Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда лучше отдавать ребенка в садик?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Да, что-то еще, если вовремя спохватитесь и готовы будете вложиться – энергетически и материально — можно будет исправить вместе с психологом. Но большую часть последствий вы отправите в наследство. Детские травмы капсулируются и спустя время активируются в ключевых жизненных точках. Общий баланс — отношения с партнерами, родительство, успешность в работе, отношения с собой (к своему телу, здоровью) и миром — завязан на последствиях детских историй.
Влияние посещения детского сада на развитие детей
Ученые из Германии, опубликовавшие данные своего исследования в журнале Gesundheitswesen, изучали влияние посещения дошкольного учреждения на развитие детей с учетом социально-демографических факторов. В результате они пришли к выводу, что посещение детского сада положительно влияет на психомоторное развитие детей 5—6-летнего возраста. Это особенно касается тех малышей, которые растут в семьях, воспитываемых одним родителем или имеющих большое количество братьев и сестер.
В другом исследовании британских специалистов изучалось влияние дошкольного образования в детских центрах на когнитивное и социально-эмоциональное развитие ребёнка. Согласно данным, опубликованным в журнале Trials, посещение таких учреждений полезно для познания, социально-эмоционального развития и поведения ребёнка.
Кристина, которую отдали в садик в 1,5 года
Но как-то раз ко мне пришла на прием мама с дочкой, Кристиной (3 года). Девочка смышленая, любопытная. Но шагу шагнуть от мамы не может. А мама пришла с тревогой по поводу развития речи. Малышка умная, но практически ничего не говорит.
Играла Кристина со мной, не отходя от мамы, хотя при этом в садик ходила. Наблюдаются у врача, который и рекомендовал посещение нейропсиолога. Девочку мама была вынуждена отдать в садик в 1,5 года, поскольку на тот момент маме нужно было работать. Кристина ходила туда с трудом, все время плакала, не отпускала маму. А потом просто смирилась, но речь развиваться словно перестала.
После той консультации я стала больше замечать, что таких деток, как Кристина, очень много. Я не веду статистику, конечно, но наблюдаю такую взаимосвязь: чем раньше малыша отдают в детский садик, тем сложнее у него развиваются определенные высшие психические функции (внимание, мышление, речь и т.д). Многие родители и специалисты со мной не согласятся. Я и не претендую на правоту, я только лишь делюсь своими наблюдениями.
В чем конкретно я как нейропсихолог вижу эту взаимосвязь?
Со скольки лет отдашь ребенка в садик – на столько и будет развит его мозг?
В 1-1,5 года для ребенка символом безопасности является мама и папа. Малыш интуитивно чувствует, что он не сможет о себе позаботиться, поэтому ему важно видеть и чувствовать рядом именно «своих» взрослых. Когда мама приводит ребенка в таком малом возрасте в садик, малыш испытывает сильнейший стресс. Ему страшно, поскольку его маленький, но очень важный безопасный мир в лице мамы внезапно исчезает.
Это мы, будучи родителями и взрослыми рациональными людьми, прекрасно знаем, что вечером встретимся со своим ребенком, а вот малыш этого не понимает. Ребенок в этом возрасте живет в режиме «здесь и сейчас». И если мамы сейчас нет, значит и не будет. Иногда дети выражают этот страх криками и протестами, а иногда просто «уходят в себя».
Многие родители с гордостью говорят мне о том, что их малыш почти не плакал и вел себя спокойно. Это наша родительская иллюзия, это нам взрослым так хочется успокоить свою тревогу. На самом деле ребенок плакал, только внутри себя. Переживание страха у ребенка в этом случае усиливается еще и тем, что внимание взрослого в лице воспитательницы рассредоточено на всех детей группы. Малыш видит, что на его потребности взрослый откликается далеко не сразу. В моменты сильной тревоги многим детям помогают объятия, но и здесь воспитатель не может «разорваться» и дать этого рода поддержку по первому требованию.
А теперь представьте, какие знания может усвоить и какие умения развить ребенок, когда он находится в таком стрессе?! У деток, в отличие от взрослых, когда идет переживание сильных эмоции, части головного мозга, которые отвечают за развитие познавательных процессов, напрочь отключаются. Конечно, это происходит именно тогда, когда ребенка отдают в садик слишком рано.
Вам знакома такая картина, когда ребенок сильно плачет из-за упавшей на дорогу печеньки, а Вы пытаетесь донести логические доводы, что «я куплю тебе новую», «не стоит из-за этого расстраиваться» и «сам ты виноват»? Но малыш вас не слышит. Он словно поглощен своим горем по поводу печеньки. Так же и в садике, когда Ваш ребенок находится в постоянной тревоге, его мозг перестает развиваться так, как если бы он развивался дома с мамой.
Поэтому, когда я вижу очередную рекламу новомодного детского садика, где деток приглашают аж с 1 года, меня просто распирает от возмущения. Такая реклама словно подначивает мам отдать им на воспитание свое чадо. А еще мне забавно видеть, что прилагается к этому садику обучение иностранным языкам, занятия с логопедом, всякого рода умные «развивалки».
О каком обучении может идти речь, если ребенку страшно?
Как подготовить ребенка к саду?
Адаптация ребенка к саду должна начинаться заранее. Давайте разберем, с какими этапами чаще всего бывают сложности.
Сложности с распорядком. Подкорректируйте режим, чтобы ранние подъемы не вызывали у чада негатив. Начните кормить сына или дочку блюдами, которые есть в саду. Развивайте навыки самостоятельности и самоконтроля дома. Гуляйте возле сада и рассказывайте, что дети делают в дошкольном заведении, акцентируйте внимание, что каждого малыша родители забирают вечером домой.
Поиграйте в детский сад с игрушками. Одна из игрушек может плакать, что мама ушла, а другие ее поддерживать и увлекать игрой. Покажите, что огорчение — нормальная реакция на расставание, но с ней можно справиться с помощью поддержки и интереса к новому окружению. Помогите ребенку убедиться, что в саду много интересного, а вечером обязательно придут родители и заберут домой.
Сложности в общении. Помните, что коммуникационные навыки редко кому достаются с рождения. Ваша задача помочь сыну или дочке научиться общаться, особенно, если малыш застенчив или, наоборот, толкается, дерется, кусается, когда хочет что-то получить.
-
Попробуйте поиграть с крохой с помощью игрушки. Например, зайка принес игрушки, а малыш хочет с ними поиграть. Он должен попросить у зайки. Если ребенок не может, проговорите за него, потом помогите ему сказать, а дальше он начнет делать это сам. Создавайте новые игровые ситуации и провоцируйте отпрыска обращаться за помощью к игрушке.
-
Играйте в ролевые игры, например, в кукольное чаепитие. Пришли гости. Их нужно пригласить в комнату, напоить чаем и т.д.
-
Подружитесь сами с кем-то из родителей и оставайтесь погулять после сада, чтобы дети могли поиграть вместе.
-
Анализируйте вместе мультики и сказки, в которых герои не могут поладить.
-
Подсказывайте карапузу в конкретных ситуациях на площадке, как поступить.
Что делать, если ребенок плачет в саду
Самый сложный момент – это непосредственно разлука. Помните, что дети через небольшие “дозы” стресса нарабатывают опыт безопасного расставания. Я приготовила для вас 3 игры, которые помогут снять тревогу, обеспечить психологическую безопасность и комфорт. Вы можете играть дома, по дороге или в саду.
Нить Ариадны. Возьмите клубок ниток. Кончик дайте малышу, а клубок возьмите себе. Предложите поиграть в прятки по очереди, удерживая нить в руках, а потом обсудите игру.
«Скажи, пожалуйста, было ли тебе легче меня найти по ниточке? Мне так точно! Мы сейчас играем и видим ниточку, но точно такая же ниточка, только невидимая, всегда есть между нами. Это наша связь и наша любовь. Когда ты идешь в сад, а я на работу, эта ниточка никуда не девается. И по ней я всегда могу найти тебя, а ты меня, потому что ты в моем сердце, а я в твоем!». Попрактикуйте, проговорите и помогите малышу понять, где искать поддержку, когда мамы нет рядом.
Секретный ритуал. Перед тем как вы оставите ребенка с воспитательницей, проведите секретный ритуал. Предложите чаду ключ. Предупредите, что это очень важная и секретная миссия, и вы можете доверить ее только ему. Он должен хранить ключ целый день в шкафчике/ сумке/ кармашке. Важно этот ключ не потерять. С его помощью вы сможете вечером открыть важную коробочку с приятным сюрпризом.
Это поможет малышу переключиться на другую задачу. У него есть миссия. Он ощущает свою значимость и в течение дня работает. Это формирует идею о совместном будущем и помогает ощущать связь с мамой.
Возрастные особенности детей
Большинство дошкольных учреждений имеют право принять воспитанника с 1 года. Но чаще всего новички приходят во вторую младшую группу, с 3-4 лет, и этому есть логичное объяснение.
Крохи не стремятся к общению, им достаточно познания окружающего мира и надежных объятий родителей. У них пока нет желания расширять этот безопасный круг, малыши не испытывают потребности делиться и вообще воспринимают сверстников, как забавные игрушки.
К 3 годам приходит осознание себя как личности, появляются осознанные желания, понятие компромисса, постепенно возникает любопытство по отношению к одногодкам, попытки наладить диалог. Развивается речь, есть неплохой словарный запас, видна тяга к сюжетным играм.
Чем старше малыш, тем шире его интересы и сдерживать эти естественные порывы нельзя. Необходимо предоставить ему поле деятельности, развивающую среду и обычно это происходит к 3-4 годам. Этот промежуток считается самым удачным для адаптации к новым условиям.
Подходящий возраст для детского сада
По закону мама может пребывать в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Но бывают жизненные ситуации, когда на работу нужно выходить уже сейчас и тогда приходится отдавать малыша в сад раньше (не не ранее 1,5 лет). Прежде чем принять окончательное решение, мама должна понимать, что в таком возрасте для ребенка это будет огромным стрессом. Дело в том, что он еще сильно привязан к родителям и плохо перенесет долгое расставание. Малыш еще не нуждается в друзьях и потребности общения со сверстниками у него еще нет.
Педагоги считают, что самый оптимальный возраст для посещения садика — 3-5 лет.
В детских дошкольных учреждениях существует оптимальный принцип распределения детей по группам в зависимости от возраста:
- ясли — от 1,5 до 2 лет;
- первая младшая — от 2 до 3 лет;
- вторая младшая — 3-4 года;
- средняя — 4-5 лет;
- старшая — от 5 до 6 лет;
- подготовительная — 6-7 лет.
Готовность к детскому садику
Перед принятием решения о посещении ребенком дошкольного учреждения, важно учитывать его темперамент. Существует следующие типы темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики.
Ребенок-меланхолик нерешительный, замкнутый, склонен к капризам и не любит нововведений. Новое место и окружение вызывают у него беспокойство, он не будет стремиться общаться и может замкнуться. Такого малыша не стоит отдавать в детский садик раньше 4 лет, чтобы не травмировать.
Флегматик послушный, спокойный, любопытный и рассудительный. Любит поспать и предпочитает играть в одиночестве. Он легко переносит расставание с мамой и быстро адаптируется в новом окружении. Такого малыша можно смело отдавать в дошкольное учреждение в 2,5 года. Конечно же, в первое время он не будет стремиться к общению, но буквально через пару недель привыкнет и успокоится.
Ребенок-сангвиник — лидер. Он контактный, импульсивный, любознательный, активный, но не любит однообразия. Малыш радуется всему новому, любит общаться со сверстниками, участвовать в утренниках, быть везде первым. Его уже в 2 года можно познакомить с садиком.
Холерик легко возбуждается, избалованный, любит подраться и требует к себе внимания. Привести в коллектив его можно в 3-4 года, но важно рассказать ему о нормах поведения в обществе и дисциплине.
Готовность N1. Внимание на темперамент
Каждый ребенок с первых дней жизни обладает индивидуальным природным темпераментом, который практически невозможно изменить. Врожденный темперамент человека виден во всем: в скорости его мышления, темпе речи, в мимике, подвижности, манере общения и т.д. Темперамент обусловлен скоростью и силой реакции нервной системы на различного рода раздражители: на интонацию матери, мокрые пеленки, чувство голода, боль в желудке, собственные желания и т.п. Впоследствии одним из таких раздражителей выступает детский коллектив, поэтому потребность в детском коллективе определяется, прежде всего, темпераментом ребенка. Как известно, существует четыре наиболее распространенных типа темперамента: меланхолик, флегматик, холерик и сангвиник. Рассмотрим каждый из этих типов.
Его основной канал восприятия — зрение. Он с удовольствием рассматривает книжки, картинки, любит смотреть телевизор. От внимания зрителя не ускользнет ни одна мелочь. В то же время он быстро устает от однообразия. Ему требуется постоянная смена кадров и новые визуальные впечатления. Во время гуляния он может обойти несколько детских площадок, и на каждой поиграть всего несколько минут. Ребенок-зритель часто «не слышит» обращенных к нему вопросов, если они не подкреплены визуальными впечатлениями. Зритель не боится новых лиц, но при этом не идет на контакт с незнакомыми людьми. Он может внимательно разглядывать чужую тетю. А как только она его заметит и задаст простой вопрос, спрячется за маму, засмущается или что-то тихо пробубнит себе под нос.
Время пришло. Интерес к детскому коллективу у зрителя появляется в 3-4 года. Но адаптация к саду у него наиболее гладко проходит в 2 года. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему будет побороть смущение, вписываясь в новый коллектив.
Возможные проблемы. Зритель пугается, когда внимание окружающих приковано к нему. Он будет с любопытством заглядывать в группу. Но при этом боится широко открыть дверь и зайти туда. Дети этого типа часто просят маму подольше не уходить и посидеть вместе с ним.
Тактика поведения. Попросите воспитательницу, чтобы она не смущала ребенка своими вопросами и не привлекала к нему внимание других детей. Ему нужно время привыкнуть к новым лицам и внимательно рассмотреть все вокруг. Приводите ребенка первым, чтобы у него было время до прихода других детей осмотреться вокруг. Если есть возможность, первое время уходите из группы, когда все детишки уже в сборе. В присутствии мамы ребенку будет проще привыкнуть к новым лицам и побороть смущение.
Оратор познает мир через общение. Этот ребенок постоянно что-то говорит. Родителям иногда кажется, что он вообще ни на секунду не замолкает. При этом малыш не станет что-то бубнить себе под нос. Как истинному оратору ему нужны слушатели, которых он обязательно найдет. Он легко идет на контакт со всеми вокруг. Оратор редко смущается, отвечая на вопросы взрослых. У этого ребенка по любому поводу есть своя точка зрения, которую он обязательно сообщит всем вокруг.
Время пришло. У оратора потребность в детском коллективе появляется приблизительно в 3-4 года. Именно в этом возрасте дети начинают общаться друг с другом. И оратор легко привлекает к себе внимание сверстников.
Возможные проблемы. Оратору тяжело молчать, а в садике ему первое время не с кем поговорить. У воспитательницы нет времени слушать его рассказы, а другие детишки целиком поглощены своими эмоциями.
Тактика поведения. Каждый вечер спрашивайте у оратора, чем он занимался в садике. Не перебивайте его. Если ребенок целый день молчал, ему необходимо выплеснуть накопившийся словесный поток. Ребенок должен чувствовать, что родителям действительно интересно услышать подробный рассказ о событиях прошедшего дня. Если ребенок будет знать, что вечером найдет благодарных слушателей в лице мамы и папы, то ему будет проще пережить разлуку. И попросите воспитательницу, чтобы она активно привлекала оратора к подготовке и участию во всевозможных праздниках.
Во сколько лет можно отдать ребенка в садик по закону?
Традиционно взрослые обладают определенным воззрением по данному поводу задолго до рождения на свет малыша. Но реальность постоянно оказывают большое влияние на намерения всех людей. Поэтому зачастую родители думают про то, чтобы отдать малыша в ясли.
Во сколько лет можно отдать ребенка в садик по закону? Сообразно Закону учреждения ясельного вида бывают рассчитаны на детей от 2 месяцев и до 3-х лет. 68-я статья закона, устанавливает право дошкольного учреждения и его учредителя отказать детям в приеме, когда в нем нет вольных мест. Естественно, ясли для детей младенческого возраста отыскать довольно сложно, хотя они, к превеликой радости, мало нужны. Прогрессивные мама и папа постараются побыть с малышом до 2,5 – 3 лет, и большая часть экспертов признаёт, собственно это подходящим возрастом для начинания посещений дошкольного учреждения.
Есть родители родители, отдающие уже в 1,5 года детей в ясли. Первопричины бывают различными: потребность выйти на прежнее место работы и материально содержать семью на нужном уровне, трудности со здоровьем мамы, быстрое появление 2 малыша. Хотя, кроме беспристрастных моментов, большую роль играют и личные, в основном психоэмоциональные особенности малыша и его отношений с родными. Так, к примеру, при слишком безмятежных родителях ребенок может оказаться слишком энергичным и общительным, и ему станет просто скучно дома.
Каковы бы ни были предпосылки раннего выхода в сад, необходимо к слишком многому приготовиться, почти все принять к сведению
Особо стоит обратить внимание на то, что, чтоб ребеночек владел крепким здоровьем, иммунитетом. Почти что все дети, вне зависимости от возраста, нелегко воспринимают переход к новым условиям и видам деятельности
Адаптация сможет продолжаться несколько месяцев и сопровождаться капризами, слезами причем даже враждебностью. Помимо всего этого, посторонняя микрофлора новых помещений и узкий контакт с иными детьми считаются суровым тестированием для иммунитета – и скорее всего вам понадобиться еще какое-то время побыть с малышом, нередко болеющим вирусными «простудными» болезнями.
Кроме того не факт, что найдется благоприятный сад поблизости вашего дома. Великая часть детских садов рассчитана на детей от 2,5 или же 3 лет, а ясельки понадобиться поискать. На помощь приходит местное управление образования (районо) – там обязаны выдать направление в надлежащее учреждение.
Напротив всем трудностям, присутствие в детском коллективе практически во всех случаях идет не во вред ребенку в том числе и в самом чувствительном возрасте.
Обязательно ли отдавать ребенка в детский сад?
Для многих семей этот вопрос не стоит в принципе: папа работает, мама не планирует отказываться от карьеры, бабушек, готовых следить за любимым внуком, тоже рядом нет, а услуги няни банально не по карману. В подобных ситуациях основная задача родителей — сделать адаптацию к детскому саду максимально комфортной. Но некоторые семьи, имеющие возможность не водить ребенка в это учреждение, задумываются, а действительно ли это так нужно?
Долгое время (особенно в советские годы) основным доводом была «социализация», т.е. детский сад выступал тем местом, в котором ребенок имел возможность (или даже необходимость) общаться со сверстниками и другими взрослыми.
Какой ребенок считается «несадиковским»
Таких детей по большому счету нет, говорит Комаровский. Этот «диагноз» ставят воспитатели и педагоги, а иногда и сами родители, когда адаптация слишком затянулась или ребенок научился «запускать» процесс заболевания у себя по психологическим причинам (та самая психосоматика).
О понятии «несадиковский ребенок» и есть ли такое понятие вообще расскажет доктор Комаровский в выпуске ниже.
Беда в том, говорит Комаровский, что в большинстве садиков не соблюдают правильный температурный режим, не следят за влажностью воздуха. Воспитатели приходят в ужас при мысли открыть окно и проветрить группу в разгар зимы. В итоге ребенок, который дышит в садике сухим воздухом в перетопленной группе, болеет чаще. И это ошибочно считают противопоказанием к посещению детского сада. Именно о таких детях и говорят, что они несадиковские.
Другой вопрос, если ребенок страдает каким-то серьезным заболеванием, таким, как бронхиальная астма, например. Таким детям нужны специализированные садики, но их по факту в стране нет. Однако это не означает, что посещать дошкольное учреждение астматик не может. Если родители постараются и найдут садик, в котором есть хорошие медики, воспитатели обучены работать с детками с проблемным здоровьем, то все реально.
Если ребенка не перекармливают дома, не кутают и не приучают кушать только то, что ему нравится, закаливают, не дают ему таблеток по любому мало-мальски тревожному поводу, то «несадиковским» такой малыш вряд ли станет.
Скидки и компенсации на оплату
Теперь поговорим о том, сколько нужно платить за пребывание ребенка в детском саду. По состоянию на 2021 год родителям, чей малыш ходит в ясельную группу, придется ежемесячно делать платеж на сумму около 1200 рублей, на старших деток расходы будут немного меньше – 1100 рублей. При этом государство делает компенсации для родителей. Скидка зависит от многих факторов, например, количества детей в семье, уровня дохода родителей, наличия у них льгот и их места занятости. Минимальная компенсация на оплату детского сада составляет 20% от суммы платежа, максимум – это 70%. Также есть группа детей, которые могут посещать ДОУ на бесплатной основе – инвалиды и малыши, родители которых имеют инвалидность либо являются военнослужащими или сотрудниками образовательной системы.