Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход через дорогу на перекрестке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Все участники дорожного движения обязаны выполнять ПДД, и не важно на чем они передвигаются: на машине, велосипеде, мотоцикле или на своих двоих. Особенно это актуально для пешеходов, так как они осуществляют переход улицы без средств защиты.
Правила перехода пешеходами дороги.
Правила дорожного движения действуют равнозначно для всех его участников, включая пешеходов, с тем лишь отличием, что установленных требований для них значительно меньше. В процессе перехода проезжей части каждый гражданин должен соблюдать ряд правил:
- Переход дороги допускается только в местах, специально предназначенных для этого. В свою очередь, к таким зонам относятся: надземные и подземные переходы, нерегулируемые и регулируемые перекрестки и участки дороги с соответствующей разметкой в виде «зебры», места со специальными дорожными знаками.
- Допускается переход проезжей части по линии обочины, а также тротуара в местах без знаков и разметки, если отсутствует вероятность создания помех иным участникам движения.
- Если отсутствует разметка, то переходит дорогу следует перпендикулярно от одного края тротуара к другому.
- На регулируемых пешеходных переходах необходимо дождаться разрешающего сигнала инспектора или светофора;
- Несмотря на приоритет движения по «зебре», при пересечении нерегулируемых перекрестков следует убедиться в своевременной остановке всего транспорта.
Что попадает под переход в неположенном месте?
Переход в неположенном месте – это факт любого пересечения дороги в зонах без специальных знаков и разметки, а также несоблюдение правил собственной безопасности в ходе движения через проезжий участок.
Таким образом, правонарушение совершается, если пересечение дороги происходит вне:
1. Наземного перехода — это регулируемые и нерегулируемые участки с нанесенной на дорогу разметкой в виде «зебры» и/или обозначенные спецзнаком.
2. Надземного перехода – конструкция, проходящая над автомобильной дорогой.
3. Подземного перехода – сооружение в виде туннеля, проходящее под дорожным полотном.
К числу наиболее распространенных случаев неправильного перехода дороги можно отнести:
- Выбор участка для пересечения проезжей части вдалеке от предназначенных для этого местах;
- Пересечение дороги, не доходя до пешеходного перехода;
- Игнорирование наличия перехода, например, надземного, и следование через дорогу по проезжей части;
- Создание аварийной ситуации ввиду невнимательности, спешки или пренебрежением безопасностью передвижения.
- Отсутствие светоотражающих эмблем на одежде пешехода в темное время суток.
Я собираюсь получать права в будущем – повлияет ли штраф на это?
По закону тоже нет. Но на практике бывали случаи, когда инспекторы МРЭО, принимающие экзамены на получение водительских прав могли специально «заваливать» кандидатов в водители.
Тем не менее, и это тоже непроверенная информация. Она может не соответствовать правде, а описанные случаи чаще касаются очень грубых правонарушений (если вы неоднократно попадались в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, скрывались с места ДТП, будучи без прав и подобных).
Обжалование постановления.
Пешеходы имеют право обжаловать вынесенное в их адрес постановление в следующей последовательности:
1. Написать и направить заявление от своего лица руководителю отделения ГИБДД, принявшего постановление, с требованием его отмены;
2. Если по заявлению получен отказ или оно оставлено без внимания, то подается иск в судебную инстанцию по месту нахождения инспекции;
3. Дело рассматривается в судебном порядке с учетом всех представленных доказательств.
4. Принимается решение в пользу истца или ответчика. Если иск удовлетворен, то выписку по решению суд направляет в отделение ГИБДД. Вместе с тем, заявитель вправе самостоятельно передать ее по адресу назначения.
5. Формируется постановление, отменяющее предыдущее.
Стоит отметить, что постановление может обжаловаться, минуя подачу заявления в ГИБДД.
Несогласный оштрафованный гражданин имеет право оспорить предъявленное обвинение или выписанный штраф за переход в неположенном месте.
Обжалование постановления об административном правонарушении может быть осуществлено в отделении Госавтоинспекции, куда потребуется написать жалобу на имя начальника ГАИ. Если гаишники отказывают в пересмотре решения, недовольное штрафом лицо, имеет право подать в суд на инспектора или на начальника ГАИ.
Сроки обжалования ограничены, т.е. свое недовольство в письменной форме можно будет предъявить суду в первые десять дней с момента оформления правонарушения.
Для оспаривания в суде потребуется собрать определенный пакет документов и заручиться поддержкой свидетелей, которые, не нарушая закон, смогут подтвердить невиновность истца.
Спорность правонарушения может быть решена также с применением аудио, видео и фотоматериалов, главное требование к доказательной базе будет ее подлинность.
Штраф за переход в неположенном месте предусмотрен КОАП и составляет пятьсот рублей. Его выписывают сотрудники ДПС лишь тогда, когда человек просто перешел дорогу в неположенном месте, но никаких негативных последствий в данном случае не произошло. Тем не менее, так бывает не всегда.
Иногда происходит и такое, что пешеход, решивший быстренько перебежать через дорогу, может создать серьезные помехи для движения транспортных средств и даже аварийную ситуацию. В подобном случае последнего ожидает штраф в сумме одной тысячи рублей.
Если из-за неправомерных, неосторожных действий пешехода, совершенных в нарушение норм ПДД, не сильно пострадал другой участник движения (например, водитель, пассажир), то его также ждет денежное наказание. Административный штраф в данном случае будет составлять от 1000 до 1500 рублей.
Для того чтобы избежать возможных проблем с законом, пешие участники движения, как и водители, просто обязаны соблюдать нормы ПДД.
Если вам был выписан штраф и вы с ним согласны, оплату нужно произвести как можно быстрее: на пешеходов–нарушителей так же, как и на водителей, в полной мере распространяются правила о так называемой «скидке» 50% при осуществлении платежа в первые 20 дней.
Оплачивать штраф нужно обычным способом (на сайте ГИБДД или в терминалах, через банк и т.д.) и только после того, как вы убедились, что постановление действительно вынесено и определена сумма к уплате.
В отличие от нарушений со стороны водителей, пешеходы, получившие штраф за переход в неположенном месте, всегда знают, что в отношении них был собран административный материал. Ведь для этого инспектору нужно пообщаться лично с нарушителем, уточнить его паспортные данные. Привлечение к ответственности пеших участников дорожных отношений по данным видеокамер практически невозможно – идентификационные данные, в отличии от транспортного средства, отсутствуют. Поэтому, когда возникает вопрос «как проверить наличие штрафа», скорее всего, имеется ввиду «как убедиться в наличии или отсутствии штрафа, удостовериться в соответствии суммы и узнать номер квитанции». Об этом можно получить полную информацию:
- на любом посту ГИБДД;
- на сайте «штрафы ГИБДД»;
- на сайте «госуслуги» (выбрать вкладку Транпорт, потом – ГИБДД, получение информации об административных правонарушениях);
- у приставов путем личного присутствия в отделе или на официальном сайте;
- во многих приложениях банк-онлайн есть функция поиска штрафов по фамилии или номеру постановления, с возможностью тут же оплатить.
Если пешеход переходит дорогу в неположенном месте кто виноват
Переходить ж/д пути можно только в строго определенных местах. В 2021 году штраф за нарушение установленных правил составляет всего 100 руб. Но необходимо понимать, что передвижение по ж/д путям затруднено их конструкцией, и выбраться из опасной ситуации при движении поезда сложнее.
Для водителей транспортных средств и пешеходов, считающих, что их наказание неправомерно, установлен единый порядок обжалования постановлений . Этапы действий:
- направление заявления руководителю отдела ГИБДД, где было зафиксировано правонарушение (срок ответа – 30 дней);
- если результата не последовало либо решение оказалось неудовлетворительным, направляется исковое заявление (в суд по месту регистрации отдела).
К иску необходимо прилагать подтверждающие документы, привлекать свидетелей. Если суд вынесет решение об отмене, заявитель получает выписку, с которой следует обращаться в ГИБДД для реализации действия. На подачу заявления дается только 10 суток с момента составления протокола.
Соблюдение ПДД входит в обязательство не только водителей, но и пешеходов. При переходе дороги они должны руководствоваться следующими правилами:
- Пересечение проезжей части возможно только в специально отведенных для этого местах: подземных и наземных переходах, по «зебре» на регулируемых и нерегулируемых перекрестках, на участках, обозначенных специальными знаками или разметкой.
- Если нет подходящего места для перехода, перейти дорогу можно по линии тротуара или обочины, предварительно убедившись в отсутствии помех для других участников ДД.
- При отсутствии «зебры» переходить дорогу необходимо от края одного бордюра до другого под прямым углом.
- При переходе на нерегулируемой «зебре» пешеход должен убедиться, что все транспортные средства успевают остановиться и пропустить его. Нужно внимательно оценивать дорожную обстановку. Юридически водитель, сбивший человека на пешеходном переходе, окажется виновником, но фактически пострадавшему пешеходу в лучшем случае придется долго лечиться в больнице, путь и за деньги виновного лица.
- Не допускается создание аварийных ситуаций для других участников движения. Нельзя переходить дорогу в оживленных местах, не оборудованных специальными знаками или разметкой – это может привести к ДТП.
- Переходить дорогу необходимо без остановки, за исключением случаев, когда гражданину приходится пропускать автомобили, не успевающие остановиться.
- Своими действиями на дороге нельзя вводить водителей в заблуждение. Стоя перед «зеброй», нужно внимательно посмотреть по сторонам. Часто бывает так, что люди сперва делают шаг вперед, а затем, передумав, возвращаются на тротуар. Административной ответственности за это нет, но, если водитель решит, что пешеход не собирается переходить, а тот снова вступит на «зебру», может произойти ДТП.
- При движении по проезжей части в ночное время за пределами населенного пункта пешеходам необходимо иметь на одежде светоотражающие полосы.
Важно! Если пешеход начал переходить дорогу, но увидел автомобиль со спецсигналами, он должен незамедлительно вернуться на тротуар и пропустить экстренную службу. То же самое касается и начала движения по переходу: при приближении такого транспортного средства необходимо уступить ему дорогу, и только потом начинать маневр.
В соответствии с нормами российского законодательства любое транспортное средство – это источник повышенной опасности. Именно по этой причине каждый водитель несет гражданскую ответственность за причиненный вред, полученные пострадавшим в результате эксплуатации автомобиля.
По нормам законодательства, собственник транспортного средства, вне зависимости от того, по чьей именно вине произошло дорожно-транспортного происшествия, должен возместить следующие расходы:
- Расходы на лечение или похороны пострадавшего в результате столкновения пешехода.
- Расходы на испорченную в результате ДТП одежду.
- Расходы, связанные с иными материальными потерями пострадавшего.
Однако автомобилист может обжаловать полученное определение суда, подав встречный иск. Для этого ему потребуется доказать, что вред был нанесен в результате умышленного намерения пострадавшего или под действием непреодолимой силы.
Чтобы избежать ответственности за наезд на пешехода вне пешеходного перехода или смягчить размер наказания, водитель должен придерживаться определенного порядка действий после аварии:
- Прежде всего водитель должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшему, вызвать на место происшествия сотрудников скорой помощи.
- Следующий шаг – зафиксировать место дорожно-транспортного происшествия, просить свидетелей, получить их письменные показания, которые в дальнейшем можно будет приложить к постановлению сотрудников ГИБДД.
- Желательно отправить запрос на получение записи с видеокамер, расположенных по месту аварии.
Стоит помнить о том, что в Центре телеавтоматического управления такие записи хранятся всего 3 дня, поэтому с запросом стоит поторопиться.
Как только на место происшествия прибудут сотрудники ГИБДД, вам необходимо им рассказать о том, как все произошло. Если у вас или у свидетелей ДТП есть видеозапись происшествия, то обязательно сообщите об этом инспектору ГИБДД.
Далее инспектор ГИБДД должен составить протокол и схему ДТП, эти документы должны быть составлены на месте.
Обязательно следите, за правильностью составления схемы ДТП и если вы с чем то не согласны, то требуйте вносить изменения, внимательно следите, за тем как изображается дорога, сколько указано на ней полос, направление движения вашего транспортного средства, расположение осколков, изображение тормозного пути и прочие элементы дорожной структуры и следы ДТП. Также внимательно читайте протокол, если в документах или схеме есть детали с которыми вы не согласны, то требуйте исправлений или пишите в протоколе, с чем конкретно вы не согласны, от подписания документов если вы с ними не согласны не отказывайтесь, это вам ничего не даст, просто в приложении напишите, с чем вы не согласны и подпишите документы.
Вы сбили пешехода и он в любом случае получил травмы, хоть и на первый взгляд кажущиеся незначительными.
В такой ситуации, выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проводится административное расследование, обычно такое расследование занимает до 1 месяца, но данный срок может быть увеличен согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 28.7 КОАП РФ и увеличен срок рассмотрения может быть до 6 месяцев, по решению руководителя вышестоящего органа.
Третий вид ответственности, к которому может быть привлечен автомобилист, совершивший наезд на человека – уголовная. К данному виду наказания прибегают только в том случае, если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадавший получил тяжкие повреждения или скончался.
Уголовная ответственность назначается в соответствии со статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормами данного правового акта, водитель может быть привлечен к ответственности в виде лишения свободы сроком от полугода до 7 лет. Размер наказания зависит от нескольких обстоятельств:
- Если после ДТП водитель не оказал пострадавшему помощь.
- Если в момент аварии автомобилист находился в состоянии алкогольного опьянения.
Кроме этого такой автолюбитель в обязательном порядке лишается своего водительского удостоверение на срок в 3 года.
В ситуации, когда водитель совершил наезд сразу на двух пешеходов, он может быть осужден на 9 лет.
Таким образом, административный кодекс касается не только водителей. Две основные статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ непосредственно распространяются на деятельность пешеходов или других участников дорожного движения (например, велосипедистов, а также операторов буксируемых животных и т. Д., Кроме водителей):
1. за нарушение каких-либо правил дорожного движения (в том числе связанных с переходом дороги в неположенном месте) пешеход может получить предупреждение или быть оштрафован на 500 рублей.
Возникает вопрос – в каких случаях виновного можно оштрафовать, а в каких – избежать выговора? Исходя из общей практики, можно сделать вывод, что первого нарушителя правил дорожного движения обычно предупреждают избегать такого поведения в будущем, несколько нарушителей одного и того же требования закона наказываются штрафом.
Если вас оштрафовали и вы согласны со штрафом, вы должны заплатить как можно скорее: на пешеходов, а также водителей распространяется так называемая «Скидка 50%» при оплате в первые 20 дней.
Штраф необходимо оплатить в обычном порядке (на сайте Госавтоинспекции или в терминалах, через банк и т. Д.) И только после того, как убедится, что решение действительно принято и указана сумма к оплате.
В отличие от правонарушений, совершаемых водителями, пешеходы, оштрафованные за вторжение, всегда знают, что против них были загружены административные материалы. Ведь для этого инспектор должен лично поговорить с нарушителем, чтобы уточнить его паспортные данные. Привлечь к учету пешеходов на дороге с помощью видеокамер практически невозможно – идентификационные данные отсутствуют, в отличие от транспортного средства. Поэтому, когда задают вопрос «Как проверить наличие штрафа», вы, вероятно, имеете в виду «Как убедиться в наличии штрафа, проверить сумму и номер квитанции». Вы можете получить полную информацию по этой теме:
на каждой позиции ГИБДД; на сайте «ГИБДД» (мандаты ГИБДД) на странице «госуслуги» (выберите вкладку «транспорт», далее «ГИБДД», получите информацию об административных правонарушениях) у судебных приставов при личном присутствии в отделении или на официальном сайте; Многие приложения онлайн-банкинга имеют функцию поиска штрафов по названию или номеру постановления с возможностью немедленной оплаты.
Вы можете сэкономить и заплатить 50%, убедившись, что билет действительно оформлен и еще не прошло 20 дней. Но сделать это можно только в том случае, если вы согласны с наказанием. В противном случае вы можете обжаловать решение суда.
Когда пешеход, привлеченный по статье УПК РФ за переход дороги в неположенном месте, хочет оспорить ситуацию и последующее наказание, обратиться в суд и обжаловать решение в течение 10 дней. Обратите внимание:
- При составлении документов в графе «Объяснение нарушителя» или после предложения подписать, письменно выразить отрицание вины или, в целом, факт нарушения (например, «с привлечением к административной ответственности на основании таковых»). и с такой статьей КоАП РФ категорически не согласен, не нарушил правила дорожного движения); вы имеете право знакомиться со всеми материалами, как в суде, так и при составлении заключения; Вы имеете право представить свои доказательства (показания, данные с видеокамер из ближайших зданий – магазинов, парковок и т. Д.;) Вы имеете право составить схему и прикрепить фотографии, по которым можно понять вид дороги, наличие или отсутствие «зебры» в поле зрения и т. д.
Пешеходы – такие же участники дороги, как и водители транспортных средств. Иногда простое невнимание при переходе дороги превращается в грубый проступок. В связи с увеличением количества ДТП по вине пешеходов законодатель установил жесткую систему наказаний для граждан, регулярно нарушающих правила поведения на дороге.
В городах все центральные дороги оборудованы светофорами или пешеходными переходами. Однако многие нетерпеливые горожане не хотят дожидаться светофора или пройти лишние метры до «зебры». Но попадание в неправильное место может иметь ужасные последствия.
Правила дорожного движения прямо требуют, чтобы пешеходы переходили дорогу в специально отведенных местах. При отсутствии светофоров и тротуаров разрешается переходить дорогу под прямым углом в местах, где нет разделительной полосы или ограждения. Дорога должна быть полностью видна в обоих направлениях.
В любой другой ситуации запрещается переходить дорогу в не предназначенных для этого местах. Соблюдение простых правил – обязанность каждого пешехода, в противном случае ему грозит серьезное наказание со стороны ГАИ.
Статья 4 Правил дорожного движения устанавливает все обязанности пешехода. Переходить дорогу разрешается по виадукам и подземным переходам, на светофорах и по «зебре». Статья 12.29 КоАП предусматривает административное наказание нарушителей, переходящих дорогу в ненадлежащих местах. Таким гражданам грозят различные санкции ГАИ:
- За первое нарушение правил дорожного движения, заключающееся в переходе дороги в запрещенном месте, сотрудники ГИБДД после проверки документов могут ограничиться устным выговором в адрес нарушителя. Неоднократное нарушение правил может повлечь административную ответственность в виде билета за проезд в запрещенном месте. Он должен быть оплачен в установленный срок. За наиболее серьезные нарушения правил пешеход может быть привлечен к уголовной ответственности.
Каждый день количество инцидентов исчисляется тысячами, но исправить любое подобное нарушение проблематично. Тем не менее автомобилисты все чаще гоняются за нерадивыми пешеходами. В 2018 году ему придется заплатить 500 рублей, чтобы перейти дорогу в неположенном месте.
Правила перехода пешеходами дороги.
Правила дорожного движения действуют равнозначно для всех его участников, включая пешеходов, с тем лишь отличием, что установленных требований для них значительно меньше. В процессе перехода проезжей части каждый гражданин должен соблюдать ряд правил:
- Переход дороги допускается только в местах, специально предназначенных для этого. В свою очередь, к таким зонам относятся: надземные и подземные переходы, нерегулируемые и регулируемые перекрестки и участки дороги с соответствующей разметкой в виде «зебры», места со специальными дорожными знаками.
- Допускается переход проезжей части по линии обочины, а также тротуара в местах без знаков и разметки, если отсутствует вероятность создания помех иным участникам движения.
- Если отсутствует разметка, то переходит дорогу следует перпендикулярно от одного края тротуара к другому.
- На регулируемых пешеходных переходах необходимо дождаться разрешающего сигнала инспектора или светофора;
- Несмотря на приоритет движения по «зебре», при пересечении нерегулируемых перекрестков следует убедиться в своевременной остановке всего транспорта.
Штраф по статье КоАП за переход дороги в неположенном месте.
Итак, наступление административной ответственности за нарушение перехода дороги происходит по статьям КоАП № 12. 29, а также 12. 30. В свою очередь, наказание может иметь следующие виды:
1. Предупреждение. Как правило, дается пешеходам за первое нарушение, не повлекшее серьезных последствий.
2. Штраф:
- 500 рублей за переход дороги в неположенном месте повторно или большее количество раз;
- 1 000 рублей за неправильный переход, послуживший возникновению помех транспорту, а также аварийной ситуации. Как правило, для этого должна существовать доказательная база в виде фото, видеосъемки и свидетельства очевидцев;
- 1 000 — 1 500 рублей, если действия пешехода привели к возникновению ДТП с причинением вреда здоровью или жизни хотя бы одному из участников.
Тем не менее, для пешеходов действует аналогичное льготное правило наравне с автовладельцами. Если штраф оплачивается в течение двадцати дней, то к оплате подлежит половина указанной в постановлении сумма.
Административное наказание
Итак, не только водители привлекаются по административному кодексу. Непосредственно к действиям пешеходов или других участников дорожного движения (например, велосипедистов, а также управляющих гужевым транспортом и т.д., кроме водителей) относятся две основные статьи – 12.29 и 12.30 КОАП РФ:
1. за нарушение любых правил дорожного движения (в том числе и относящихся к переходу через дорогу в неположенном месте) пешеходу может быть объявлено предупреждение или наложен штраф 500 рублей.
Возникает вопрос – в каких случаях на нарушителя может быть возложен штраф, а в каких можно отделаться предупреждением? Из общей практики можно сделать вывод, что впервые нарушившего требования ПДД обычно предупреждают о недопущении впредь такого поведения, повторно нарушившему одно и то же требование закона выписывают штраф.
В то же время, инспектор ГИБДД вправе обязать заплатить 500 рублей уже за первое выявленное нарушение пешеходами правил о переходе дороги, что часто их возмущает и является предметом обжалования административного постановления.
2. за создание явных помех в движении других участников наказание может быть в виде штрафа в размере 1000 рублей. Составление таких административных протоколов в отношении пешеходов еще реже, чем просто за несоблюдение правил перехода дороги. Отчасти это объясняется тем, что создание явных помех должно быть документально подтверждено, то есть должна иметь место, к примеру, фиксация вынужденного аварийного маневра водителя, бесспорно подтвержденная вескими доказательствами. Обычно сбор таких доказательств затруднителен, поэтому привлечение к ответственности по данной норме (ч. 1 ст. 12.30 КОАП РФ) относится в большей степени к редким случаям.
3. ч. 2 ст. 12.30 КОАП РФ в редакции 2020 года предусматривает штраф от 1000 до 1500 рублей за действия пешехода, в том числе и за переход дороги в неположенном месте, если есть последствия в виде причинения телесных повреждений здоровью. При этом тяжесть таких повреждений должна соответствовать легкой или средней степени.
Кто может считаться пострадавшим в такой ситуации? По смыслу закона, один или несколько участников дорожного движения, которым был причинен вред в результате действий пешехода-нарушителя.
Пример. В январе 2020 года Гражданин Н. пересекал проезжую часть в месте, где нет перехода (при этом «зебра» находилась в 50 метрах от этого места, была нарушителю видна). Гражданин Н. выбежал на дорогу, несмотря на плотный поток транспортных средств, и, не убедившись в отсутствии машин на третьей по отношению к нему полосе (обзор был закрыт двигавшейся фурой), создал аварийную ситуацию. В результате легковой автомобиль совершил наезд на другого пешехода, двигавшегося по «зебре». Пострадавшему был причинен легкий вред здоровью, гражданину Н выписан штраф 1500 рублей, впоследствии к виновному пешеходу был предъявлен иск о возмещении стоимости лечения.
Когда пешеходу могут выписать штраф за переход в неположенном месте?
В российских городах все дороги оборудованы пешеходными переходами либо светофорами. Обычно они стоят в самых проходимых местах. Но многие пешеходы не желают подождать пару минут или пройти несколько лишних метров, чтобы, не подвергая себя опасности, перейти дорогу в специально отведенном месте. Такое поведение на дороге может закончиться плачевными последствиями.
В ПДД четко указано, что пешеходы обязаны переходить через дорогу только в специально созданных местах. Когда в зоне видимости человека отсутствуют пешеходные дорожки или светофоры, разрешено пересекать проезжую часть под прямым углом ближе к краю проезжей части там, где отсутствует разделительная полоса или же ограждения. При этом дорога в обе стороны должна полностью просматриваться. Во всех остальных ситуациях пересекать дорогу в непредназначенном для этого месте запрещено. За это можно получить внушительных размеров штраф от сотрудников ГИБДД. Соблюдать эти простые правила обязан каждый пешеход.
Что говорят ПДД для пешеходов
Законодательными нормами РФ установлена административная ответственность автомобилистов и пешего населения за несоблюдение ПДД. В большинстве вариантов наказание выражается в финансовом взыскании, однако, в ряде обстоятельств предусматриваются и более жесткие наказания.
К наиболее частым нарушениям пешеходов можно отнести переход улицы в запрещенном участке, которое наказывается в форме предупреждения или наложением финансового взыскания. При этом, вид наказания определяется работником ГИБДД, который субъективно оценивает дорожную обстановку.
Основные правила для пешеходов отображены в гл. 4 ПДД, где изложены следующие обязанности пешего гражданина:
- Пересекать улицу допускается лишь в местах, выделенных для осуществления этого действия (по наземным или подземным переходам).
- При отсутствии выделенных мест, переходить можно по линии тротуаров, а при отсутствии тротуара – по линии обочины.
- На регулируемых перекрестках разрешается передвижение на светофор лишь с зеленым сигналом или по разрешению регулировщика.
- При отсутствии нанесенных пешеходных полос («зебры»), передвижение должно осуществляться в прямоугольном направлении к противоположной стороне улицы, а не «по диагонали».
- Приступить к пересечению улицы человек должен после оценивания дорожной обстановки и убеждения в безопасности перехода с достаточным просмотром дорожного участка с обеих сторон автомобилистами передвигающихся ТС, отсутствия стоящих автомашин, спецтехники и построек, загораживающих видимость.
- Приступать к переходу проезжего полотна можно лишь после того, как определена дистанция между пешим лицом и приближающимся ТС.
- Не допускается создание помех для прочих участников передвижения на дорогах и провоцирование аварийных обстоятельств.
- Пересекая улицу, человек должен идти, а не бежать, не останавливаться по средине проезжего полотна без причины.
Нередко можно столкнуться с такой обстановкой, когда пешеход никак не решиться переходить, стоя на обочине, что вынуждает автомобилиста к выполнению неправильных действий:
- Например, непонятно, намерен ли пешеход переходить по пешеходному переходу, если сделал наклон корпусом тела, затем остановился. В такой обстановке, автомобилист не может понять, будет ли пешеход переходить улицу или нет, пропускать его – или продолжать движение автомобиля. ПДД не допускают такое поведение пешехода, так как из-за этого автомобилисты не знают, как себя вести, что может привести к аварийной обстановке.
- В темное время суток, пересекая дорогу вне населенного пункта, пешему человеку необходимо иметь соответствующие светоотражающие устройства или предметы со светящими эффектами.
- Особое внимание предусматривается для пешеходов, увидевших приближение автомобиля со специальными звуковыми или световыми сигналами. В этом варианте пешеход обязан прекратить пересечение улицы или дороги и вернуться назад на обочину.
Подводя итоги, можно отметить, что предписаний для пешехода, изложенных в ПДД, достаточное число. В то же время, требуется отметить, что нередко приходиться сталкиваться с обстоятельствами, когда пешеход не знает, как себя вести в сложившейся ситуации, так как знания ПДД среди населения находятся на низком уровне. Такое положение нередко приводит к аварийным ситуациям, создаваемым по вине пешеходов.
Случается, что водители сбивают пешеходов, которые кинулись им под колеса сами, чтобы получить денежную компенсацию сразу на месте. Мошенники в этом случае точно рассчитывают траекторию падения, чтобы получить лишь небольшие повреждения. Опасаясь приезда ДПС «виновный» водитель пытается загладить свою вину деньгами.
Обычно так поступают те, кто не знает, что пешеход несет ответственность, как и все остальные участники движения. Если такое произошло, то нужно дождаться приезда ДПС и добиться составления протокола, в котором будет зафиксирована вина самого пешехода, а не водителя. Разногласия может вызвать и ситуация, когда пешеход переходит дорогу в положенном месте, но его, например, не видно, так как улица не освещена.
В этом случае по ПДД он обязан подсвечивать себе дорогу, но такое бывает крайне редко. Доказать вину водителя при таких ДТП довольно сложно, так как формально виноват пешеход. Случается и так, что пешеходный переход закрыт на реконструкцию, а других вариантов для прохода просто не оставлено. В этом случае, пешеход, нарушивший правила, вполне может обратиться с регрессным иском к дорожным службам.
Если возникла спорная ситуация не нужно скрываться с места аварии. Нужно обменяться контактами со всеми участниками ДТП, давать пояснения, участвовать в составлении схемы и протокола, который потом вы же можете обжаловать. Проследите, чтобы в протоколе точно отображалось положение машин, схема вашего движения, место нахождение потерпевших, свидетелей.
Точное отображение ситуации может стать доказательством вашей невиновности. В помощь пострадавшим – данные с видеорегистраторов или веб-камер внешнего наблюдения. С их помощью можно восстановить аварию поминутно и определить, кто был ее виновником.