Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неэффективное использование бюджетных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.
Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.
Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.
Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.
Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.
В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.
Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.
Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.
Статья 306.4 БК РФ. Нецелевое использование бюджетных средств
1. Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
3. Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Расходование средств при ремонтно-строительных работах
Сфера строительства нуждается в особо точных подсчетах. Связано это с тем, что в ходе ремонтно-строительных работ привлекаются сразу несколько финансовых источников. При выполнении государственной программы строительства жилья в расчет берутся бюджетные деньги.
Нарушения с неправомерным расходованием обычно связаны с фактической или частичной оплатой неисполненных строительных обязательств. Прежде чем расходовать бюджетные средства следует произвести контрольные ревизии и выполнить экспертные обмеры объема работ. Как правило, проблемы с монтажом имеют:
- Намеренное завышение строительной сметы.
- Завышение физического фронта ремонтно-строительных работ.
- Проведение покупки стройматериалов по нескольким финансовым статьям.
- Повторная оплата одних и тех же строительных работ.
- Осуществление выплат сторонним подрядчикам и т.д.
На заметку! В ходе определения финансовых расходов из бюджета обычно руководствуются техническими стандартами. Документы представлены такими инструкциями, как ГЭСН или ФЕР (ТЕР).
Избежать неправомерного расходования бюджета в рамках строительных работ можно путем составления документации. В ней отображаются следующие требования:
- сведения о техническом осмотре объектов капитального строительства и расчет проектно-сметных показателей
- прейскурант будущих работ формируется с учетом рыночных цен и инфляции (при невозможности – примерных показателей на момент составления плана)
- поставщики должны указывать ссылку на прейскурант, использованный в качестве основного определения затрат на материалы
- итоговая сумма капитального ремонта формируется за вычетом стоимости демонтируемых элементов, если последние остаются пригодными для дальнейшего использования в строительстве
Отправление сотрудника в командировку – обычная практика госучреждений. По закону командировочный должен получить определенную сумму, которая берется из бюджета компании.
Работодатель обязан возместить сотруднику следующие расходы:
- Оплата проживания в квартире, отеле. Также командировочному может быть предоставлена комната в общежитие.
- Затраты на поездку. В зависимости от способа передвижения, речь может идти о покупке билетов на поезд, самолет, оплате бензина и т. д.
- Суточные. Включают в себя расходы на питание, отдых и т. д.
- Прочие расходы. К ним относится получение консульского пропуска, визы и т. д.
Вышеперечисленные расходы возмещаются сотруднику сразу же по возвращении из командировки. Чтобы получить полную компенсацию, он должен представить работодателю отчет, приложив к нему чеки, билеты и т. д. И нередко расходы командировочного покрываются в большем объеме.
Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.
В пункте 23 постановления Пленума ВАС РФ от 26 февраля 2009 года № 17 указывались случаи, когда конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств. О неэффективном расходовании можно говорить, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Казалось бы, к бюджетным и автономным учреждениям, не относящимся к участникам бюджетного процесса в силу определений, данных в статье 152 БК РФ, применить этот принцип нельзя, тем более что средства субсидий, которые получили эти учреждения, уже не являются бюджетными.
- лицо подлежит административной ответственности за нарушение нецелевого использования бюджетных средств только в случае, если установлена его вина / ст. 1.5 КОАП РФ;
- при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство / ст. 1.6 КОАП РФ;
- лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения / ст. 1.7 КОАП РФ;
- закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу / ст. 1.7 КОАП РФ;
- закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет / ст. 1.7 КОАП РФ;
- юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению / ст. 2.1 КОАП РФ.
Бюджетная и административная ответственность
Согласно ст. 289 БК РФ мерой бюджетной ответственности является изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению. То есть, иными словами, использованные не по назначению бюджетные средства возвращаются в доход бюджета путем блокировки расходов бюджета.
Административная ответственность определена в ст. 15.14 КоАП РФ, согласно которой использование бюджетных средств их получателем на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на руководителей бюджетных учреждений в размере от 4000 до 5000 руб., на бюджетное учреждение — от 40 000 до 50 000 руб.
По поводу применения административной ответственности вопросов не возникает. Причем если установлен факт нецелевого использования, то применение административных мер невозможно без использования бюджетных.
Рассмотрим особенности привлечения к бюджетной ответственности.
О блокировке расходов упоминается в ст. 231 БК РФ. Как определено п. 1 данной статьи, указанная мера принуждения предусматривает сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом (решением) о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств (субъект РФ, муниципальное образование или другой получатель бюджетных средств) на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными.
Блокировка расходов федерального бюджета осуществляется согласно Приказу Минфина России от 26.12.2005 N 162н «Об утверждении Порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета по фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации» (далее — Порядок сокращения расходов).
Как установлено абз. 1 Порядка сокращения расходов, сокращение лимитов бюджетных обязательств возлагается на Минфин в отношении главного распорядителя средств федерального бюджета. Однако может возникнуть вопрос: кто уполномочен сокращать расходы и кому их сокращать, если факт нецелевого использования средств федерального бюджета выявлен у получателя этих средств? В любом случае независимо от того, кем допущено указанное нарушение — главным распорядителем, распорядителем или получателем средств федерального бюджета, сокращение лимитов бюджетных обязательств производится через главных распорядителей. Дело в том, что согласно ст. 38.1 БК РФ распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств получателям бюджетных средств (распорядителям) осуществляется изначально от главных распорядителей, в ведении которых они находятся.
Порядок подготовки уведомления о сокращении лимитов бюджетных обязательств определен Приказом Росфиннадзора от 02.03.2006 N 25 «Об утверждении Порядка подготовки сводного уведомления об изменении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета». Уведомление направляется главным распорядителям в электронном виде или на бумажном носителе с приложением копий акта ревизии (проверки), а также первичных документов (платежного поручения, акта выполненных работ, счета-фактуры). Далее уведомление, подписанное руководителем ревизионной группы, а также руководителем территориального органа Росфиннадзора, направляется в управление Росфиннадзора, которое на основании поступивших уведомлений формирует сводное уведомление. Затем, как определено п. 1 Порядка сокращения расходов, сводное уведомление о подлежащих изменению лимитах бюджетных обязательств направляется Росфиннадзором ежемесячно, до 20 числа месяца, следующего за отчетным, в соответствующий департамент Минфина (далее — курирующий департамент). Согласно данному пункту при выявлении во время ревизии (проверки) Счетной палатой фактов нецелевого использования бюджетных средств в Минфин поступает представление с предложением о блокировке расходов федерального бюджета.
Внимание! Представление Счетной палаты направляется в Минфин на бумажном носителе (п. 1 Порядка сокращения расходов).
Курирующий департамент в течение пяти рабочих дней с даты получения сводного уведомления от Росфиннадзора или представлений Счетной палаты без согласования с главным распорядителем формирует в электронном виде справку об изменении лимитов бюджетных обязательств. Оригинал справки в одном экземпляре на бумажном носителе и в электронном виде курирующий департамент направляет с сопроводительным письмом в Федеральное казначейство для осуществления предварительной регистрации и блокировки распределения лимитов бюджетных обязательств (по уменьшаемым расходам) (п. 2 Порядка сокращения расходов).
Условия блокировки расходов зависят от того, распределены ли до конца текущего года лимиты бюджетных обязательств главному распорядителю средств федерального бюджета.
1. В случае если лимиты бюджетных обязательств не распределены, блокировка расходов на лицевом счете главного распорядителя производится Федеральным казначейством в течение трех рабочих дней. При этом поступившая и зарегистрированная в установленном порядке справка с отметкой о сокращении лимитов направляется Федеральным казначейством обратно в курирующий департамент. Далее курирующий департамент после ее проверки на соответствие внесенных изменений составляет докладную записку по вопросу сокращения лимитов бюджетных обязательств и после получения разрешительной надписи министра финансов направляет один экземпляр справки главному распорядителю средств федерального бюджета, подлинник и копию докладной записки, а также подлинник и копию справки — в Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета, второй экземпляр копии докладной записки и третий экземпляр справки остаются в курирующем департаменте. Кроме того, он составляет извещение об изменении лимитов бюджетных обязательств и направляет:
— первый экземпляр извещения с копией справки — главному распорядителю для сокращения лимитов бюджетных обязательств по подведомственному получателю бюджетных средств;
— второй экземпляр — Росфиннадзору для учета;
— третий экземпляр остается в курирующем департаменте для контроля.
2. Если лимиты бюджетных обязательств до конца текущего года распределены главному распорядителю и их сокращение не представляется возможным, то Федеральное казначейство обязано письменно довести данную информацию до курирующего департамента. Как определено п. 10 Порядка сокращения расходов, после получения указанных документов курирующий департамент письмом за подписью директора Департамента организации составления и исполнения федерального бюджета или его заместителя предлагает главному распорядителю обеспечить свободный остаток лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете главного распорядителя за счет:
— отзыва лимитов бюджетных обязательств в сумме средств, использованных не по целевому назначению, в порядке, установленном в соответствии со ст. 158 БК РФ, и в порядке, предусмотренном Приказом Минфина России N 104н ;
— внесения изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств посредством перераспределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств текущего года в порядке, установленном Приказом Минфина России N 143н .
Нецелевое расходование бюджетных средств
В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.
Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям. Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены. Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает. Штраф для физических лиц – 2-50 тыс. рублей. Вместо штрафа возможна дисквалификация на срок 1-3 года. Ответственность для организаций – только штрафные санкции, которые составляют 5-25% от потраченной нецелевым образом суммы.
К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше). Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.
Наказание варьируется:
- При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):
- штраф 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
- принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
- арест до 6 месяцев;
- лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
- При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:
- штраф 200-500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-3 года;
- принудительные работы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
- лишение свободы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
Последствия нецелевых расходов
Помимо того, что нецелевой расход средств считается нарушением закона, он имеет и иные правовые и фактические последствия. Данные последствия напрямую связаны с уровнем и формой совершённого действия:
- Субъект нарушения – финансовый орган или распорядитель (главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств). Если будет выявлено нарушение такого рода, то часть полномочий нарушителя будет передана уполномоченному по бюджету.
- Нарушение возникло в случае ошибок межбюджетного финансирования. То есть, если на цели одного бюджета пошли деньги из другого, то из бюджета получателя взыщут данную сумму денег плюс плату за их использование.
Также в качестве дополнительной меры воздействия могут сократить программу финансирования.
Виды нецелевых затрат бюджета.
Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:
- Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
- Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
- Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
- Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
- Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
- Покрываются расходы другого юридического лица;
- Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
- Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
- Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
- Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.
Нецелевое использование бюджетных средств
Расходы каждого муниципального или государственного органа производятся в строгом соответствии с утвержденным планом. Кроме того, по итогам прошедшего календарного года обоснованность всех трат будет подлежать проверке на соответствие ранее утвержденной сметы расходов.
В этой связи, оплата каждого заключенного государственного контракта изначально должна быть заложена в бюджете. Затраты на заранее не предусмотренные товары, работы или услуги не допускаются.
Кроме того, оплата за полученный товар должна быть произведена именно надлежащему лицу. Нарушение рассмотренных правил в сфере тендеров, закупок, торгов часто свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств. Вот когда нужна помощь нашего адвоката, который выстроит линию защиты и будет отстаивать Ваше право: профессионально, на выгодных условиях и в срок.
Комментарий к статье 285.1 УК РФ
Должностные лица, осуществившие нецелевую растрату денег, признаются преступниками. Опасность их деяний состоит в подрыве функционирования государства, основы финансового обеспечения со стороны Правительства, а также в создании условий для экономических преступлений.
- федеральный;
- региональный;
- муниципальный;
- внебюджетный.
Деньги из казны могут быть выданы определённому получателю на обозначенные нужды. Если средства фактически были переданы другому лицу или потрачены на незапланированные задачи, это считается нарушением законодательства, за которое устанавливается административное или уголовное наказание.
Цели, на которые выделяются деньги из казны, могут быть такими: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное и другие виды государственного развития; охрана природы, восстановление ресурсов и т.д.
- Дотации (выплаты компаниям, у которых расходы, заложенные в плане, превышают выручку).
- Субсидии (дополнительная поддержка бюджетам меньшего уровня, предприятиям и гражданам).
- Субвенции (помощь региону, городу, юридическому лицу из государственной казны для финансового обеспечения какой-либо программы).
- Бюджетные ассигнования (деньги, получаемые на основе документа о бюджетном исполнении, то есть бюджетной росписи. В документе указываются денежные поступления в казну, источники, а также возможный дефицит).
- Бюджетный кредит (предоставление финансовых активов регионам, городам и организациям с условием возврата. За расходование этого вида финансирования не применяется наказание, как за нецелевое использование бюджетных средств по статье 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Каким образом привлекается к ответственности за растрату государственных кредитов группа лиц, рассмотрено ст. 176 ч.4).
Использованием предоставленные денежных средств не по назначению считается их направление на расходы, не указанные в смете, или оплата одних затрат бюджетного плана за счёт других.
Растрата средств осуществляется путём списания всей предоставленной суммы со счёта и выдачи её какой-нибудь организации или человеку. Если было потрачено менее 1,5 млн руб., то это деяние не рассматривается как хищение бюджетных средств по статье УК. За это предусматривается только административная ответственность.
Штраф за нецелевое использование бюджетных средств может назначаться за:
- Направление поступлений на оплату расходов, которые не оговорены в плане по финансово-хозяйственной деятельности на отчетный год.
- Несанкционированный перевод средств между статьями бюджетной классификации. В данном случае речь идет о том, что поступления, предусмотренные для расходования в одном направлении, перемещаются для покрытия затрат в другом.
- Осуществление платежей, закрытие которых должно производиться из бюджетных средств другого уровня или внебюджетных фондов.
- Направление поступлений на оплату услуг и работ, не относящихся к деятельности предприятия, на содействие коммерческим организациям, покрытие расходов иного юрлица.
- Использование средств на погашение коммунальных платежей, возникших у сторонних потребителей (арендаторов и проч.), безвозмездно.
- Финансирование объектов, строящихся в том числе, по которым оно не предусмотрено по установленному порядку и которые не входят в соответствующие перечни, а также затраты, не определенные в проектно-сметных документах.
- Использование субсидий и субвенций с несоблюдением условий их предоставления.
- Трату финансов из фондов государственных исполнительных органов по направлениям, предусмотренным в других разделах баланса.
- Расходование средств от деятельности, приносящей прибыль, на цели, которые не установлены в плане.
Иные меры принуждения
Иные меры принуждения также связаны с действиями участников бюджетного процесса, нарушающими требования, установленные нормативными правовыми актами. Эти меры остаются в арсенале финансовых и контролирующих органов и используются, как и бюджетные меры принуждения, для обеспечения бесперебойности бюджетного процесса, но содержатся либо в иных главах БК РФ, либо в утративших силу нормативных правовых актах.
В действительности очень сложно провести границу между мерами принуждения и полномочиями участников бюджетного процесса (финансового органа, Федерального казначейства, органов государственного финансового контроля), которые приведены ниже.
Предупреждение
Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства означает меру, применяемую для побуждения к добровольному устранению нарушения лицом, его совершившим. Вынесение такого предупреждения имеет превентивный характер и не несет негативных последствий для нарушителя. Однако в определенных случаях вынесение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного законодательства может быть условием, основанием, создающим возможность применения более серьезных санкций. Например, согласно Правилам приостановления операций по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, открытым в органах Федерального казначейства, если в процессе исполнения федерального бюджета выявлено нарушение законодательства, распорядителю или получателю средств федерального бюджета, допустившему нарушение, сначала направляется представление с требованием устранить нарушение по установленной форме.
Блокировка расходов
Блокировка расходов представляет собой сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с утвержденными. Главным основанием применения блокировки расходов является нецелевое использование бюджетных средств. Блокировка имеет превентивную и компенсационную цель, направленную на избежание негативных последствий для бюджетного процесса в случае продолжения неправомерных действий.