждение непризнания в их государстве однополых браков.

Алименты на усыновленного ребенка

При усыновлении детей, бывших без родительского попечения, положена выплата разового пособия, компенсации расходов по усыновлению, а для отдельных категорий ежемесячной компенсационной суммы. Конкретные значения определяются для каждого региона, их можно узнать на сайтах органов труда и соцзащиты. Многие субъекты предлагают свои дополнительные системы материального поощрения для усыновителей. Стоит учесть, что средства выделяются не автоматически, а после подачи документов и заявления в учреждения соцзащиты.

Так, в столице и области усыновители детей с инвалидностью, старше 7 лет или являющихся братьями и сестрами получат порядка 133 000 р., в остальных случаях около 17 000 р. Суммы ежемесячных выплат определяются возрастом ребенка, наличием инвалидности и количеством детей в семье. Усыновителям также положены многие выплаты, которые дают при рождении ребенка. Средства должны выделить не позднее чем через 10 дней после подачи заявления.

Для подтверждения оснований для регулярных выплат нужно ежегодно подтверждать документально совместное проживание с усыновленным ребенком.

Процесс усыновления достаточно хлопотный, требует значительных временных затрат и оформления большого количества документов. Сократить, облегчить и сделать более успешным этот нелегкий путь поможет юрист, который специализируется на вопросах удочерения и усыновления.

Если вы потеряли своего ребенка, подождите как минимум год

Алена Синкевич:

– Приёмного ребенка опасно брать во всех случаях, когда есть непроработанные травмы, связанные с прошлым родителей. В первую очередь, это потеря кровного ребенка.

Речь не идёт о том, что кандидатам, потерявшим кровных детей, вообще не стоит брать приёмных.

Но нужно очень внимательно спросить себя: «Когда я беру нового ребёнка, не собираюсь ли я вернуть умершего?»

Травма потери может быть и довольно давней; если у человека в жизни не было возможности прожить своё горе и отпустить его, появление нового ребёнка может стать триггером, который всколыхнёт старую травму.

Путь «замены» плох тем, что новый ребёнок – это ДРУГОЙ человек, со своими реакциями и потребностями. Непроработанная травма опасна: когда начнётся перестройка жизни семьи под нового члена, маму может выбросить в переживание горя. Такая мама может, например, начать ненавидеть нового ребёнка за то, что его появление напоминает о прошедшей боли, либо за то, что новый ребёнок – это не тот, погибший, и она вынуждена обнимать приемного ребенка, хотя хотела бы обнять своего умершего.

Надежда Терехина:

– Паузу стоит взять, если в семье недавно умер и кто-то из близких родственников. Например, если умерла мама будущей приемной мамы, женщине нужно время, чтобы прожить свое горе. Горюющий человек испытывает сильные эмоции, переживает множество незаконченных отношений. На это нужно много сил и времени. В это время женщина не сможет полноценно заниматься ребенком, потому что появление в доме чужого ребенка, особенно подростка, требует от родителей привлечения всех ресурсов.

Насколько человек будет горевать, измеряется не степенью родства, а то, насколько умерший был ему близок. Полное проживание потери обычно занимает около года.

Инвалидность родителей: когда это повод отказаться от усыновления

Алёна Синкевич:

Инвалидность у кого-то из членов семьи может быть препятствием к приемному родительству, только если она серьезно ограничила функциональность человека. Например, известны случаи, когда детей приемным мамам давали даже после нетяжелого инсульта. К сожалению, здесь достаточно трудно провести формальную грань между теми, кто справится с воспитанием детей, несмотря на ограничения возможностей здоровья, и теми, кому они станут помехой для воспитания ребенка.

Надежда Терёхина:

– Однажды я видела ребенка, который воспитывался в семье двух инвалидов третьей группы. Это нетяжелые особенности здоровья, но оба родителя не работали. В тот момент, когда ребенку пришла пора идти в школу, ему оказалось очень сложно объяснить, зачем куда-то уходить из дома, какая активность там вообще бывает, и что, помимо семьи, нужно взаимодействовать ещё с другими людьми в обществе. Примера этому у ребенка перед глазами просто не было.

Дети из детских домов иногда не знают совсем элементарных вещей. Например, понятие «все люди работают» ребенку гораздо легче объяснить, если он видит, что папа ежедневно уходит куда-то на несколько часов. Если родитель работает из дома, ребенку нужно специально проговаривать: «Это – папино рабочее место, сейчас он занят», – описывать, что именно папа делает и в чём смысл его действий. Так контакты с окружающим миром возникают в сознании ребенка хотя бы в описаниях.

Все тайное становится явным

– Недавно был спор в соцсетях про раскрытие тайны. Приемная мама разыскала родственников ребенка, рассказала им про него, ему про них. На нее обрушился шквал негодования, мол, как она могла потревожить людей…

– Когда в семье хранится какая-то тайна, это всегда напряжение. Это большая иллюзия, что мы возьмем ребенка и напрочь забудем о том, что он не наш. Усыновители, которые скрывают от ребенка информацию, всё время будто сидят на пороховой бочке, непонятно, откуда может стать известной эта информация. И часто она становится известной совсем не так, как надо. Когда родители что-то скрывают, ребенок всегда чувствует. И задает вопросы. И чувствует, что его обманывают, поэтому думает, что с ним что-то не то, что его, может, не любят, а может, ему не рады. Он тоже начинает напрягаться, причем сам не понимает из-за чего.

Читайте также:  Расчет алиментов: примеры и калькулятор

С психологической точки зрения гораздо комфортнее всем, если тайны нет. Раскрывать ее надо грамотно, спокойно, без какого-то надрыва, мол, тебя, бедную сиротку, бросили, а мы, такие благородные, тебя подобрали. Не надо этого. Надо так: «Мы очень хотели ребенка, слава богу, что твоя мама тебя родила. Жаль, что она не смогла о тебе заботиться, но не было бы ее, не было бы тебя у нас, такого замечательного».

В какой-то момент ребенок всё равно проявляет интерес к кровным родственникам. Это не имеет отношения к усыновителям, это нормальное желание понимать, кто я такой, откуда взялся. Ребенок найдет, поинтересуется, ему станет что-то понятнее. Некоторые говорят: «Я наконец увидел человека, который на меня внешне похож».

Школа повышает риск возврата ребенка в детдом

– Договариваются, передоговариваются, но всё равно возникают проблемы с возвратами. Мне звонила приемная мама, рыдала, говорила, что не справилась, хочет вернуть ребенка в детский дом. Непреодолимым препятствием стала школа. Вы помогаете в таких случаях?

– У замещающих семей есть служба сопровождения при опеке, которая их, с одной стороны, проверяет, с другой – оказывает психологическую и педагогическую помощь. Если какой-то кризис в замещающей семье, это, прежде всего, задача этой службы.

Бывает, обращаются с этим. Печально, что чаще всего обращаются, когда ситуация пиковая, точка невозврата уже пройдена. Если бы чуть пораньше, когда только начали эти негативные чувства возникать, тогда было бы проще помочь.

– Боятся, что скажут: «Ага, ты не справляешься», что начнут упрекать…

– В том числе. У обычных родителей есть социальная тревожность: как обо мне подумают. У приемных родителей и опекунов эта тревожность еще больше. Их же контролируют, должен же соответствовать… Бывает, довольно легкомысленно относятся к самой идее принять ребенка. Изначально мотивы были слабоваты, поэтому не вывозят потом. Оказывается, те минусы, которые есть в принятии ребенка, как-то не учли, очень романтизировали этот процесс. У кого-то реально сильно меняется семейная ситуация: кто-то умер, остались без работы.

Иногда – не полюбили. Вот никак. Им кажется, что это тоже причина для возврата ребенка. На самом деле, нет. Педагог в школе не любит всех детей или воспитатель в садике, но если он профессионал, он о них заботится, относится к ним с уважением, бережно. Любовь не возникает прямо тут же, сейчас. Привязанность, про которую я говорила, – мы двое, доверяем друг другу, – она же со временем формируется. Ждать, что она за месяц появится, нельзя. Надо пуд соли вместе съесть, тогда она сформируется постепенно.

– По поводу образования и школ: сотрудничаете или нет с этой сферой? Рассказываете учителям про привязанность, про депривацию, про то, что к таким детям нужно иное отношение?

— Хорошо бы, если так, но это не в рамках нашего госзадания. Бывает, мы отвечаем на запросы: записываем видеоролики, готовим раздатку, скидываем литературу для учителей. Есть книга Людмилы Петрановской «К вам в класс пришел приемный ребенок». Она именно для учителей и родителей написана.

Педагогический университет заказывает у нас спецкурс, мы им объясняем, что такое депривация, что такое приемные дети.

– Учитель, например, тоже сетовала, что их этому не учат, не объясняют. Она говорит: «Что мне делать 8 марта с детьми, у которых нет мамы».

– Сложный вопрос, да. Может, предложить сделать подарок учителю, однокласснице.

– Чем случаи возврата опасны для ребенка?

– Очень опасны. Когда ребенок появляется в семье, у него формируется привязанность к родителям, это базовое чувство безопасности – «я хороший, мир хороший и безопасный, тут можно прекрасно существовать». Из таких детей вырастают люди спокойные, уверенные, целеустремленные. Если вдруг привязанность не формируется или нарушается, то нарушается базовое чувство безопасности – «небезопасно в мире» или «меня любить не за что».

Очень многие дети думают: «Я какой-то не такой, поэтому от меня отказались».
Если вдруг ребенок попадает в приемную семью, он сначала не очень доверяет: плавали, знаем. Базовая безопасность уже нарушена. Если у него формируется вторичная привязанность, то он снова научается верить взрослым – «оказывается, меня могут любить, мир может быть безопасным». И тут – оп! – его отдают обратно. И привязанность рушится.

Процедура усыновления по шагам

Для того, чтобы усыновить ребенка, вам понадобится:

  • Обратиться в органы опеки и собрать необходимые документы по списку.
  • пройти обучение в школе приемных родителей (не требуется близким родственникам ребенка, мачехам и отчимам);
  • получить разрешение на усыновление;
  • встать на учет в качестве усыновителя;
  • если вы еще не знаете, кого усыновить — подобрать ребенка;
  • встретиться с ребенком в присутствии органов опеки;
  • обратиться в суд с заявлением об усыновлении;
  • зарегистрировать усыновление в органах ЗАГС;
  • если ребенок будет жить не в России — поставить его на консульский учет.

Школа приемных родителей

Согласно Семейному кодексу России, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, должны пройти специальное обучение в Школе приемных родителей.

Если вы уже являетесь опекуном (попечителем) или усыновителем, повторное обучение в Школе приемных родителей не требуется.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: усыновление — весьма трудоемкий процесс, но стоит понимать, что государство не стремится противодействовать ему, требуя сбора большого пакета документов и соответствия многочисленным требованиям. Оно лишь хочет сделать его максимально соответствующим представлениям о надлежащих условиях воспитания детей.

Процедура усыновления для российских граждан постоянно упрощается, например, последнее нововведение — справку об отсутствии судимости и другие формальные бумаги вместо родителей запрашивают представители органов опеки и попечительства. Поэтому если вы решились, не стоит бояться, нужно лишь уметь правильно воспользоваться ресурсами, и вы сможете навсегда изменить жизнь маленького человека.

Читайте также:  Сделки с недвижимостью при исполнительном производстве

Что нужно для усыновления одинокой женщиной

Список необходимого пакета документов для усыновления Вам выдадут в органах опеки. Этот список приведён ниже.

  • Само заявление, обязательно в трёх экземплярах.
  • Паспорт, оригинал.
  • Свидетельство о рождении, оригинал.
  • Медицинское заключение, там будет прописано, что у Вас нет никаких противопоказаний для усыновления, то есть никаких психических заболеваний. Такая справка действительна три месяца. Направление выдаёт орган опеки, в который Вы обращаетесь.
  • Справка, подтверждающая отсутствие судимости.
  • Свидетельство на право имущество, которое докажет, что Вы можете обеспечить усыновленному постоянное место жительства.
  • Выписка из домовой книги, в которой будет написано количество приписанных в доме человек.
  • Справка о доходе, где обязательно будут указаны должность и сумма дохода.
  • Автобиография. Её Вы пишите сами, указывая основные этапы жизни, коротко рассказывая о себе. Органы опеки предоставят Вам образец.

Дети не бывают плохими

Многие из тех, кто готовится стать приемными родителями, говорят о страхе не полюбить ребенка из детдома. Как часто к вам обращаются с такой проблемой?

Такого страха в моей практике не было, все-таки приемные родители настроены на то, чтобы полюбить ребенка, который придёт в семью. Но есть другая проблема, она появляется позже: своего ребенка я люблю сильно, а приемного — раз в сто меньше. Признаться в негативных чувствах, поговорить о них — это уже большой плюс и залог того, что будет прогресс. Дальше начинается работа над конкретной проблемой — что не так, что раздражает. Важно открыто говорить про все, не оставляя табуированных тем.

И к какому выводу приходите, разбирая подобные проблемы?

Причина в значительной части случаев — это детский опыт самих родителей. В России очень много социальных сирот: детей, которые живут во внешне благополучных семьях, но не получают от родителей необходимых откликов, не чувствуют, что они любимы и ценимы такими, какие есть. Часто это «условная» любовь: будешь хорошим — будем любить. Либо детей делят: вот этот у нас хороший, а этот — плохой. Это опять же проблема родителей, как правило, матери. Для детей, причем для обоих, такое разделение ужасно.

Почему ребенку лучше быть в семье

Ребенок в детском доме, во всяком случае в современном его состоянии, — это объект на передержке. В большинстве мест жуткие казармы советского периода канули в прошлое: современный детдом — вполне чистое, хотя и явно казенное заведение, в котором детей, как правило, не бьют, не морят голодом и уж точно не изнуряют трудом — их моют, причесывают, укладывают спать, отправляют на уроки в общеобразовательные школы по соседству, выдают им регулярно чистые штаны и носки, кормят, моют за ними посуду и в целом ничего от них не требуют, если они не очень шумят и не дерутся. Непослушных отправляют в психбольницы, их там таблетками и уколами лечат от непослушания. Возвращаются послушными. При этом степень нравственного и умственного одичания детей в большинстве даже хороших детдомов не поддается описанию, так как воспитанники по большей части предоставлены обществу друг друга и телевизора. Работающие посменно воспитатели и нянечки регулярно увольняются, заменяются новыми, значимых взрослых у детей нет, взрослые редко к ним прикасаются, еще реже разговаривают, особенно один на один. Детдомовец с первых недель жизни начинает отставать от домашних сверстников: его редко носят на руках, с ним мало лепечут, он лежит в кроватке один, ожидая, когда придет его очередь на общение с нянюшкой. Он позже начинает говорить, улыбаться, ползать. Чтобы пообщаться с взрослым, ему нужно конкурировать с толпой сверстников. В три года его забирают из привычного дома малютки и переводят в детдом для старших детей — в новый коллектив, новый дом, часто в другой город. Там заточение и отставание продолжается: в город детей не выпускают, своего имущества и места дети не имеют, они практически лишены возможности уединения, их толком не воспитывают и особо ничему не учат, они варятся в собственном бульоне из усвоенных в родных семьях житейских правил, которые могли бы потрясти опытного зэка. Иногда приезжают волонтеры, задаривают конфетами, игрушками и телефонами — все это быстро съедается и ломается. Но в целом жизнь ребенка в приличном детдоме сегодня трудно назвать несчастной. До восемнадцати лет он вполне может ощущать себя принцем в странном закрытом королевстве, принцем, которому все должны просто по факту его существования: его жалеют, хвалят за любой чих, дают ему вкусные вещи. А потом уходят.

Но вот принцу исполняется восемнадцать лет, и он превращается в тыкву. Последнее, что ему выделяют, — плохонькую комнатку или однокомнатное помещение в общежитии семейного типа — сирот наше государство снабжает жильем. И он остается один в новой клетке. Крайняя скудость личного опыта вкупе с определенной избалованностью и бесконечной праздностью приносит свои плоды: бывший детдомовец обычно совершенно не готов к самостоятельной жизни. Он не знает, как разбить яйца, как кипятить воду, как платить за свет и пользоваться общественным транспортом. Он не приучен к труду, не умеет обращаться с деньгами. У него нет ни родных, ни близких, ни круга общения (кроме тех двух замечательных господ, с которыми он познакомился вчера на вокзале и которые пока поживут у него, если он будет бегать за водкой). Неудивительно, что к тридцати годам трое из четырех выпускников детдомов либо спиваются, либо торчат, либо сидят, либо уже покинули наш мир, предварительно населив свой бывший детдом парой собственных отпрысков…

Поэтому люди, которые вырывают детей из этого колеса безнадеги, делают очень правильную и достойную вещь. Очень похожую на смысл жизни, как бы мы ни старались избегать всякой патетики.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *